О борода, где ты?

Поручение Иоаву поступать, как подобает мужчине, по-прежнему актуально и увековечено в Писании. «Будь мужествен, и будем стоять твердо за народ наш и за города Бога нашего, а Господь сделает, что Ему угодно» (2 Цар. 10:12).

Иоав, столкнувшись с вражескими рядами впереди и позади него, выбрал лучших воинов и выступил вперед против сирийцев. Остальная часть его армии вместе с братом Авессой должна была повернуть к аммонитянам, чтобы встретить их. Здесь мы и читаем потрясающие слова Иоава своему брату:

«Если Сирийцы будут одолевать меня, ты поможешь мне; а если Аммонитяне тебя будут одолевать, я приду к тебе на помощь; будь мужествен, и будем стоять твердо за народ наш и за города Бога нашего, а Господь сделает, что Ему угодно» (2 Царств 10:11-12)

Эта батальная сцена, не уступающая лучшим сценам из фильмов «Храброе сердце», «Гладиатор» или «300 спартанцев» началась, если можно так сказать, с мужской бороды. Или, если быть точным, с густых бород нескольких мужчин.

Стриженые, как овцы

Давид отправил нескольких бородатых посланников на встречу с новым царем аммонитян Анноном, который сменил своего отца Нааса. Давид хотел выразить соболезнование по поводу почившего царя Наасы, отправив этих уважаемых бородатых друзей «утешить Аннона об отце его» (2 Цар. 10:2). Наас оставался верен Давиду – цари-соседи поддерживали мир между собой. Можно сказать, что посланники Давида протянули Аннону правую руку доброй воли.

Руку, которую Аннон не захотел пожать.

Руководствуясь подозрительностью, безрассудством и глупостью, князья Аммонитские убедили Аннона, что эти слуги пришли не утешать, а завоевывать. «Неужели ты думаешь, что Давид из уважения к отцу твоему прислал к тебе утешителей? не для того ли, чтобы осмотреть город и высмотреть в нем и после разрушить его, прислал Давид слуг своих к тебе?» (2 Царств 10:3). И вот тут-то для царя все становится довольно непростым. Как отреагировать?

Он решает опозорить людей Давида и выставить их на посмешище. «Аннон взял слуг Давида и обрил каждому из них половину бороды, обрезал их одежды наполовину, до бёдер, а потом отпустил» (2 Цар. 10:4, Современный перевод). Он выставил их частично обнаженными перед людьми.

Как овец, Аннон остриг этих людей. Эти деревья потеряли половину листьев; эти львы — половину своих грив. «Когда донесли об этом Давиду, то он послал к ним навстречу, так как они были очень обесчещены». Царь признал их унижение и сказал им: «Оставайтесь в Иерихоне, пока отрастут бороды ваши, и тогда возвратитесь» (2 Цар. 10:5).

И что Давид делает дальше? Тронь чью-то козу – отправишься в суд; тронь мужскую бороду – время начинать войну.

Все еще в ожидании в Иерихоне

Живя в двадцать первом веке, нам трудно понять, насколько враждебным был этот поступок, как глубоко он ранил и каким глубоким позором был для израильтянина того времени. Если бы сегодня царь Аннон отрезал половину бороды мужчине, люди бы восприняли этот поступок не столько как что-то постыдное, а скорее как что-то странное. Кроме того, это не произвело бы нужного эффекта — мужчина мог бы просто сбрить вторую половину и по-прежнему вписывался бы в общество. Так почему же та бритва порезала их до глубины души? Зачем ждать за пределами Иерусалима, пока борода отрастет? В одном историческом комментарии говорится следующее: «То, что могло показаться «шалостью», на самом деле было прямым вызовом силе и власти Давида и привело к войне между двумя народами» (336).

Помимо того, что он плюнул на протянутую руку Давида с предложением мира, рассмотрим значение бороды в Израиле.

Во-первых, в израильской культуре борода служила признаком зрелой мужественности. Все израильские мужчины отращивали бороды; Бог повелел им это: «Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей» (Левит 19:27). Борода была такой себе рекламной вывеской мужественности, с первого взгляда отличавшей мужчин от мальчиков и женщин.

Пышная округлая борода была признаком мужественности и предметом гордости для мужчин-евреев. Она считалась украшением, и ее уходу уделялось много внимания. Богатые и знатные люди совершали церемонию ухода за бородой. Обычай не позволял брить бороду, только подстригать (Левит 19:27; 21:5), за исключением особых обстоятельств [например, сильного плача или беды: см. Иеремия 41:5; Ездра 9:3]. (Словарь библейских образов, 80)

Таким образом, отрезать бороды миротворцам означало, цитируя еще раз, «символически оскоплять или кастрировать их и, соответственно, Давида» («Библейский справочный комментарий» — IVP Bible Background Commentary, 336). Не хочу повторяться, но бороды также служили знаком мужского могущества: «Бороды, носимые в древние времена, воспринимались с большим почтением и часто символизировали силу и мужественность» («Библейский словарь Эрдмана» — Eerdman’s Dictionary of the Bible, 158). Срезать её означало порезать символ их мужественности.

А как же безбородые?

Связь между мужественностью и небритыми щеками сегодня прослеживается в истории церкви, как елей, стекающий по бороде Аарона (Псалом 132:2).

Августин, комментируя Псалом 132-й псалом, пишет: «Борода означает мужественных людей; борода отличает взрослых мужчин, серьезных, активных, энергичных. Поэтому, когда мы описываем такого человека, мы говорим, что он бородатый» (Толкование Августина на Псалмы, Иоанна и 1-е Иоанна). Или возьмем Чарльза Сперджена, который говорил своим студентам, что «отращивание бороды — это самая естественная, священная, мужественная и полезная привычка» («Лекции для моих студентов», 99). Или взять священнослужителей времен Реформации, которые отращивали символ мужественности, чтобы бросить вызов безбрачному с чисто выбритыми лицами католическому духовенству.

Или подслушайте, как в «Письмах Баламута» К.С. Льюис задается вопросом о нашем времени, когда старший демон пишет своему племяннику: «Таким образом, мы уже много веков побеждаем природу, делая некоторые вторичные характеристики мужчины (такие как борода) неприятными почти для всех женщин — и в этом есть нечто большее, чем вы можете предположить» (118).

Так что же делать с безбородыми?

В библейские времена мужчины Рима были чисто выбриты (как и египтяне). Когда эти безбородые пришли к бородатому Христу, им не нужно было отращивать бороду, чтобы войти в Царство Божье. Они, как и мы, спасены только благодатью через веру во Христа — без всяких прядей добрых дел, чтобы волосатые не хвалились более среди нас. Конечно, на первый взгляд, сами бороды не несут в себе никакого спасительного смысла, да и нет такой заповеди. Даже бритые могут быть спасены. Борода также не делает нас мужчинами. Некоторые мальчики, живущие в цокольных помещениях своих домов, зависимые от видеоигр и порнографии, отращивают бороды. Но здесь мы идем по тонкой грани. Значит ли это, что борода, этот древний ориентир, сводится просто к устаревшему украшению мужчин, их простому предпочтению?

Я знаю немало благочестивых людей, которые свидетельствуют, что, хотя они и прилагают усилия, смоковница не расцветает, и плодов на виноградной лозе днем с огнем не найти. Маленькие островки волос прорастают, но земли никогда не образуют континенты. Они скорее Иаков, чем Исав, чья мать «руки его и гладкую шею его обложила кожею козлят» (Бытие 27:16), чтобы выдать его за волосатого брата (и старший действительно стал служить младшему, Бытие 25:23; 27:15, 42). Парик для подбородка, брат мой, увы, не выход.

Решение же состоит в том, чтобы быть таким человеком, каким тебя создал Бог. Сегодня многие, если не большинство, не будут носить бороды и не станут от этого хуже. Эта статья, со всеми ее бородатыми шуточками, не несет в себе негативного послания. Мы согласны с Шекспиром, что «тот, у кого есть борода, больше, чем юноша», но не тогда, когда он продолжает: «а тот, у кого нет бороды, меньше, чем мужчина» («Много шума из ничего», 2.1). Ибо если ты поступаешь по своей богоданной и богозрелой мужественности, то ты бородатый мужчина, есть ли у тебя волосы на лице или нет. Чтобы понять это утверждение, подумайте о том, зачем Бог создал бороду.

О борода, где ты?

Почему Бог создал мужчин со способностью отращивать бороды? Зачем вообще отращивать бороды, или почему не дать их детям и женщинам, как некоторые предполагают о гномах Средиземья?

Не потому ли, что Бог наслаждается различиями, которые Он создал? День и ночь, земля и вода, небеса и земля, мужчина и женщина – «Хорошо». Веками Он прятал характерные признаки, заложенные на генетическом уровне, в каждой клетке нашего тела, где только Он мог ими любоваться, однако, Он все же оставил кое-какое свидетельство о Себе и для неученых. С самого начала Он заштриховал лицо мужчины своим карандашом. Какой экстаз испытывал Адам, наблюдая за прекрасным и гладким лицом Евы – такой похожей на него, но в то же время не похожей.

Сегодня во многих местах эта оценка подвергается нападкам. Образно говоря, нашей культуре не нравится всё, связанное с бородой. Мы наклеиваем накладные бороды женщинам и бреем бороды мужчинам, внушая детям, что нет никакой разницы. Волосы — это просто волосы. При достаточном количестве гормонов каждый может их отрастить. Называя себя мудрыми, мы обезумели, променяв славу Божью на образы (Римлянам 1:22-23) — и теперь мы меняем и свои собственные.

Поэтому, на мой взгляд, в прямом смысле слова бороду стоит иметь. Бороды протестуют против сошедшего с ума мира. Другими словами, бороды бросают вызов. Они по-своему сурово свидетельствуют, что половые различия имеют значение, что мужественность не так легко сбрить, состричь или разрубить аннонам этого мира. Её колючий и дерзкий голос свидетельствует: «Мужчину и женщину сотворил их» (Бытие 1:27).

___________________________

Оригинал статьи на desiringGod.org

Перевод на русский язык ieshua.org

Грег Морзе
Штатный автор desiringGod.org, выпускник Вифлеемского колледжа и семинарии.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *