Лука прекрасно осведомлен о божественности Христа — и он не молчит о ней, — однако в своем Евангелии он сознательно подчеркивает Его человечность — Его происхождение, рост, развитие, борьбу и служение со всеми его радостями и разочарованиями. Уже в прологе своего произведения он много говорит о роли Святого Духа в событиях, предшествующих Его рождению и связанных с Его рождеством и детством. Более того, он дважды ясно заявляет о том, что «Иисус… преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лук. 2:52, см. также ст. 40).

Иисус Христос проводит жизнь как человек, на котором была благодать Божья! Как человек Он проходит и подготовку к Своему служению: Он слышит проповедь Иоанна Крестителя, принимает от него крещение и, наконец, в качестве последнего этапа подготовки к мессианскому служению преодолевает особое испытание — сорокадневное искушение от дьявола (см. 4:1-13).

Евангелия описывают три искушения, с которыми Иисус столкнулся в те дни, — превращение камня в хлеб, прыжок с храма и богатства всех царств мира, но мы посмотрим только на общую сцену и самое первое искушение, представленные в первых четырех стихах четвертой главы Евангелия от Луки:

Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от дьявола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал. И сказал Ему дьявол: «Если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом». Иисус сказал ему в ответ: «Написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим» (Лук. 4:1-4)

Итак, вот борьба с искушениями и вот победа! Это тот образец и пример, который нужен нам. Когда мы боремся за святость, мы должны понимать, что Иисус Христос как Сын Человеческий преодолел все земные искушения и поэтому силен искушаемым помочь. Более того, история об искушении Христа помогает нам понять две истины о борьбе за святость, а именно, о неизбежности искушений и их преодолении.

Искушения неизбежны

Первая истина о борьбе за святость такова: искушения неизбежны. Этот вывод мы делаем, глядя на первые два стиха, где изображена вводная сцена — сцена искушения. Перед нами все три действующих лица — Иисус, Святой Дух и сатана. Конечно же, нам не стоит думать об искушении как о диалоге двух маленьких «Я», являющихся человеку, спорящих между собой и пытающихся убедить его сделать то или иное. Реальность намного серьезнее, поскольку участники искушения — это не мультяшные герои!

Читая начало четвертой главы Евангелия от Луки, мы понимаем, что человек Христос Иисус оказывается в центре таких событий, которых врагу не пожелаешь — сорок дней в пустыне под натиском искусителя человеческих душ. С чем же столкнулся Иисус? По сути, Он встретился с тем же, с чем сталкиваемся и мы, хотя и в большем масштабе! Его искушение включало в себя два компонента — духовный и физический.

Искушения преодолимы

Эту истину демонстрируют все три искушения, которые приводит евангелист Лука, но нам будет достаточно взглянуть лишь на первое из них — искушение превратить камень в хлеб. Когда Иисус находился в условиях физического истощения, своим искушением враг нажимает на больное место и сыплет соль на рану: И сказал Ему дьявол: «Если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом». Иисус сказал ему в ответ: «Написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим» (Лук. 4:3-4). Отметим, что Лука говорит об искушении, обращая внимание на вызов, исходящий от дьявола, и на ответ Иисуса.

Побуждение к недоверию и независимости

Дьявол начинает диалог первым: «И сказал Ему дьявол» (Лук. 4:3). Он идет в атаку, как тысяча орков. В соответствии с физической немощью и огромной нуждой — кто-то даже вспомнит о так называемых базовых потребностях — враг бросает вызов Иисусу. Утверждая «если ты Сын Божий», дьявол не сомневается в этом, как не может сомневаться и Сам Иисус, поскольку Он только что услышал глас с небес при крещении: «Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (3:22). Искуситель прекрасно знает об особом сыновстве Иисуса, но, упоминая его, призывает Спасителя совершить нечто чудесное в собственных интересах, чтобы удовлетворить свою нужду.

«То вели этому камню сделаться хлебом», — предлагает враг, скорее всего, указывая на конкретный плоский камень, напоминавший лепешку, каких была разбросана тьма тьмущая по всей Иудейской пустыне. Один камень, одно божественное слово, сильное творить, один хлеб — и всё! В чем же заключалось искушение ко греху? Разве Христос не мог использовать Свою силу для сотворения хлеба? Разве Он не умножал впоследствии хлеб, как минимум, дважды? Все это так, однако под водительством Духа Иисус Христос наложил на себя добровольный пост, связанный с отказом от пищи (см. Матф. 4:2). Он сделал это для того, чтобы показать, что Он уповает не на Себя, а на Бога, и живет не брюхом, а Духом.

Таким образом, Сын проявил послушание и доверие Отцу, чтобы отвергнуть Себя и жить не для Себя, но на деле подтвердить справедливость молитвы: «Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день» (11:3). Иисус продемонстрировал то, о чем впоследствии засвидетельствовал автор Послания к евреям: «Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию» (Евр. 5:8). Сатана же побуждал Его положиться на себя, принять самостоятельное решение и использовать Свою чудотворную божественную силу для Себя, чего Христос впоследствии никогда не делал. Это только апокрифы и прочие подделки изображают Иисуса пользующимся Своей силой налево и направо для достижения всяких несущественных целей. Итак, сатана искушал Иисуса проявить недоверие Богу и поступить независимо от Него, не подчиняясь Духу Святому.

Верность духовным приоритетам

Евангелист Лука сообщает и ответ Иисуса, показывая, что Он не избегал проблемы и не уклонялся от вызова. Христос не пытался сделать вид, что искушения вообще не существует. Он не прятал голову в песок, но защищался активно. Что же Господь использовал для защиты от искушения? Будучи Человеком, всецело исполненным Духом, Он извлек из ножен «меч Духа» (Еф. 6:17), насыщая Свои слова Писанием. Таким образом, защита Иисуса демонстрирует Его верность духовным приоритетам.

Прежде всего, Иисус обратился к записанному Божьему Слову как к непререкаемому авторитету, несмотря на прошедшие столетия: «Написано…» (Лук. 4:4). Цитируя по памяти конкретный текст, Он подчеркивал Свою верность Богу Отцу и Его воле. Примечательно то, что цитируемые Иисусом слова изначально прозвучали в обстоятельствах, сходных с теми, что Он переживал в пустыне (см. Втор. 8:3). По сути, это означает, что Господь проповедовал Самому Себе. Он применял библейский текст к Своей жизни.

Почему же Он использовал именно этот текст? По-видимому, потому что Он размышлял над ним, над ситуацией, в которой оказался Божий народ, и над Божьим действием в Своей жизни. Чем же еще занимался Иисус в пустыне? Вряд ли Он лежал и грелся на солнышке или стонал, притворяясь несчастным. Не стоит и предполагать, что Он проводил время, гоняясь за животными и птицами или кидая камни в пещеру. Он постился, молился, размышлял над Божьим Словом и Его заботой о Своих детях в пустыне. Вот почему Он и цитирует этот текст Священного Писания.

Более того, богодухновенный текст, который процитировал Христос, учит как раз доверию Богу и Его Слову: «…Не хлебом одним будет жить человек, [но всяким словом Божиим]». В нем не отрицается необходимость хлеба для поддержания физической жизни человека, однако он расставляет верные приоритеты, акцентируя внимание на духовной нужде. Ведь именно Божье Слово производит оживляющий эффект. Оно способно поддержать человека, даже когда к нему вплотную подступила физическая немощь.

Из ответа Христа видно, что Он причислял Себя к людям, говоря «будет жить человек»26. Другими словами, Иисус как Сын Человеческий продемонстрировал Свое упование на Бога, зависимость от Его Слова и победил искушение, подав нам пример святости. Однако именно в этом вопросе не смогли преуспеть израильтяне в пустыне. Они возмущались вслух Господа, восклицая: «О, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! Но вы вели вы все собрание это уморить голодом» (Исх. 16:3). По этой причине Моисей не раз напоминал им о том уроке, который они так и не смогли выучить:

И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет; Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живет человек (Втор. 8:2-3).

Итак, Иисус Христос преодолел искушение в пустыне, полагаясь на Божье Слово, размышляя над ним, цитируя его и на деле демонстрируя верность правильным приоритетам. Эта победа, в свою очередь, помогает нам сформулировать еще один важный принцип борьбы за святость: если мы не хотим, чтобы искушение одолело нас, мы должны наполнить свою жизнь Божьим Словом, размышлением о нем и, соответственно, верно расставить свои жизненные приоритеты.

Пример Господа Иисуса, сохранившего святость в самых непростых обстоятельствах, несмотря на Его человеческую немощь, ясно свидетельствует нам о том, что искушения преодолимы и в нашей жизни. Конечно, мытарь живущий в нас, нашептывает нам, что победа невозмож­на, поэтому не стоит даже бороться. Он убеждает нас, что надежды нет, потому что всё против нас. Но Иисус Своим примером учит нас, как бороться за святость.

Прежде всего, прислушайтесь к совету апостола Павла: «Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 Кор. 10:12). При этом не ропщите на Бога, зная, что вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так что-бы вы могли перенести (1 Кор. 10:13).

Поверьте, нет такого искушения в вашей жизни, которого вы не могли бы перенести! Далее, постарайтесь безошибочно определить своего врага:

В искушении никто не говори: «Бог меня искушает»; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть (Иак. 1:13-15).

Наконец, будьте особенно бдительны, когда вас одолевает немощь. Заметьте, когда мы болеем или чувствуем усталость, мы склонны заполнять свое сердце всякой пустотой. Но Христос являет нам образец водительства Духом. Он учит нас размышлять над Словом Божьим, применять Писание к себе и проповедовать библейские тексты самим себе. Это и есть настоящая борьба за святость, снаряженная мечом Духа (ср. Еф. 6:17).

Однако не удивляйтесь, если, заполняя свое сердце суетой, вы падаете, поскольку «что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6:7-8). Наша победа возможна лишь тогда, когда мы осознаем свою зависимость от Святого Духа, наполняем себя Словом Бо­жьим и пребываем в молитве, твердя: «И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» (Лук. 11:4).

Итак, в борьбе за святость нам, словно воздух, необходим образ Иисуса Христа, который как Сын Человеческий преодолел все земные искушения и поэтому силен искушаемым помочь. Поэтому помните: хотя искушения неизбежны, они вполне преодолимы. Но победа возможна, только если мы уповаем на источник силы, который вне нас, то есть на жертву чистого и непорочного Агнца Божьего во спасение всякому верующему в Него. Зная это, убейте в себе фарисея, убейте в себе мытаря, переведите взор на Христа и подражайте Ему, уповая на Бога и Его Слово: «Ибо, как Сам Он претерпел, был искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр. 2:18).

Поделиться
Написал Александр Гуртаев
Пастор церкви «Преображение» (г. Самара), магистр богословия в области греческого языка и Нового Завета (The Master’s Seminary).