Проблему боли называют «Ахиллесовой пятой» христианской веры. Веками люди мучались вопросом: «Как благой и любящий Бог мог допустить, чтобы в Его творении было так много зла и боли?». Эта философская проблема породила множество идей и споров, и некоторых из них, мы коснёмся в этой статье, но, важно то, что, эта проблема очень быстро переходит от абстрактных размышлений к реальному человеческому опыту. Философия здесь сталкивается с реальностью.
Исторически, зло определялось в терминах нехватки и отрицания, особенно это очевидно в трудах Августина Блаженного и Фомы Аквинского. Смысл здесь заключается в том, чтобы определить зло как недостаток или нехватку добра. Например, мы говорим, что грех – это любое несоответствие Божьему закону или его нарушение. Грех, обычно, характеризуется отрицательными терминами: неповиновение, беззаконие, безнравственность, неэтичное поведение и т. п. Так что над проблемой зла всегда виден некий стандарт добра, по которому и определяется, что есть зло. В этом смысле, оно похоже на паразита, который живёт на теле хозяина. Зло настолько зависит от добра, что без него у зла даже нет определения. То есть, ничего нельзя сказать о зле, пока не будет определён некий стандарт добра. Но как бы мы ни говорили о зле, как о недостатке или отрицании добра, мы не можем избегнуть реальности его силы.
Во времена реформации, главные её деятели приняли те определения зла, которые достались им от ранних отцов церкви, но добавили к ним одно важное уточнение. Они стали определять грех, как действительный, настоящий, существующий недостаток. Это было сделано специально, чтобы подчеркнуть, что зло действительно существует. Поскольку, если мы будем думать о боли и зле просто как о нехватке или отрицании добра, то можем скатиться до абсурдной ошибки и рассматривать зло лишь как иллюзию.
Но чем бы зло ни было, оно точно не иллюзия. Мы испытываем страдание, когда встречаемся с ним, и не только как отдельные существа, но и в более широком смысле. Писание говорит нам, что всё творение стонет, ожидая явления сынов Божьих (Рим. 8:19, 22). Суд Божий над людьми повлиял на всё творение, над которым Адам и Ева должны были властвовать, на всю землю. Это проклятие распространилось от Адама до самых дальних уголков Божьего творения. Реальность проклятия – это тяжкая ноша и стесняющий нас всю жизнь покров греха. Настоящий покров боли и скорби.
Много лет назад у меня была подруга-христианка, и я очень дорожил её дружбой. В то время она проходила лечение от рака с помощью химиотерапии. Ей было очень плохо, её постоянно тошнило. Я спросил её о том, что она переживает и помогает ли ей вера, чтобы всё это вынести. Она ответила шуткой, что трудно быть христианином, когда тебя рвёт и ты буквально обнимаешься с унитазом. Её ответ произвёл на меня большое впечатление. Верить действительно трудно, когда твоё тело испытывает постоянную боль. И, всё же, именно в такие моменты христиане чаще всего находят утешение в Божьем Слове. Вот почему христианская вера основывается на утверждении о суверенитете Бога над всем, в том числе и над злом и болью. У вас не получиться отбросить проблему боли просто сказав, что в ней виноват Сатана. Он не может ничего, кроме того, что ему позволит сделать Бог. Он не может пустить в вас ни одной из своих «огненных стрел» без воли нашего небесного Отца.
Нет более драматичного места в Писании, которое бы говорило об этом, чем ветхозаветная книга Иова. Она повествует нам о человеке, который боролся с проблемой боли из всех своих сил. Бог позволил Сатане сделать с ним всё, что угодно. Всё, что было Иову дорого, было отнято у него: семья, имущество, здоровье. Но даже в этом состоянии, страдая и живя на куче мусора, Иов говорил: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов. 1:21).
Легко цитировать это место, относясь к ситуации поверхностно и самодовольно. Но чтобы понять его, надо заглянуть глубоко в сердце этого поражённого несчастьем человека. Он не пытался выглядеть духовно или благочестиво не смотря на боль. Нет, он показал нам величайшую степень доверия Творцу. Высшее выражение его доверия записано в Иов. 13:15: «Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться». Иов предвосхитил христианскую жизнь, которая стала для него подобна пути Христа по дороге Виа Делороса – пути скорбей, который заканчивается у подножия креста.
Христианская жизнь включает в себя таинство крещения, которое означает, помимо всего прочего, и погружение в беды, унижения и смерть Иисуса Христа. Библия предупреждает нас, что те, кто не хотят принимать участия в этих скорбях, не будут принимать участия и в возвышении Иисуса. Христианская вера погружает человека не только в боль, но и в воскресение Христа. Какая бы острая боль не преследовала нас в этом мире, она всё равно прекратится. Когда мы страдаем, наши сердца полны небесной надежды, надежды на то, что и зло, и боль существуют временно, они осуждены Богом, который обещал, что однажды их больше не будет. Присутствие Христа победит их навсегда.