Призвание, дающее ответ

Провозглашение Божьей спасительной благодати во Христе всем, кто ее услышит, занимает центральное место в миссии христианской Церкви в мире. Возвещение этой Благой вести должно быть неизбирательным, поскольку оно адресовано любому человеку, независимо от его расы, вероисповедания или личных обстоятельств. Посредством проповедей и воспроизведения их в литературе, на магнитофонных пленках и по радио этот призыв прийти ко Христу за милостью раздается по всей земле каждый день.

Сам Христос учил, что услышать этот призыв необходимо для того, чтобы человек стал христианином (Мф. 13:1-23), и апостолы вторят Его учению ( Рим. 10:14 ) . Павел говорит, что вера — которая спасает, которая соединяет человека со Христом и которая приносит прощение и праведность, — приходит от слышания, слышания Слова Божия ( Рим. 10:17 ). Но не все, кто слышит Слово Божье, спасаются. Это очевидно из свидетельств истории, и это также то, что видно из различных откликов на учение Самого Христа и на проповедь апостолов. Когда произносится одно и то же благовестие, одни враждебно относятся к тому, что слышат, другие безразличны, а третьи принимают то, что слышат, и доверяют Христу (Деян. 4:1-4) .

Начиная с проповеди Петра в день Пятидесятницы (Деян. 2:1-47 ), реакция на христианскую проповедь никогда не была ни полным принятием, ни полным отторжением. Поэтому, когда Павел проповедовал эпикурейцам и стоикам в Афинах (Деян. 17) , некоторые из них насмехались над ним, когда он упоминал о воскресении мертвых, другие говорили, что хотели бы услышать его в другой раз, а третьи уверовали ( Деян. 17: 34 ) . Апостолов это не могло удивить, ибо подобное разделение было, когда Христос проповедовал Евангелие.

Два призыва

В чем разница?

Чем объясняется разделение между теми, кто принимает, и теми, кто отвергает проповедь Благой вести? Заманчиво искать объяснение различия в том, как мы объясняем другие различия между людьми, с точки зрения класса, профессии, возраста или личности. Но свидетельства, представленные в Новом Завете, не поддерживают такой подход, поскольку исследование жизни тех, кто стал христианами, обнаруживает большое разнообразие происхождения, а не один общий фактор. Некоторые христиане были богаты (Лк. 19:1-10) , а некоторые бедны (1 Кор. 1:26) . Одни были свободными ( Гал. 3:28 ) , другие были рабами (1 Пет. 2:18) .Там были молодые и старые, мужчины и женщины, евреи и язычники. Кроме того, нет ни малейшего намека на то, что апостолы думали , что их послание предназначалось для определенной группы или типа людей, или что они полагали, что то, что они говорили, было приспособлено для того, чтобы быть более приемлемым для одних, чем для других. Так в чем же разница? Почему одни верят в хорошие новости, а другие нет? Какое объяснение предлагает само Писание?

Писание учит, что кроме общего «призыва», проповеди Евангелия всем одинаково, есть еще «призыв», призыв от Бога, который сам по себе вызывает отклик от призванных, отклик покаяния и веры во Христа. и искреннего послушания тому, что требует Бог. Не все призванные призываются в этом смысле. Не все, кто призван общей проповедью Евангелия, призваны Богом таким образом, чтобы обеспечить соответствующий отклик. Этот дальнейший призыв, призыв, который приносит ответ, исходит непосредственно от Бога.

Это правда, что общее призвание Евангелия также исходит от Бога, поскольку Бог уполномочивает людей проповедовать, и они говорят по Его приказу. Но более глубокий, внутренний призыв — это более непосредственная работа Бога. Один из способов разъяснить это в Новом Завете состоит в том, что проповедник или учитель может учить других Евангелию, ободрять и предупреждать их, но только Бог по Своей благодати может обеспечить принятие Благой вести. Каким бы красноречивым, ясным или обаятельным ни был проповедник, то, что он говорит, само по себе не приведет слушателей к вере во Христа. Только Бог может совершить такое. Несомненно, имея в виду учение Христа в притче о сеятеле, Павел напомнил коринфянам, что, хотя один человек может сеять семя, а другой поливать, никто, кроме Бога, не может заставить семя взойти к жизни и принести плод (1 Кор. 3:6) .

Божий действенный призыв, призыв, который приносит ответ, больше, чем общий призыв Евангелия через проповедь. И все же было бы заблуждением оставлять впечатление, что когда человек обращается через проповедь Благой вести, когда он призван Богом, он испытывает два отдельных призвания, одно от проповедника, а другое от Бога. Это не так. Прямой Божий призыв не предполагает, что призванный человек получает другое послание через видение, голос или внутреннее побуждение, кроме Благой вести, которую он слышит вместе со всеми остальными, кто ее слышит. Есть одна Благая весть, одинаковая для всех. Человек не изменяется, получая дополнительное «секретное сообщение».

Но если призыв от Бога, который обеспечивает ответ, не является дополнительным учением, что это? Именно действие Бога делает человека восприимчивым и отзывчивым к истине, которую он слышит. Внутренний «зов» — это не дополнительная информация, это очищение и обновление ума того, кто слышит, чтобы он понял Благую весть. Это также устранение предубеждения, которое все люди имеют по отношению к авторитету Бога, и это обновление воли для того, чтобы отклик веры и послушания мог быть сделан, когда провозглашается Благая весть.

Для иллюстрации рассмотрим разницу между опытным инженером и новичком. Оба могут слушать работу двигателя на холостом ходу, и опытный инженер может сразу сказать, что не так, что вызывает вибрацию или неравномерность. Однако и инженер, и новичок слышат одни и те же звуки. Что для одного загадка, для другого сразу ясно. Разница обусловлена подготовкой и опытом инженера. Но в случае действенного призвания грешника Богом, разница не в том, что у призванного есть какие-то способности или возможности, которых нет у непризванного. Категорически нет. Различие происходит только благодаря Божией благодати. И эта благодать проявляется в различии в оценке, различии, которое вызывается изменением в сокровенных склонностях и отношениях человека, изменением, которое может произвести только Бог.

Следовательно, в обращении человека через провозглашение христианской Благой вести есть двойной призыв. Есть общий призыв Евангелия через проповедь, и есть особый, действенный призыв Бога, производящего изменение во внутреннем характере человека, чтобы он ценил Евангелие и откликался на него.

Если принять во внимание это двойное значение «призвания», то некоторые части Нового Завета, которые иначе трудно понять и которые могут даже показаться противоречивыми, станут ясными. Когда Павел в Послании к Коринфянам говорит: «А для призванных, как Иудеев, так и Еллинов, Христос — Божья сила и Божья премудрость» (1 Кор.1:24) , он имеет в виду их действенное призвание, их призвание Богом через проповедь Благой вести и Божественный ответ в них на нее. Это наделение полномочиями не принимало во внимание мудрость или естественное рождение, и, конечно же, не совершалось из-за таких вещей. Павел говорит, что вообще Бог призвал самых бедных и неразумных из людей, чтобы показать, что приход ко Христу не является поводом для хвастовства. Это, конечно, не было связано с большим естественным интеллектом или проницательностью.

С другой стороны, подумайте о словах Христа: «Много званых, а мало избранных» (Мф.20:16 ) . Здесь Христос имеет в виду общее призвание Евангелия и учит, что хотя многие призваны внешне через проповедь, сравнительно немногие призваны действенно, «избраны». Таким образом, Христос использует здесь слово «избранный», чтобы описать эффективное действие Бога в обращении, в то время как Павел использует слово «призванный». И все же контраст не так велик, как может показаться, ибо и Павел в уже рассмотренном отрывке пишет о «призванных» как о тех, кого избрал Бог (1 Кор. 1:27 ). И ясно, что идея выбора, Божьего выбора, очень подходит для описания одностороннего, действенного способа, которым Бог открывает Свою благодать грешникам в их обращении.

Тот факт, что действенный призыв (или выбор) Бога не является отдельным посланием или откровением от Бога, но что он сопровождает изложение Евангелия благодати в проповеди, подчеркивает тот факт, что обращение всегда происходит в обстоятельствах, когда Благая весть становится известной. Никто не обращается, кто не знает пути спасения через милосердие Божие во Христе. Как это могло бы быть? Предположить такое значило бы, что такой человек вообще ничего не знает о милосердии Божием во Христе. Но как люди могли обратиться к Богу за милостью, если они ничего не знали о Божьей милости и понятия не имели о том, что они имеют право обращаться к Богу в своей нужде? Человек может быть приготовлен Богом к обращению в то время, когда он не ведает Благой вести. Такой человек может испытывать необъяснимую потребность, глубокую неудовлетворенность собой, безымянное желание, которое он не может полностью понять или удовлетворить, пока ему не будет проповедан Христос и он не придет к Христу за милостью. Но это необычно. Обычно, когда провозглашается Благая весть, происходят все фазы действенного призвания.

Почему, передавая Свою милость грешным людям, Бог действует эффективно, в одностороннем порядке, описанным образом? Потому что у Него нет другого способа работать. Такой ответ не предназначен для того, чтобы негативно отозваться на Боге, как если бы Он был ограничен в силе и благости. Это комментарий не столько о силе или благости Бога, сколько о бедственном положении или нужде человечества. Бедственное положение человека таково, что предполагать, что его можно ободрить или уговорить войти в Царство Божье, значило бы насмехаться над ним. Люди, нуждающиеся в милости Божией, с отвращенными от Него лицами и в состоянии, которое Новый Завет описывает как смерть (Еф. 2:1 ) и вражду (Рим. 8.7 ) ,не откликнутся даже на самые сладкие и убедительные рассуждения Самого Бога, пока им не будет дана сила сделать это. Представление о том, что люди нейтральны и что им нужен кто-то или какое-то влияние, чтобы склонить чашу весов в пользу Бога, свидетельствует о глубоком непонимании духовного состояния человечества. Грех делает людей враждебными Богу. Грех есть враждебность к Богу. Необращенные люди живут против Него. Единственный способ, которым они могут быть изменены, — это полный поворот, способный дать новую жизнь или воссоздать ее. Новый Завет без колебаний использует такой радикальный язык — язык творения, нового рождения и воскресения — для описания того, как человек приводится ко Христу.

Таким образом, хотя призыв Евангелия через проповедь является общим, без ограничений, в соответствии с повелением Христа Своим служителям возвещать Благую весть по всему миру, тем не менее внутренний действенный призыв Бога, который делает Благую весть понятной и приемлемой, является конкретным. Этот действенный призыв обращен не к классам людей как таковым или к нациям, а к отдельным людям внутри классов или наций. Это различие между общим и частным призывом в равной степени применимо к Израилю в ветхозаветную эпоху. И даже если большое количество людей в обществе становятся христианами в одно и то же время, неправомерно делать из этого вывод, что это произошло потому, что они каким-то образом были приспособлены или имели право получить Божью милость.
Характер действенного призыва Божия яснее всего показывает, что спасение приходит к отдельным мужчинам и женщинам только в результате милосердия Божия. Когда Павел проповедовал в Афинах (или Иисус проповедовал в Галилее), почему одни с насмешкой отвергали их слова, а другие принимали? Объяснение не может заключаться в том, что Бог недостаточно могущественен или мудр, чтобы призвать философа-эпикурейца или стоика. Объяснение также заключается не в том факте, что один человек по своей природе более склонен к обращению, чем другой. Скорее, обращение объясняется тем фактом, что Бог считает нужным даровать Свою спасительную благодать.
Возможно, ничто так ясно не подчеркивает суверенно-милосердный характер действенного призвания, как тот факт, что хотя все нуждаются в спасении, лишь некоторые его получают. Никогда нельзя утверждать, что люди обращаются, потому что заслуживают обращения. Если это так, то почему не все обращаются, ведь все одинаково нуждаются? Павел рассуждает в том же духе в Рим.9, где он обсуждает случай с Иаковом и Исавом. Бог помиловал Иакова, а Исаву было отказано в помиловании. Павел показывает, что отношение Бога к ним не могло быть связано с тем, что сделал кто-то из них, поскольку Бог определил, как действовать, прежде чем кто-либо из них родился. Но если Бог помиловал Иакова и отверг Исава, то не мог ли Он помиловать обоих или обоих отвергнуть? Почему Он не относился к ним одинаково? Павел дает неопровержимый ответ, что Бог решил раздать Свою милость именно так, а не иначе, просто потому, что Он Бог. Это Его право раздавать милость, как Ему угодно, потому что Он владычествует над всем своим творением, и все, что Он делает, основано на совершенной мудрости.
Таким образом, действенный призыв Божий, призыв, который обеспечивает ответ, не обусловлен человеческой добротой или человеческой готовностью любого рода, которые, как можно было бы подумать, предрасполагают Бога благоволить к одному человеку, а не к другому. Обращение имеет своим источником не какие-либо качества, которыми может обладать человек, а вечное избрание Бога. Павел ярко показывает это, когда пишет Фессалоникийской церкви. Он говорит, что, когда они были обращены, к ним с огромной силой пришла Благая весть, потому что Бог заранее избрал их. Из-за этого вечного выбора, когда пришло подходящее время, Бог фактически призвал их, когда им была проповедана Благая весть (1 Фес. 1:4-7) .

Равенство перед Богом

Мало того, что Бог не дарует Свою милость исключительно какой-то одной конкретной группе или классу людей, Новый Завет также ясно и подчеркнуто указывает на то, что получение Благой вести с покаянием и верой не требует каких-либо особых возможностей или способностей. В то время как Божья милость во Христе содержит глубокие глубины, которые человеческий разум не может полностью постичь ( Рим. 11:33 ) ,тем не менее Благая весть Евангелия проста и прямолинейна в своей сути. Чтобы понять ее, не требуется большого ума, хотя способные люди, люди калибра Августина, усвоившие ее, нашли в ней много пищи для размышлений,. И хотя вера во Христа привела некоторых людей к удивительной жизни, в которой они посвятили себя христианскому учению, или мужественной миссионерской работе, или самоотверженному служению больным и умирающим, тем не менее вера во Христа, будучи продуктом Божественной благодати, все же проста. Маленький ребенок или старик на грани смерти могут иметь веру во Христа.

Как говорит Павел, это не значит, что для того, чтобы стать христианином, человек должен заняться духовным поиском Христа, чтобы спустить Его с небес. Бог близок к каждому из нас. Когда Его слово провозглашается, Он присутствует. Все, что требуется, — это чтобы человек исповедовал Христа и верил в своем сердце, что Он есть Богом назначенный Спаситель. Всякий, кто призовет имя Господне, спасется ( Рим. 10:13 ) .

Этот факт и смущает, и обнадеживает. Это смирение для любого, кто может быть склонен думать, что он достаточно подготовлен и хорош, чтобы стать христианином. Нет такого понятия, как быть достойным христианином. Чтобы стать христианином, не требуется, чтобы человек заполнил анкету с подробной информацией о прошлом образовании и опыте. Единственная необходимая «квалификация» — это нужда в прощении и праведности. Как это ни парадоксально, человек способен прийти ко Христу не тем, что он есть или чего достиг, а тем, чего у него нет и чего он не смог достичь. Это смиряющий факт, факт, который отвратил людей от Христа в печали, например, богатого молодого правителя, который разговаривал со Христом (Лк. 18:23 ) .

Но если этот факт смиряет, он также обнадеживает. Если человек осознает свою нужду во Христе, ему не нужно терять времени, чтобы прийти ко Христу. Чего ему ждать? Стать лучшим человеком, более «достойным» Христа? Такие способы мышления, хотя и естественны, искажены. Они естественны, потому что для грешных людей естественно думать о своих отношениях с Богом с точки зрения дел. Но Благая весть о милости Божией во Христе бесплатна. Она предназначена не для деятелей, а для доверчивых, не для тех, кто уверен в своих способностях или достижениях, а для тех, кто полагается на Христа. Тот факт, что ничего не нужно, чтобы сделать человека способным прийти ко Христу, кроме потребности во Христе — а эта потребность есть у каждого, — это то, что человеческий разум не может воспринять, пока он не будет изменен Божественной благодатью.

Все это указывает на то, что христиане как таковые равны друг другу. Они наслаждаются Богом данным равенством. Ибо действующая благодать Божия во Христе, которая делает их христианами, приходит к ним не потому, что они обладают особыми качествами, а из-за любви Божией к ним, и только так. Поэтому бессмысленно предполагать, что один христианин больше христианин, чем другой, или что один христианин больше нуждается в Божьей благодати для спасения, чем другой. Высказывание о том, что все люди равны, но некоторые равнее других, каким бы верным оно ни было в отношении животных в « Скотном дворе» Джорджа Оруэлла, не может быть применено к христианам.

Тем не менее, необходимо ясно понимать равенство, которым пользуются все христиане. Все крупинки сахара в мешке равны, но такого рода равенство не передает должным образом равенства, которое есть у всех христиан во Христе. Зерна отделимы и свалены в мешки совершенно произвольным образом. Но равенство, которое есть у христиан, лучше понимается органически. Это равноправие клеток живого тела, а не инертных и безжизненных крупинок сахара. Причина этого в том, что каждый христианин соединен со Христом как со своим Главой и Спасителем. Именно этому учит Павел, когда говорит, что все верующие «едины во Христе Иисусе» (Гал. 3:28) .Что касается их отношения ко Христу, каждый находится в совершенно одинаковом положении, хотя один может быть рабом, а другой свободным, один мужчиной, а другой женщиной.

Итак, хотя во Христе есть равенство, равенство статуса и отношения, есть также и различие. Павел не говорит, что различия в возрасте, поле или способностях исчезают, когда люди становятся христианами. Как они могли исчезнуть? Как становление христианином может помешать пожилому человеку стать старым или женщине стать женщиной? Итак, Павел говорит о том, что в отношении человека к Богу благодать Божия к христианам такова, что они не могут не быть в равном положении друг с другом, каковы бы ни были другие различия между ними.
Но новозаветное изображение этого равенства полнее и богаче, чем идея клеток в теле. Это изображение тела и его членов. Христос — Глава тела, а верующие — члены. Каждая конечность важна для тела, необходима для его правильного функционирования (1 Кор. 12:14-24) . Существуют различия в функциях между христианами, точно так же, как разные части тела выполняют разные функции.
При факте принципиального равенства всех верующих во Христа и тела Христова, состоящего из разных членов, различия между христианами могут быть только функциональными. Между христианами нет разницы в статусе или иерархии, так что одна группа существенно отличается от других или превосходит их. Это было бы нарушением равенства всех христиан во Христе. Различия между христианами возникают из-за различий в дарах, способностях и возможностях, и это приводит к тому, что разные христиане выполняют разные функции. Выполнение этих различных функций должно характеризоваться не владычеством, а служением, как учил Павел (2 Кор. 4:5), четко следуя учению Самого Христа в Евангелиях (Мтф. 20:25-28 ) .

Иногда библейская идея христианского разнообразия в единстве, разнообразия функций, выполняемых в духе служения, преувеличивалась до идеи иерархии, уникально одаренной в силу рукоположения для совершения и утверждения определенных обязательных обрядов. С другой стороны, разнообразие отрицалось, при этом большое внимание уделялось единообразию. Такое отношение было характерно для некоторых сторон средневекового монашества, идеи монашеского братства. Опять же, в другой исторической ситуации, это отношение можно увидеть в анабаптистском движении, в котором христианское равенство приняло форму коммунистической жизни.

Равенство перед Богом, которое, как мы видели, является неотъемлемой частью Божьего действенного призвания грешников через Иисуса Христа, не основано на утверждении личных прав. Такая напористость, хотя и характерная для современного политического равенства, разрушительна для духовного равенства всех христиан. Ибо самоутверждение отрицает благодать Божию почти так же, как человек, заявляющий о смирении, подвергает сомнению свое смирение, предъявляя претензии. Христианское равенство характеризуется не взаимным самоутверждением прав, а взаимным подчинением.

Призыв Божий и свобода

Иногда Библия описывает бедственное положение человека как заточение, рабство. Человек, находящийся вне Христа, является добровольным пленником, добровольным потому, что он, предоставленный самому себе, не выбирает другого положения. И все же его образ жизни, если он живет последовательно, является отрицанием его человечности, ибо грех оказывает тягостное и искажающее действие на своих пленников. Но Христос – Освободитель. Он приносит пленным освобождение, слепым прозрение (Лк. 4:18) . Он провозглашает угодный Господу год, год Юбилейный, когда рабы освобождены и долги уплачены (Лк. 4:19 ) .

Идея о том, что Христос является освободителем, в наши дни часто понимается как означающая, что Он выступал за политическое освобождение от римского гнета и что Он прежде всего заботился о политических нуждах бедняков. Также считается, что косвенно христианская Церковь должна следовать за Христом и, где это необходимо, участвовать в политической революции от имени угнетенных. Но рассмотрение действий Христа и Его учения, записанных в Евангелиях, показывает, что это не так. Христос проявлял сострадание к случаям индивидуальной нужды. Но Христос далёк от поощрения бунта или недовольства, чётко различая политическую и духовную власть ( Мф. 22:21 ) . И в знаменитом случае исповедания Петром мессианства Христа в Кесарии Филипповой ( Мф. 16:16) Когда Петр увещевал Христа , услышав, как Он предсказывает Себе плен и смерть, Христос расценил этот протест как не что иное, как сатанинское искушение. Кажется, на этом этапе Петр поверил, что Иисус был политическим Мессией, пришедшим свергнуть римлян. Но Христос упрекнул его и других учеников. Он предложил им следовать за Ним в самоотречении.

В другом случае, когда Христа пригласили стать судьей и вынести решение в споре о наследстве, Он отказался сделать это (Лк. 12:14 ) и воспользовался случаем, чтобы предостеречь людей от алчности. И, столкнувшись с распятием, Христос упрекнул Петра за попытку защитить Его с помощью физической силы (Иоан. 18:36 ) , настаивая на том, что Его Царство не от мира сего, и для него не нужны мечи или другое оружие. Что может быть яснее, чем то, что Христос не был политическим революционером или освободителем и что политическим переменам не место в грядущем Царстве?

Но разве Он не занялся делом бедных? Когда ученики Иоанна Крестителя подошли к Иисусу, чтобы спросить, Мессия Он или нет, не указал ли Христос Иоанну на знамения Своего мессианства, на тот факт, что слепые прозрели и что бедным было проповедано Евангелие? (Мф. 11:5). Когда Христос учил в синагоге, разве Он не утверждал, что исполняет ветхозаветное пророчество в том, что Он был тем, кого Господь помазал проповедовать благую весть бедным? (Лк. 4:18). Разве Христос не благословлял бедных и не возвестил горе богатым? (Мф. 5:3, Лк. 6:24).
Предполагать, что «бедные» в этих отрывках — это те, у кого нет денег, значит неправильно понимать, чему учил Христос. Возвещая о Своей миссии бедным, Христос цитировал Ис. 61, где речь идет о возвещении прощения смиренным, богобоязненным, «нищим духом». Таким образом, термин «бедные» имеет скорее духовное, чем экономическое или политическое значение. Это относится к тем, кто не надеется на финансовое процветание или политические программы для их достижения, но надеется на Божественное милосердие.

Христос не раз предупреждает об опасности богатства. Но Он предупреждает об этом не потому, что богатство политически неприемлемо или потому, что оно всегда добывается нечестным путем, а потому, что деньги почти всегда имеют эффект отвращения сердца от Бога (Лк. 12:15), хотя даже в таких случаях благодать Божия способен сделать, казалось бы, невозможное (Мф. 19:26).

Тем не менее, хотя «теология освобождения» является очевидным искажением Благой вести Нового Завета, в равной степени ошибочно думать о христианской свободе как о свободе делать все, что угодно, без ограничений.

Свобода от определенных ограничений часто является благословением. Таким образом, быть свободным от принуждающих и преследующих действий государства — это благословение. Но мы не должны из этого делать вывод, что государство не несет ответственности перед своими членами или что отдельные лица не несут ответственности перед государством ( Рим. 13:1-7). Не то чтобы не имеет значения, во что люди верят и как они поклоняются, если вообще поклоняются. Скорее политически навязанная религия является противоречием в терминах. И хотя свобода публичного богослужения ценна, это не означает, что каждый должен иметь право поклоняться именно так, как ему нравится. Ни одна религия, скорее всего, не будет терпима — и не должна быть терпима — которая связана, скажем, с человеческими жертвоприношениями, или отнятием детей у родителей, или вскрытием могил недавно похороненных. Свобода вероисповедания – это свобода, санкционированная законом. И это относится к свободе в других личных делах и в экономической и общественной жизни. Можно справедливо возразить, что из-за эгоизма мужчин и женщин закон не столько ограничивает свободу, сколько предотвращает анархию и делает свободу возможной.

Некоторая степень личной свободы, свобода от произвольного принуждения со стороны других, обычно является преимуществом для христианской Церкви. Это позволяет проповедовать Евангелие публично и позволяет развивать христианские таланты (1 Тим. 2:2). Однако политическая свобода не является существенной для церкви, которая существовала и даже процветала в условиях гонений. Таким образом, хотя было бы ошибкой думать о христианской свободе так, как ее представляет «теология освобождения», было бы столь же неправильно думать о ней как о свободе делать то, что человек хочет делать без каких-либо ограничений.

Это правда, что когда человек действенно призван Божьей благодатью, он освобождается от принуждающих и порабощающих последствий греха. Но он не сам себе хозяин. Божий призыв соединяет человека со Христом (Еф. 2:5,6) . И как христианин призванный теперь стремится служить Христу, «чье служение есть совершенная свобода». Христианин испытывает моральную и духовную свободу. Однако описание ее как «моральной» и «духовной» свободы не означает, что она является тайной и частной и не имеет отношения к повседневной жизни. Наоборот, как слуга Христов, христианин начинает жить так, как исполняется его истинная, истинно человеческая природа. Христианское обращение – это восстановление, воссоздание (Еф. 4:24). В то время как идея «воссоздания» явно подразумевает резкий разрыв между старой и новой жизнью, воссоздается истинная природа мужчин и женщин в познании и служении Богу.

Другими словами, христианин призван следовать за Христом, Последним Адамом, в образе которого участвуют все, пребывающие в Нем через веру. Они имеют Его образ частично сейчас, полностью в будущем (Рим. 8:29). И как характер Христа позволил Ему безупречно соблюдать закон Божий, так и верующий, призванный следовать за Христом, призван соблюдать закон Божий. Итак, как ни парадоксально, христианская свобода состоит в соблюдении заповедей Божиих. Своим действенным призывом по Божьей благодати верующий настолько изменился — получил новую природу — что хочет соблюдать Божий закон. По словам Павла, он находит удовольствие в законе Божием по внутреннему человеку (Рим. 7:22) .До его обращения закон Божий был для него бременем, цепью, от которой он хотел освободиться. Теперь его новая природа, противоречащая старой, одобряет закон Божий. Божий закон больше не рассматривается как способ обрести благосклонность Бога, ибо Христос обрел для него прощение и праведность, соблюдая закон Божий и умирая вместо него как страдающий Спаситель. Закон теперь является правилом его жизни, которым он наслаждается и стремится поддерживать, и это цель, которая приносит постоянные столкновения и конфликты между «ветхим» и «новым человеком» (Рим. 7:22-24) .

Однако христианин должен не только соблюдать закон Божий. Он имеет реальное, вдохновленное воплощение такого законопослушания во Христе. Иисус «персонализирует» закон Божий, не добавляя к нему и не убавляя от него, а обобщая и совершенным образом выражая его в Своей собственной жизни, в драме Своего земного служения и Своего самопожертвования на кресте. Именно на пример Христа часто указывают апостолы (Флп. 2:5), как и Сам Христос (Иоан. 13:3-17), чтобы вдохновить и воспламенить нравственное воображение верующих.
Христос не просто моральный учитель или герой. Тот, за кем христианин призван следовать, и есть его Спаситель. Благодарность Богу за такого Спасителя дает толчок для христианского ученичества. Не тщетное желание самоспасения или строгого и правильного морализма, а уверенная и обоснованная уверенность в том, что Христос приобрел для него спасение, побуждает христианина следовать за Христом.
Итак, христианская свобода состоит не в политическом освобождении от бедности или угнетения, не в свободе делать все, что хочется, а в структурированной свободе от принуждающей власти греха служить Богу в соблюдении Его закона. Христианин не должен использовать свою свободу как оправдание безнравственности, но как возможность для служения (Гал. 5:13).

Для современного уха слово «закон» вызывает в воображении бесконечные правила и положения, разделы и подразделы, подробное и сложное законодательство, необходимое для управления современным индустриальным обществом. Но отношение христианина к закону Христа не похоже, скажем, на отношение работодателя к правилам охраны труда и техники безопасности. Христианину не дано правило или предписание, регулирующее каждое его движение. Он также не хочет иметь такую систему правил. Скорее, детальное применение закона Христа в его собственной жизни должно быть разработано в свете применения общих принципов закона Божьего к его конкретным обстоятельствам. Христианин призван проявлять зрелое и зрелое суждение. В сходных с другими христианами обстоятельствах он может обнаружить, что не согласен с тем, что ему следует делать, потому что обстоятельства, хотя и похожие, могут, тем не менее, иметь важные различия. Христианин может советоваться с другими, формируя свои выводы о том, что делать. Он может использовать накопленную христианскую мудрость или что-либо еще, что он находит полезным, но в конечном счете решение следовать за Христом на этом особом пути принадлежит ему и только ему. Это еще один аспект христианской свободы, свободы оценивать и судить о ситуации для себя. Мы рассмотрим эти темы более подробно дальше.

Возникающая модель

Призыв Божий, действенный призыв, который сам по себе приносит ответ, не приходит к какому-то определенному классу или типу людей, хотя часто мужчины и женщины, которые в других отношениях незначительны, призваны Божьей благодатью. Тем не менее, Бог не призывает и не формирует Свою церковь на основе возраста, пола, расы или дохода, но призывает людей из самых разных обстоятельств. Такие люди во всем их многообразии и индивидуальности призваны благодатью к духовному равенству в церкви. Они «все едино во Христе Иисусе» (Гал. 3:28). Это половина узора.

Тем не менее призыв Бога к людям различного происхождения и типа не должен сводить на нет или устранять их индивидуальность; скорее, он должен возвышать и преобразовывать ее. Это разнообразие охватывает не только разнообразие функций внутри Церкви (1 Кор. 12), но и различия, обнаруживаемые в повседневной жизни, различия в работе и отдыхе, в семейной и культурной жизни. Благодать Божия во Христе, хотя и обеспечивает равенство и единство всех верующих, не сводит христиан к низшему общему знаменателю, сглаживая всю их индивидуальность и превращая их в роботов или зомби. Христиане происходят из разного происхождения и обладают самыми разными талантами и возможностями. Но Божественная благодать должна возвышать и преображать индивидуальность христиан. Это потому, что человек, действительно призванный Божьей благодатью, имеет желание служить Богу, движимый благодарностью за то, что Бог сделал для него через Христа. Такой человек хочет следовать каждой заповеди Бога. Суммируя увиденное, можно выразить так: действенное призвание Божие, хотя и обеспечивает духовное равенство и единство призванных, не устраняет человеческого разнообразия, а преображает его.
Означает ли это, что христиане ведут особый «образ жизни»? Да и нет. Отчасти это зависит от их обстоятельств. Жизнь человека-христианина в индуистской деревне в сельской Индии будет сильно отличаться от жизни его соседей-индусов, в то время как жизнь христианина в современной Европе обычно менее заметна. Какими бы большими ни были такие контрасты, никогда не может быть абсолютного контраста, как если бы у индуса и христианина не было ничего общего. В любом обществе должны быть определенные общественные стандарты честности, уважения к собственности и семейной жизни, а также обязанность соответствовать определенным основным требованиям.
Закон Божий, которому христианин призван повиноваться, не чужд его истинной природе. Это тот закон, который, если жить последовательно, позволяет человеку быть по-настоящему самим собой, не представителем другого вида, а полноценным человеком. Отсюда следует, что закон выражает многие ценности и удовлетворяет многие потребности, которые тот, кто не является христианином, тотчас признает в числе своих потребностей. Даже те, у кого нет закона, часто делают то, что содержится в законе, как говорит Павел (Рим. 2:14) .Некоторые из них уже упоминались — потребность в честности в делах, в поддержании семейной жизни, в уважении к человеческой жизни и имуществу — это самые очевидные, и они соблюдаются отчасти во всем мире, просто потому, что без них никакое общество не могло существовать. Итак, христианская свобода не требует, чтобы человек покинул общество, чтобы жить один в пустыне или в отдаленной коммуне, хотя могут быть ситуации, в которых христианин вынужден оставаться в стороне, а также множество практик, в которых он бы не мог участвовать по совести.

Таким образом, отличие христианина всегда заключается не в том, что он делает, а в мотивах, связывающих его с Господом. Ибо он старается служить и подражать Христу, тогда как нехристианин живет так, что игнорирует требования Бога к нему или даже враждебно относится к таким требованиям. Но иногда христианин призван отличаться от других именно потому, что он призван следовать за Христом. В своем первом письме Петр столкнулся с проблемой, как вести себя рабам-христианам, особенно когда у них были враждебные и суровые хозяева, которые заставляли их страдать. Петр начинает с того, что проводит различие между тем страданием, которое вызвано собственной греховной неудачей человека, и тем, что приходит просто потому, что рассматриваемый человек является христианином. Христианин не должен страдать как злодей. И все же может случиться так, что христианин будет страдать просто потому, что он христианин. Например, во времена Петра христианин, который был рабом, мог отказаться делать то, что он считал безнравственным, и подвергнуться риску наказания. Что он должен делать? Должен ли он изменить свое поведение, или убежать? По словам Петра, раб-христианин должен был черпать вдохновение из примера Христа, Который не искал мести и не стал лгать, но предал себя праведному суду Божию (1 Пет. 2:21-3) .

Это был явный случай, когда можно было бы ожидать, что нехристианин и раб-христианин будут вести себя по-разному. Ибо когда человек страдает, для него «естественно» искать мести. Петр отговаривал от этого и советовал рабу-христианину быть последовательным христианином и вести себя соответственно. Петр даже зашел так далеко, что сказал, что христиане «призваны» к такой жизни (1 Пет. 2:21). Отвечать таким образом на страдание было частью Божьего предназначения, независимо от того, когда такой случай мог возникнуть. Здесь Петр вводит еще один аспект «призвания», который отличается от действенного призыва Божьей благодати, хотя и связан с ним.

_______________________________

Перевод Inquisitor Eisenhorn

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *