Мы часто говорим о важности здравого учения. Оно помогает церкви обрести крепкий фундамент, защищающий от вездесущих ветров лжеучений.
Тем не менее, мы не часто слышим о важности здравого учения для жизни самого пастора—о том, как оно поддерживает его крепость и силу для долгого марафона служения. Здравое учение имеет решающее значение для поддержания пастора, и это особенно верно в отношении кальвинистского учения.
Кальвинизм библейски уравновешивает Божье всевластие и человеческую ответственность таким образом, что позволяет рост здоровых и полных сил служителей. Он имеет большое значение для предотвращения одного из основных профессиональных рисков пастырской работы, а именно, пасторского перегорания.
Больше, чем здравый смысл
Как и в любой ответственной профессии, пасторы могут перегореть из-за огромного количества ежедневной работы или не совладать с постоянной эмоциональной нагрузкой.
К сожалению, душепопечители зачастую советуют пасторам избегать эмоционального перегорания, руководствуясь одним лишь здравым смыслом: найдите время для отдыха, заботьтесь о своей семье и так далее. Такие советы мало чем отличаются от советов в светских журналах по лидерству.
Это хорошие советы. Как я уже сказал, это здравый смысл. Однако христиане должны искать более основательный источник помощи — Евангелие, в которое мы верим. В частности, пасторы должны помнить о верховной власти Бога во всем, особенно в спасении.
Как кальвинизм предотвращает перегорание
Б. Б. Уорфилд говорил, что кальвинист — это тот, кто “верит в Бога без остатка и на всю жизнь решает, что Бог должен быть Богом во всех его мыслях, чувствах и желаниях…во всех его частных социальных и религиозных отношениях…” Как же вера в то, что Бог есть Бог всех наших мыслей, ощущений, желаний и отношений оберегает служителей от перегорания?
Для начала, истина о том, что Бог контролирует все вещи, дает нам свободу. Это особенно важно, если мы совершаем евангельский труд на «твердой почве». Руководствуясь верой в Божье всевластие, мы учимся верно трудиться и доверять плоды Богу.
Эта уверенность придала апостолу Павлу уравновешенности в служении. Люди сравнивали его с Аполлосом. Он отвечал: «Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.” (1 Кор. 3:5-7). Он не ощущал никакого давления при сравнении с Аполлосом.
Эта уверенность в равной степени применима, когда речь идет об обращении. Кальвинистское богословие говорит, что мы несем ответственность за молитву и верную проповедь Евангелия. Вместе с тем оно удерживает нас от мысли, что мы в силах сделать что-то, чтобы привести грешника к обращению. Мы знаем, что возрождение — это суверенное действие Бога. Мы должны садить семена и поливать их. Но лишь Бог дает рост. Иисус сказал: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Иоанна 3:8).
Знание о Божьем суверенитете является важнейшим противовесом для добросовестных пастырей, которые желают приносить плод для Господа. Знание о том, что духовная работа является плодом одного лишь Святого Духа, освобождает нас от бремени за результат, который мы неспособны дать. Это снимает с плеч пастора ту тяжесть, которую он не призван нести — но при этом не снимает с него ответственности за верный труд и служение.
Наконец, страсть кальвиниста по славе одного лишь Бога заставляет пастора меньше заботиться о мнении людей. Эта страсть гораздо больше, чем простая «толстокожесть». Скорее, как выразился Уорфилд, кальвинизм — это «то видение Величия Божьего, которое пронизывает всю жизнь и все в ней происходящее.» Это поглощенность тем единым, кто в конечном счете имеет значение в жизни—Богом! Вы освобождаетесь от труда ради угождения людям, и все больше трудитесь, чтобы угодить одному лишь Богу.
Поэтому вместо того, чтобы просто давать пасторам советы здравого смысла о том, как предотвратить перегорание, давайте пойдем дальше и будем поощрять их регулярно обновляться в крепких, проверенных временем кальвинистских доктринах благодати. Таким образом, мы будем взирать на Бога, трудясь в окопах служения. Поступая так, по милости Божьей, в наших рядах будет меньше боевых потерь.