Братья, мы не профессионалы

«Братья, мы не профессионалы! Мы – изгои. Мы странники и пришельцы на земле (1 Пет. 2:11). Наше жительство – на небесах, откуда мы ожидаем Господа (Флп. 3:20). Невозможно профессионально. возлюбить Его явление, не убив при этом эту любовь, а её продолжают убивать.

Мир диктует профессионалам свою повестку дня; планы же духовного человека утверждаются Богом. Крепкое вино Иисуса Христа разрывает мехи профессионализма»

Джон Пайпер

Хотим порекомендовать вам книгу Джона Пайпера «Братья, мы не профессионалы». Поэтому, представляем вашему внимаю небольшой отрывок из этой книги:

Однажды на выездном семинаре для мужчин я дал такое определение духовного лидерства: это знание того, где Бог хочет видеть людей, и проявление инициативы, чтобы привести их туда Божьими способами, полагаясь на Божью силу. Я сказал, что для того чтобы узнать, где Бог хочет видеть людей, нужно задаться вопросом, куда движется Сам Бог. Я думаю, что ответ заключается в том, что Бог любит Свою славу и стремится возвеличить Свою славу во всем, что Он делает.

Таким образом, цель духовного лидерства заключается в том, чтобы побуждать людей присоединиться к Богу, живя для Его славы.

Возражение, высказанное на семинаре, состояло в том, что такое учение представляет Бога сосредоточенным на самом себе эгоисте, который, похоже, никогда не действует по любви. Однако на самом деле Бог действует по любви. Он есть любовь. Мы должны увидеть, как Бог одновременно может желать Своей собственной славы и быть за нас. Самый лучший из известных мне способов показать это заключается в том, чтобы объяснить, как именно Бог свят, Бог праведен и Бог есть любовь, и как взаимосвязаны эти три аспекта.

Называя Бога святым, мы подразумеваем, что Он – единственный, и Ему нет подобного. Он не такой, как все, Он – Сам по Себе.

Моисей научил израильтян петь: «Кто, как Ты, Господи, между богами? Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес?» (Исх. 15:11). Спустя столетия Анна, мать Самуила, научила израильтян петь: «Нет столь святого, как Господь; ибо нет другого, кроме Тебя; и нет твердыни, как Бог наш» ( 1 Цар. 2:2). Исаия также цитирует Бога: «Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните? говорит Святой» (Ис. 40:25).

Бог свят в Своей абсолютной уникальности. Все остальное можно классифицировать. Мы – люди; Робер – собака; дуб – дерево; Земля – планета; Млечный Путь – одна из миллиардов галактик; Гавриил – ангел; сатана – бес. Но только Бог есть Бог. И поэтому Он святой, совершенно особенный, отличный от всех остальных, уникальный.

Все остальное – творение. Он один – Творец. Все остальное имеет начало. Он – единственный, Кто был всегда. Все остальное от чего-то зависит. Он – единственный, Кто самодостаточен.

Таким образом, Божья святость синонимична Его безграничной ценности. Бриллианты ценны в силу своей редкости и сложности изготовления. Бог безгранично ценен, потому что Он редчайших из всех существ и не может быть сотворен, да и никогда не был сотворен. Если бы я был коллекционером редких сокровищ и каким-то образом мог приобрести Бога, Святого Бога, для своей сокровищницы, я бы стал богаче всех остальных коллекционеров редчайших из всех существующих сокровищ, помимо Бога.

В Книге Откровение 4:8-11 записаны песни, которые поют Богу на небесах. Первая из них гласит: «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет». Вторая звучит так: «Достоин Ты, Господи, приять славу, и честь, и силу». Эти две песни означают одно и то же. Слова «Бог свят» означают, что Он достоин. Его святость выражается в Его неизмеримом достоинстве и ценности. С Ним ничто не сравнится, ибо Он все сотворил. Все, что делает какую-либо сотворенную вещь ценной, в миллионы раз больше содержится в Творце.

Один из способов подчеркнуть смысл Божьей святости – это сравнить ее с Его славой. Это одно и то же? Не совсем. Я бы сказал, что Его слава – это сияние Его святости. Его святость – это Его неотъемлемое достоинство, абсолютно уникальное превосходство. Его слава – это проявление этого достоинства в красоте. Его слава – это Его святость, выставленная напоказ.

«Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» — взывают серафимы у Его престола (Ис. 6:3). Аввакум восклицает: «Бог от Фемама грядет, и Святой – от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля» (Авв. 3:3). Сам Господь говорит в Книге Левит: «В приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь» (Лев. 10:3). Он прославляется, показывая Себя святым.

Божья святость – это абсолютно уникальная и безграничная ценность Его естества и Его величия. Когда мы говорим, что наш Бог свят, это означает, что Его ценность бесконечно больше ценности всех сотворенных вещей вместе взятых.

Давайте теперь рассмотрим Его праведность. В сущности, Божья праведность означает, что Он правильно оценивает Свою собственную окончательную ценность. Он справедливо относится к Своему безграничному достоинству и приводит все Свои действия в соответствие с этим правильным суждением о Себе.

Бог был бы неправедным и ненадежным, если бы отрицал Свою высшую ценность, Свое безграничное достоинство и действовал так, словно сохранение и явление Его славы заслуживали чего-то меньшего, чем Его полное посвящение. Действуя ради Своего имени, Бог действует праведно. Для Бога было бы неправильно ценить что-либо превыше безграничной славы Своего имени.

Псалом 142:11 гласит: «Ради имени Твоего, Господи, оживи меня; ради правды Твоей выведи из напасти душу мою». Обратите внимание на параллель между «ради правды Твоей» и «ради имени Твоего». Похожие слова мы видим в Псалме 30:2: «…по правде Твоей избавь меня», а в стихе 4 псалмопевец добавляет: «…ради имени Твоего води меня и управляй мною». В Книге пророка Даниила 9:16-17 пророк молится: «Господи! по всей правде Твоей да отвратится гнев Твой и негодование Твое от града Твоего, Иерусалима… И ныне услыши, Боже наш… и воззри светлым лицом Твоим на опустошенное святилище Твое, ради Тебя, Господи». Обращение к Божьей праведности, в сущности, является обращением к Его непоколебимой преданности Своему святому имени и его ценности.

Чтобы быть праведным, Бог должен полностью, на сто процентов, всем Своим сердцем, душой и силой посвятить Себя тому, чтобы любить и почитать Свою собственную святость в явлении Своей славы.

И Он делает это.

Главная мысль первой главы Послания к Ефесянам повторяется трижды: Бог предопределил «усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа… в похвалу славы благодати Своей» (ст. 5-6). Божья цель – в том, чтобы «послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа» (ст. 12). Мы «запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего… в похвалу славы Его» (ст. 13-14). Все в нашем спасении задумано Богом для того, чтобы возвеличивать Божью славу.

Бог исключительно и безупречно праведен, потому что Он никогда не уклоняется от правильной оценки Своей высшей ценности, от справедливого отношения к Своему безграничному достоинству и от непоколебимой преданности почитанию и явлению Своей славы во всем, что Он делает.

Теперь мы готовы рассмотреть Божью любовь. Божья любовь не вступает в противоречие с Его святостью и праведностью. Напротив, природа Божьей святости и праведности требует, чтобы Бог был Богом любви. Его святость – это абсолютная уникальность и безграничная ценность Его славы. Его праведность – это Его непоколебимая преданность тому, чтобы всегда почитать и являть эту славу. А Его самодостаточная слава больше всего почитается и проявляется в том, когда Он действует ради нас, а не в наших действиях ради Него. Это и есть любовь.

Любовь является сутью Божьего естества, потому что Божье свободное и суверенное даяние милости является более славным, чем требование, чтобы люди восполнили какой-либо недостаток в Нем. Славнее давать, чем принимать. Таким образом, Божья праведность обязывает Его быть Даятелем. Поэтому Святой и Праведный есть любовь.

Иисус Христос является воплощением Божьей любви. Придя на землю, Он сказал: «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10:45).

Сын Человеческий не пришел искать работников. Он пришел, чтобы Самому потрудиться ради нашего блага. Мы не смеем трудиться ради Него, дабы не лишить Христа Его славы и не поставить под сомнение Его праведность. Апостол Павел говорит: «Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу. А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность» (Рим. 4:4-5). Это предостережение дано, чтобы мы не искали оправдания в труде для Бога. Это – дар, и мы получаем его верой и только верой. Даже когда мы «совершаем» наше спасение со страхом и трепетом, мы должны рассматривать это как особый вид работы, ведь единственная причина того, почему мы можем захотеть хоть пальцем пошевелить, заключается в том, что Бог «производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Флп. 2:13).

Хотя Павел и потрудился «более всех их» (других апостолов), он заявляет: «Не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1 Кор. 15:10). Поэтому в Послании к Римлянам 15:18 он утверждает: «Не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос через меня». Павел абсолютно уверен в том, что никакое благословение в жизни не зависит от желания или усердия человека, но лишь от Бога, являющего милость (Рим. 9:16).

Бог стремится получить всю славу в нашем искуплении, и поэтому Он категорически настроен Сам действовать ради нас, а не наоборот. Он – работник, а мы нуждаемся в Его услугах. Он – врач, а мы – больные пациенты. Мы слабы, а Он силен. У нас есть старый сломанный драндулет, а Он – мастер-механик.

Мы должны быть осторожны и не пытаться служить Ему так, что это будет Его позорить, ибо Он желает получить славу. Как говорит апостола Петр: «Служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков» (1 Пет. 4:11).

Итак, Бог есть любовь не вопреки Его страстному желанию возвышать Свою славу, но именно благодаря ему. Что может быть большим проявлением любви, чем то, когда безграничный, святой Бог снисходит, чтобы что-то сделать для нас? Однако действуя ради нас, а не нуждаясь в наших действиях, Он тем самым возвеличивает Свою славную самодостаточность. Потому прославляет полноту источника. Поток, который течет от Бога, — это любовь. Если бы Он перестал искать Своей славы, Он не представлял бы для нас никакой ценности. Но, хвала Богу, Он свят. Он праведен, и поэтому Он есть любовь.

Антон Иванов
Магистр практического богословия, автор статей, рецензент и блогер. Женат.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *