Бor есть Бог труда. Самое первое описание Бога в Библии представляет Его в атмосфере творения. Он изначальный и верховный Производитель. Он Первоисточник всей продуктивной деятельности.

Поскольку в результате грехопадения проклятие особым образом оттенило неприятные аспекты труда, многие решили, что сама работа является частью проклятия. Но мы видим, что Творец человека дал первым мужчине и женщине конкретное поручение еще прежде, чем в их жизнь вошел грех.

Когда Бог сотворил человека, Он насадил сад к востоку от Эдема. По Божьему соизволению в саду в изобилии росли деревья. Затем Бог обязал человека заботиться о саде: «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2:15).

В то время в саду не было ни колючек, ни шипов, ни сорняка. Представьте работу в саду, в котором нет сорняков. Обязанности Адама по уходу за садом сводились к удовольствию — подрезанию ветвей и стрижке кустарников, сбору плодов и тому подобному. Ему не приходилось вести нескончаемую войну с сорняками. Там не было колючек, которые бы вонзались под ногти и в кожу. Он мог заботиться о саде, не уронив при этом ни капли пота, и быть уверенным в полноценном урожае фруктов. До грехопадения Богу было приятно поручить человеку работу в саду. Это была радостная работа; человек был счастлив выполнять ее, а Создатель радовался, наблюдая за ним.

Но когда в мир вошел грех, все изменилось. Забота о саде превратилась в тяжелый труд. В этом и заключалось проклятие Адама:

«…проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься» (Быт. 3:17—19).

Колючки, шипы, пот и смерть — это элементы проклятия. Отсюда берет начало триада человеческой боли: кровь, пот и слезы. Да, как видим, не работа является проклятием. После грехопадения, как и до него, работа остается повелением Бога Своему творению. Богу приятно видеть, как люди работают.

ТРУДЯЩИЙСЯ ЧЕЛОВЕК

Когда мы говорим о человеке вообще, мы обычно называем его homo sapiens, «человек разумный», «человек как думающее животное». В качестве его отличительных характеристик мы подчеркиваем способность мыслить.

Карл Маркс предпочел другое латинское название — homo faber, то есть «человек производитель» или «человек трудящийся». Маркс был убежден, что труд играет настолько важную роль в жизни человека, что само определение человека должно быть тесно связано с его способностью трудиться. Другими словами, работа не есть проклятие. Это то, что в огромной степени определяет, кем мы являемся, и приносит (или должно приносить) удовлетворение.

В этом Маркс был прав. Когда мы встречаем человека впервые, мы обычно задаем следующие вопросы: «Как вас зовут?», «Где вы живете?», «Кем вы работаете?» Имя, адрес, профессия — эти три фактора определяют человека в нашей культуре. То, чем мы занимаемся, тесно связано с нашим самовосприятием. Очень важно также, как мы выполняем свои обязанности. На работе нас постоянно оценивают по качеству выполненной работы. В каком-то смысле мы все похожи на игрока в бейсбол из команды высшей лиги, чей счет меняется с каждым ударом биты. Если среднее количество очков игрока падает ниже определенного уровня, его положение незавидно. Вся наша жизнь привязана к работе, и мы все сталкиваемся с проблемами взаимоотношений между работой и жизнью. Мы должны работать, чтобы жить, и не просто работать, но выполнять свою работу хорошо.

И все же работа предназначена к более высокой цели, чем обеспечение условий для существования. Вместе с Адамом мы призваны Богом быть созидателями. Мы должны приносить плоды, а чтобы приносить плоды, мы должны работать самозабвенно.

Отказ работать есть отказ участвовать в выполнении одной из основных человеческих обязанностей. Временами мы стонем под гнетом проклятия, но ни колючки, ни шипы, ни пот не могут оправдать нашего неучастия в призвании.

Само слово призвание происходит от латинского vocare — «звать». Наше призвание есть зов Бога. Уклониться от призвания, уклониться от Его зова — значит бежать от выполнения своего долга. Мы должны работать.

ЛЕНОСТЬ И НИЩЕТА

Леность — это враг плодотворности. Ленивый человек не только причиняет вред себе, но и является бременем для общества, поскольку не только никак не увеличивает продуктивность общества, но и живет за счет труда других людей. В этом социальный вред лености: ленивый надеется на заботу о себе трудолюбивых. Ответственность общества не распространяется на тех, кто способен трудиться, но не делает этого. В Библии много говорится о бедных и об ответственности церкви за них. Однако надо различать типы бедных, упомянутых в Писании. А в нем упомянуты по крайней мере четыре типа бедных.

Нищета в результате бедствия: люди потеряли все в результате какой-то катастрофы, не могут работать в результате болезней, наводнений или других стихийных бедствий. Таким людям христиане призваны открывать свои сердца в любви и помогать. Мы должны нести таким людям облегчение.

Нищета в результате притеснений: некоторые люди становятся бедными в результате притеснений со стороны несправедливых людей или властей. Это те, кто стал жертвой ограбления, вымогательства или жестокости или был продан в рабство, где с ним обращались как с животным. Может быть, это сироты и вдовы, которых эксплуатировали.

Притеснение таких людей приводит Бога в состояние негодования. Он не станет терпеть угнетения и эксплуатации слабых. История Израиля как нации началась с того, что Бог услышал стоны порабощенного народа и потребовал от фараона Египта: «Отпусти Мой народ!»

Нищета ради Царства: есть такие люди, которые стали бедными, потому что таков их выбор. Они осознанно лишились всех земных благ. К таким людям относилась мать Тереза, которая решила жить, обходясь минимумом, чтобы отдавать все нуждающимся. Хотя Бог ни в коем случае не требует от нас именно такого образа жизни, именно он доставляет Богу определенное удовольствие. Такая нищета благородна. Ее добродетельные побуждения действительно высоки.

Итак, эти три группы бедных людей никак не подлежат суду Божьему за бедность. Но гнев Божий вызван четвертой группой бедных, где нищета является выражением и последствием грехов людей.

Нищета из-за лености: эта четвертая категория не вызывает у Бога сострадания. Напротив, гнев Божий разгорается на праздных людей. Обратите внимание на слова притчи:

«Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник» (Пр. 6:6—11).

«Немного подремлю, всего полчасика. А это я сделаю завтpa». Поиграю сейчас, поработаю потом — таков лозунг бездельника. Муравей же, напротив, готовится к зиме летом. Когда наступает жестокая зима, его амбары полны запасов.

И опять притча:

«Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает. Собирающий во время лета — сын разумный, спящий же во время жатвы — сын беспутный» (Пр. 10:4—5).

Назидательные книги Ветхого Завета полны примеров, говорящих о ленивых. Давайте просто взглянем на некоторые из них: «Нерадивый в работе своей — брат расточителю» (Пр. 18:9). «Ленивый опускает руку свою в чашу, и не хочет донесть ее до рта своего» (Пр. 19:24). «Алчба ленивца убьет его, потому что руки его отказываются работать» (Пр. 21:25). «Ленивец говорит: «лев на улице! посреди площади убьют меня!» (Пр. 22:13). «От лености обвиснет потолок; и когда опустятся руки, то протечет дом» (Екк. 10:18).

Такое отношение к лености встречается не только в Ветхом Завете. Отрицательно отзываются олени и авторы Нового Завета. В притче о талантах хозяин резко говорит рабу, не принесшему прибыли: «Лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал» (Мф. 25:26).

Но, пожалуй, самый строгий обвинительный приговор лености можно найти во 2 Послании к Фессалоникийцам Апостола Павла:

«Ибо, когда мы были у вас, то завещавали вам cиe: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся» (2 Фее. 3:10-11).

Наказ Апостола: не работаешь — не ешь. Павел говорит о тех, кто отказывается работать, но суетится. Это симулянты. (Более понятным для нас, пожалуй, будет слово бездельник). Отказываясь работать, они остаются активными. Они заняты тем, что слоняются и сплетничают. Такая активность не может быть продуктивной.

ТРУДОГОЛИКИ

В нашей культуре слово трудоголик употребляется в двух значениях. В обиходе это слово означает человека, который работает без отдыха, у которого нет времени на развлечения и удовольствия.

Но есть и второе значение этого слова. Оно используется психологами как специальный термин и обозначает суетного человека, который выполняет мало или вовсе не выполняет никакой работы, чья деятельность не продуктивна. Люди этого типа всегда выглядят очень занятыми, и заняты они тем, что создают иллюзию занятости.

Я помню одного студента в нашем колледже, который считался дисциплинированным и ответственным. Когда мы не занимались, он все свое время просиживал за партой, усердно занимаясь. Он никогда не ходил попусту в залы, не участвовал в шалостях и шутках. Он никогда не играл.

Но когда наступала пора экзаменов, его результаты оставляли желать лучшего. Иногда он проваливал экзамены. Я поражался тому, что такие усердные занятия давали такие скудные плоды. И вот однажды вечером у меня появилась возможность понаблюдать, как он «занимался». Он сидел за столом, подперев голову рукой и уткнувшись в лежащую перед ним книгу. Его глаза были тусклы. Я смотрел на него в течение нескольких минут: он бессмысленно смотрел на страницу и ни разу не перевернул ее. Но он сидел за столом, его глаза были устремлены в книгу. Ум же явно блуждал где-то еще. Мне показалось, я смотрел на человека, спавшего с открытыми глазами.

Невротический трудоголик старается создать впечатление напряженной работы. Очень часто он приходит на работу первым, а уходит последним. У него ночи напролет может гореть свет. Куда бы он ни шел, он носит с собой тяжелый портфель. Очень часто он является разрушительной силой в офисе. Он любит критиковать других за их промахи, хорошо маскирует свою несостоятельность, сваливая вину на других, всегда кажется занятым. Но самой отличительной его чертой является то, что он никогда ничего не производит. Он либо ничего не делает, либо делает что-то пустячное. Его занятость — подделка продуктивной деятельности.

Однако различить непродуктивного трудоголика непросто, так как он проявляет многие качества, свойственные людям трудолюбивым и продуктивным. Но то, что он приходит рано, а уходит поздно, не определяет его как продуктивного работника.

Обманщик хорошо имитирует трудолюбие, но не в моменты принятия на себя ответственности. Фиктивный работник кажется очень занятым, но он отмечен двумя роковыми пороками — непродуктивностью и постоянным стремлением взвалить ответственность на кого угодно. Его критика в адрес других людей является лишь попыткой прикрыть собственную несостоятельность. Этот тип трудоголика — всего лишь замаскированный лентяй. Зачастую он вводит в заблуждение не только своих коллег, но даже и самого себя. Но он никак не может обмануть Бога, Которому не угодны такие бесплодные работники, пытающиеся скрыть свою неспособность приносить плоды.

Многие христиане выросли с мыслью, что человек всегда должен выглядеть занятым. Социологи и историки многие годы спорили об источнике так называемой трудовой этики протестантов. Существует мнение, что протестанты Северной Европы и Америки придают слишком большое значение работе. Многие из нас, не считая труд проклятьем, приучены рассматривать его как великую жизненную цель. Проблема же заключается в том, что даже если такой взгляд преобладает, все равно найдутся ленивые и непродуктивные люди. Они не хотят, чтобы их видели в истинном свете, поэтому стараются прикрыться видимостью трудолюбия. Такие люди обременяют себя (и других) не только своей праздной активностью, но и постоянной ложью.

СЛАДКИЙ СОН ТРУДЯЩЕГОСЯ

Согласно Божьему повелению, мы все должны работать. То, что мы работаем и не ленимся, — это моральный аспект. Где мы работаем — это вопрос выбора и расчета. Добродетельный человек — это трудящийся человек. Мудрым является тот, кто использует на работе свои способности.

Конечно, далеко не всегда возможно найти работу, которая бы вполне соответствовала нашим способностям. Но можно избежать чувства вины и разочарования, если попытаться узнать самих себя и найти работу, соответствующую возможностям. Но даже в тех случаях, когда нам кажется, что данная работа нам не подходит, мы обязаны выполнять Божье повеление работать хорошо. Богу угодно видеть нас на такой работе, которая совершенным образом подходила бы нашим талантам и нуждам, но Ему также угодно, чтобы мы работали ответственно в любых обстоятельствах.

Библия говорит, что сладок сон трудящегося (Екк. 5:11). Продуктивный труд может быть утомительным, но он приносит человеку удовлетворение. Он даст человеку сон, который не нарушается беспокойством и разочарованием.

Беспокойный сон часто можно объяснить тем, что, уклоняясь от ответственности, мы чувствуем себя виноватыми. Беспокойство растет в прямой зависимости от работы, которую мы не выполнили. Я знал женщину, которая страдала от тяжелых приступов депрессии. Ее наблюдал психиатр. Наконец была выявлена связь приступов с количеством невыглаженного белья в корзине. Она терпеть не могла гладить, а ее семья отказывалась носить невыглаженные вещи. По мере того как груда выстиранного белья в корзине росла, росло и ее беспокойство. Это продолжалось до тех пор, пока напряжение не достигло апогея.

Я могу понять ее. Хотя я не нахожусь под наблюдением психиатра, я чувствую беспокойство тогда, когда не отвечаю на полученные письма. Терпеть не могу писать письма. Чем больше их собирается, тем хуже я себя чувствую. Это тот пунктик в моей жизни, где лень царствует и приводит впоследствии к чувству вины и угнетенности.

Я знал одного профессора экономики, который раз в семестр взбирался на стол и выкрикивал любимый закон экономики: «Надо работать!» Этим он мгновенно привлекал к себе наше внимание. Его манера проповедовать была, может быть, неординарной, но одним этим предложением он умел ухватить дух Божьего Закона. Работа — наш долг. Это наше Божественное призвание. У каждого из нас есть задача, которую мы должны выполнить.

Не могу представить более сладких для слуха слов, чем те, что сказал Иисус: «Хорошо, добрый и верный раб». Я надеюсь однажды услышать эти слова в свой адрес. Я уверен, каждый хотел бы услышать эти слова. Но если мы хотим получить это благословение от Господа, мы должны стараться сейчас верно исполнять работу, к которой Он нас призвал. Этим мы можем угодить Ему.

Поделиться
Написал Роберт Спрол
Роберт Чарльз Спрол (1939 -2017) - основатель и председатель просветительской миссионерской организации «Лигоньер». Ведущий ежедневной радиопрограммы «Обновление ума». Пастор церкви Св.Андрея в г.Сэнфорд, штат Флорида.