I. Жертва и умилостивление
Искупительная работа Господа Иисуса Христа на кресте находится в самом эпицентре христианства. Не будет преувеличением сказать, что крестное дело Христа является сердцем Евангелия. Когда апостол Павел резюмировал Евангелие, которое он проповедовал, он заключил его в слова об искуплении: “Христос умер за наши грехи согласно Писаниям” (1 Кор. 15:3). Крест — это содержание самого Евангелия, ибо “мы проповедуем Христа распятого” (1 Кор. 1:23). Евангельская весть, которой мы спасены, — это “слово о кресте” (1 Кор. 1:18). Капитан невольничьего судна XVIII века, ставший пуританским проповедником, Джон Ньютон, хорошо уловил это, когда сказал: “Я советую вам всеми силами держаться поближе к искуплению. Учение о кресте — это солнце в системе истины».
Один из способов “приблизиться” к искуплению — убедиться, что мы точно понимаем, что произошло на кресте. Вероятно, мы знакомы с событиями распятия, но значение этих событий настолько безгранично, что они станут темой вечной хвалы святых (Откр. 4-5). Несмотря на это, исторически и сегодня существует большая путаница в отношении этой центральной и основной доктрины христианской веры. Поэтому мы должны спросить текст Священного Писания: “Что на самом деле произошло на кресте? Чего же достиг Иисус в Своем деле искупления? Каково библейское значение того, что сделал наш Спаситель от нашего имени?”
Самое фундаментальное описание, которое можно дать искуплению, состоит в том, что это дело заместительного наказания. Крест не является платой за выкуп сатане; главный пленник ада не в том положении, чтобы требовать выкупа от Бога. Крест не является иллюстрацией общего нравственного правления Бога миром. Еще меньше крест является Божьим провозглашением ценности и ценности человечества, за исключением того, что он свидетельствует о глубине нашей греховности. Крест также не является просто космической победой добра над злом или хорошим примером для подражания христиан. Самое главное, что крест — это работа по замене наказания. Господь Иисус несет наказание за грехи Своего народа в качестве замены для него. В Своей великой любви Отец назначил Сына стоять на нашем месте, нести наш грех, нести нашу вину, получать наше наказание и тем самым удовлетворять праведный гнев Бога против нас.
Господь Иисус — Страдающий Слуга, который “понес наши немощи и… печали” (Ис. 53:4), “понес грех многих” (Ис. 53:12). На кресте “Господь возложил на него беззакония всех нас” (Ис. 53:6), и поэтому “он понесет их беззакония” (Ис. 53:11). Он — “Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира” (Иоан. 1:29), принимая этот грех на Себя. Отец “сделал [Иисуса] грехом от нашего имени” (2 Кор. 5:21); наша вина считалась Его виной. “Христос искупил нас от проклятия Закона, став проклятием для нас” (Гал. 3:13), на нашем месте. “Он сам понес наши грехи в Своем теле на кресте … ибо Его ранами вы исцелились” (1 Пет. 2:24). Проще говоря, “Он был пронзен за наши проступки; он был сокрушен за наши беззакония; на Нем было наказание, которое принесло нам мир” (Ис. 53:5; ср. также, напр., Мк. 10:45; 2 Кор. 8:9; 1 Пет. 3:18; Гал. 2:20).
Искупление, заменяющее наказание, вплетено в саму ткань Божьего откровения от начала до конца, потому что это самое сердце евангельской вести.
Но мы должны пойти дальше и спросить: “В чем именно заключается характер этого заместительного искупления? Что именно совершил Христос на кресте?”
Писание отвечает по крайней мере пятью темами или мотивами искупления:
(1) это работа заместительной жертвы, в которой Спаситель понес наказание за грех вместо грешников (1 Пет. 2:24);
(2) это работа умилостивления, в которой Божий гнев против грешников полностью удовлетворен и исчерпан в лице их Заместителя (Рим. 3:25);
(3) это дело примирения, в котором преодолевается отчуждение грешного человека от Бога и мир достигается через кровь креста (Кол. 1:20);
(4) это дело искупления, в котором порабощенные грехом искупаются драгоценной кровью Агнца (1 Пет. 1:18-19); и
(5) это дело победы, в котором грех, смерть и сатана побеждены силой победоносного Спасителя (Евр. 2:14-15). Каждый из этих пяти мотивов достоин нашего размышления и рассмотрения.
1. Жертвоприношение
Во-первых, Писание характеризует карательное заместительное искупление Христа как жертву (например, Еф. 5:2; Евр. 9:26). Это изображение заимствовано из ветхозаветных предписаний о жертвенном поклонении Израиля Богу в соответствии с Заветом Моисея (ср. Евр. 9:23), наиболее подробно изложенных в Книге Левита. Как только начинается Левит, скиния уже завершена, и слава Божья пришла и наполнила ее, что означает, что духовное присутствие Господа теперь обитает среди Его народа (Исх. 40:34-38). Таким образом, присутствие Бога становится ключевой темой в Книге Левит, поскольку фраза “перед Господом” или “в присутствии Господа” встречается 59 раз. Далее, Левит учит, что этот присутствующий Бог также свят; термины «свят» и «святость» появляются 150 раз, чаще, чем в любой другой книге. Таким образом, Левит отвечает на вопрос: “Как может святое присутствие Божье обитать среди грешного народа?” Ответ, который дает Бог, состоит в том, что грешники должны приносить жертвы Господу, которые искупят их грехи и сделают их приемлемыми в Его присутствии. Поклоняющийся “должен принести [свою жертву] у входа в шатер собрания, чтобы он был принят пред Господом. Он возложит руку свою на голову всесожжения, чтобы ему было принято искупление за него” (Лев. 1:3-4). Сразу же мы сталкиваемся с карательным замещающим искуплением посредством жертвоприношения.
Вершиной системы жертвоприношений были церемонии Дня Искупления. Раз в год первосвященник Израиля должен был входить во святое святых в Божье присутствие, чтобы “совершить искупление за себя, за свой дом и за все собрание Израиля” (Лев. 16:17). Он должен был принести в жертву двух козлов, одного для принесения в жертву Богу, а другого для того, чтобы понести грехи народа и быть изгнанным из присутствия Господа (Лев. 16:8-10). Кровью жертвенного козла нужно было окропить престол милосердия, место, где было совершено искупление (Лев. 16:15). Что касается козла отпущения, “тогда Аарон возложит обе свои руки на голову живого козла и исповедует над ним все беззакония сынов Израилевых и все их проступки в отношении всех их грехов; и он возложит их на голову козла и отправит его в пустыню рукой человека, который стоит в готовности. Козел понесет на себе все их беззакония в пустынную землю; и он отпустит козла в пустыню” (Лев. 16:21-22).
Возложив свои руки на голову козла отпущения и признавшись во всех грехах Израиля, первосвященник символизировал, что Бог посчитал, что грех и вина людей будут перенесены на козла отпущения. Вместо того чтобы нести свое собственное беззаконие и быть изгнанным из святого присутствия Божьего, грех Израиля был вменен заместителю. Невинный козел отпущения несет на себе грех, вину и наказание людей и изгнан вместо них. При окроплении жертвенной кровью одного заместителя престол милосердия и вменении греха второму заместителю, грехи Израиля искупаются, и народ освобождается от наказания.
Единственная другая картина ветхозаветной жертвы, которая соперничает с Днем Искупления в Израиле, — это Пасхальная жертва. Когда Господь собирался наслать десятую казнь на Египет, Он пообещал убить каждого первенца и животное по всей земле. И хотя Израиль был избавлен от первых девяти язв, он не был автоматически избавлены от десятой, потому что он впал в идолопоклонство и поклонялся богам Египта (ср. Иез. 20:8). Чтобы спастись от Божьего гнева, Он потребовал, чтобы каждая семья убила непорочного агнца и возложила его кровь на дверные косяки дома (Исх. 12:13). Пасхальный агнец умер вместо первенцев Израиля. Гнев Божий был отвергнут кровью непорочного агнца, закланного вместо них. Яхве простил грехи Израиля через заместительную жертву (Исх. 12:27).
Как левитские жертвоприношения, воплощенные в День Искупления, так и обряд Пасхи, ярко изображают жертвенную работу Господа Иисуса Христа. Пасхальная трапеза была началом тайной вечери Иисуса со Своими учениками, когда Он установил Новый Завет, объявив, что Его тело будет сокрушено за них, и что чаша, излитая за них, была “новым заветом в Моей крови” (Лк. 22:20). Во время этой пасхальной трапезы Христос объявил, что преломление Его тела и излияние Его Крови будет исполнением Пасхи. Он, как провозгласил Иоанн Креститель, “Агнец Божий” (Иоан. 1:29), чья “драгоценная кровь … как у агнца незапятнанного” искупает народ Божий (1 Пет. 1:18-19), “ибо Христос, наш пасхальный агнец, был принесен в жертву” (1 Кор. 5:7). Как кровь убитого агнца защитила Израиль от исполнения Божьего суда, так и кровь убитого Агнца, Иисуса, защищает Его народ от гнева Отца за их грех.
Иисус также является воплощением левитского священства и системы жертвоприношений. Хотя Бог милостиво позволил Себе временно удовлетвориться жертвами Израиля, эти жертвы никогда не были по-настоящему окончательными или совершенно эффективными (Евр. 9:9; 10:1, 4). Вот почему должна была быть большая, совершенная жертва, которая раз навсегда избавила бы от греха: “Но когда Христос явился как Первосвященник грядущих благ, Он вошел тогда через большую и более совершенную скинию, не сделанную руками, то есть не от этого творения; и не кровью козлов и телят, но Своей собственной кровью Он вошел во святое место раз навсегда, получив вечное искупление” (Евр. 9:11-12). Параллельные образы поражают воображение. Подобно тому, как первосвященник вошел за завесу во святое святых, так и Христос является “великим Первосвященником, который прошел через небеса” (Евр. 4:14) и вошел за завесу небесной скинии в само присутствие Самого Бога. В то время как первосвященник окроплял кровью жертвенного козла на престоле милосердия, чтобы совершить искупление, Господь Иисус окропил Своей собственной кровью. И поскольку Его кровь бесконечно более ценна, чем кровь козлов и телят, поскольку Его кровь говорит лучше, чем кровь Авеля (Евр. 12:24), Он обеспечил вечное искупление.Наш великий Посредник и Заместитель — это исполнение как первосвященника, так и жертвы. Он одновременно и предлагающий, и предлагающий, ибо “Он предложил Себя” (Евр. 9:14).
Не только это, но Иисус также является исполнением престола милосердия. Первосвященнику было приказано окропить кровью престол милосердия, где святое присутствие Бога было уникально проявлено для общения с Израилем (Исх. 25:22; Лев 16:2). Это святое место, в которое не могут войти, кроме как при самых строгих обстоятельствах, наиболее квалифицированные в стране. И все же апостол Павел заявляет, что Бог показал Иисуса “как умилостивление Его кровью” (Рим. 3:25). И это слово “умилостивление” на самом деле означает «умилостивляющий» — греческое слово, которое переводит еврейский термин для престола милосердия в святая святых. Точно так же, как престол милосердия был местом, где было совершено искупление и был предотвращен гнев Божий против греха, так и сейчас Иисус является местом, где совершается искупление и предотвращается гнев Божий против греха. Господь Иисус Христос — это и Первосвященник, Который приносит, и приносимая жертва, и престол милосердия, на котором приносится жертва!
И еще более того, Он также является исполнением роли козла отпущения. Подобно тому, как первосвященник исповедал грехи Израиля над головой козла отпущения, так что их грехи были возложены на козла, так и Отец “возложил на Него беззаконие всех нас” (Ис. 53:6). Отец вменил Иисусу каждый грех каждого человека, который когда-либо уверовал (2 Кор. 5:21), так что действительно можно сказать, что “Он Сам понес наши грехи в Своем теле на кресте” (1 Пет. 2:24). Когда полуденное солнце окутано тьмой, Отец как бы возлагает руки на голову Сына и исповедует над Ним грехи Своего народа. И в результате того, что Он несет их грех, как козел отпущения, Сын изгоняется из присутствия Отца, оставленный страдать за воротами (Евр. 13:12) и испытывать ужасающее оставление Своего Отца, заставившего Его выкрикивать эти жалкие слова: “Боже Мой, Боже Мой, почему Ты оставил Меня?” Бог Сын — от вечности зеница ока Своего Отца, Его вездесущий спутник, которым Его душа всегда была довольна-был оставлен Отцом, когда Он возложил на Христа беззаконие всех нас и оставил Его, чтобы нести развязанную ярость Всемогущего Бога вместо Своего народа.
“Вне стана”, вдали от присутствия Господа и Его народа, было место, где должны были быть утилизированы остатки жертв (Лев. 4:12; Евр. 13:11), где прокаженные были изолирован, чтобы нести свой позор (Лев. 13:46), где богохульники побивались камнями (Лев. 24:14, 23). Именно в это место позора и изоляции был изгнан Сын Божий, чтобы мы, виновные, вероломные, грешные сыновья и дочери Адама, могли быть приняты в святое присутствие Бога.Дорогой грешник, если Сын Божий смирил Себя до такого унижения и позора, неужели ты не смиришься перед Его крестом? Дорогой читатель, если ты без Христа, смирись и приди к Тому, Кто умер за грешников. Отвернись от своих грехов и положись на драгоценную Кровь этого непорочного Агнца, закланного за твое спасение.
2. Умилостивление
Второй мотив, который Писание использует для описания искупления, — это умилостивление. Смерть Христа — это не только жертва, но и жертва умилостивления. Слово «умилостивление» просто означает умиротворение или удовлетворение. И применительно к искуплению это говорит о том, что, приняв в Себя полное проявление гнева Отца против грехов Своего народа, Господь Иисус Христос удовлетворил праведный гнев Отца и, таким образом, отвратил Его гнев от нас, которые, если бы не наш Заместитель, были вынуждены страдать от этого гнева за самих себя.
Четыре ключевых текста недвусмысленно определяют работу Христа как умилостивление: Рим. 3:24-25, Евр. 2:17, 1 Иоан. 2:2 и 4:10. Однако некоторые возражают, что эти отрывки были неправильно переведены, и утверждают, что греческий термин не означает “жертва, предотвращающая гнев”. Это наводило бы на мысль о примитивном и непристойном представлении о том, что Бог разгневан на человечество и должен быть умиротворен. Эти возражающие говорят, что вместо умилостивления группа слов хиласкомаи означает искупление — отмену или устранение греха, без ссылки на гнев.
Но есть явное библейское основание для прочтения этих слов как умилостивления, предотвращающего гнев, а не просто искупления. Септуагинта использует хиласкомаи для перевода еврейского кафара. В то время как кафар имеет ряд значений, в том числе прощать (например, Лев 4:20), очищать (например, Лев 14:18-20) и выкупать (например, Число 35:29-34), есть несколько ключевых текстов, в которых безошибочно видно, что кафар относится к отведению Божьего гнева. Например, когда Израиль совершает идолопоклонство с золотым тельцом, Бог отвечает гневом (Исход 32:10). Но на следующий день Моисей говорит людям о своих намерениях ходатайствовать за них: “Теперь я иду к Господу, возможно, я смогу искупить (кафар) ваш грех” (Исх. 32:30). Моисей ясно понимал проблему: Божий гнев возгорелся против греха Его народа. И его инстинктивным решением было попытаться “искупить” их грех, то есть попытаться отвратить Божий гнев от Его народа.
Аналогичная сцена наблюдается в Чис. 25. Когда Бог готовил Израиль к вступлению в землю Ханаанскую, люди занимались сексуальной безнравственностью с моавитянскими женщинами и поклонялись богам Моава (ст. 1-2). И здесь снова Господь в гневе отвечает на идолопоклонство Своего народа: “И возгорелся гнев Господень на Израиль” (ст. 3). Этот гнев обрушился на них в форме чумы, унесшей жизни 24 000 человек (ст. 9). В ст.4 говорится, что Бог повелел Моисею убить вождей Израиля, чтобы отвратить от них Свой гнев. И как только Бог сказал это, другой израильтянин привел мадианитянку в шатер своей семьи, очевидно, намереваясь последовать за безнравственностью остальных людей.
Тогда Финеес, один из священников, был так разгневан таким откровенным восстанием, что убил их обоих (ст. 7-8). В результате усердия Финееса Божий гнев был умилостивлен, и язва была остановлена. Затем Бог говорит: “Финеес, сын Елеазара, сын священника Аарона, обратил мой гнев вспять от народа Израиля, в том, что он ревновал к ним Моей ревностью, чтобы Я не поглотил народ Израиля в своей ревности. Поэтому скажи: “Вот, Я даю ему мой завет мира, и он будет ему и его потомкам после него заветом вечного священства, потому что он ревновал к своему Богу и совершил искупление (кафар) для народа Израиля” (ст. 11-13). Моисей считает концепцию обращения вспять Божьего гнева синонимом термина кафар (см. также Чис. 16:45-59).
Поэтому, когда авторы Нового Завета используют те же греческие термины, которые используются в Септуагинте для перевода еврейского кафара, безошибочно видно, что хиласкомаи словесная группа означает концепцию умилостивления — умиротворения, удовлетворяющего гнев, — точно так же, как это было в Ветхом Завете. Этот вывод особенно очевиден, если принять во внимание контексты, в которых используется этот термин. Рассмотрим только один из них, в Послании к Римлянам. Павел посвящает две главы подробному описанию того, как гнев Божий разгорается против греха всего человечества (1:18), и обвиняет все народы земли, которые “познали Бога” через творение, но “не почитали Его как Бога и не благодарили” (1:19-21). В результате Бог проявил Свой праведный гнев, предав язычников похоти и нечистоте (1:24), “унижающим страстям” (1:26) и “развращенному уму” (1:28). В главе 2 мы узнаем, что гнев Божий пребывает и на евреях, ибо, хотя они имеют закон Божий и осуждают других за его нарушение, они совершают ту же неправедность, что и язычники (2:1-4). И поэтому Павел говорит: “Из-за твоего упрямства и нераскаявшегося сердца ты копишь гнев для себя в день гнева и откровения праведного суда Божьего” (ст. 5). ” Те, кто эгоистично честолюбив и не повинуется истине, но повинуется неправде“, могут ожидать только” гнева и негодования » (ст. 8). В Рим.3.5 Павел называет Бога “Богом, который явит гнев”. Ошибки быть не может: Бог гневается на грешников. Каждая праведная клеточка Его святого существа пробуждена справедливой ненавистью к неправедности.
И поэтому эта нить Божественного гнева была так прочерчена в этом первом разделе Послания к Римлянам, что читателю остается только спросить: “Если это жалкое состояние грешного человечества, безнадежное под гневом Всемогущего Бога — как мы когда-либо сможем быть в правильных отношениях с Ним?” Никогда не задавалось более важного вопроса: как грешный человек избежит гнева Божьего? И этот ответ приходит к нам в Рим. 3:21-26, в самом сердце Евангелия Христа. Бог даровал праведность, но не через закон; мы все нарушили закон! Не через добрые дела, потому что мы никогда не могли бы совершать достаточно добрых дел, чтобы удовлетворить непреклонные требования Божественной святости и справедливости! Но Он обеспечил праведность, публично явив Своего собственного Сына, Господа Иисуса Христа, “как умилостивление в Его крови через веру”. Сам Бог удовлетворил Свой гнев против греха, окропив кровью непорочного Агнца престол милосердия небесного жертвенника (ср. Евр. 9:11-15, 23-24). Он наказал грехи Своего народа в качестве Замены, и поэтому, по невыразимой благодати, Его гнев был обращен от нас.
Как важна эта концепция умилостивления для правильного понимания того, что произошло на кресте! Отрицать, что искупление было в основе своей умилостивлением, значит отрицать, что гнев Божий возбужден против греха или что он должен быть умиротворен, чтобы человеку было даровано спасение. Но такое отрицание наносит ущерб всей широте библейского откровения. Небольшая выборка текстов, которую мы рассмотрели, наглядно продемонстрировала это. Будь то идолопоклонство в Исх. 32, сексуальная безнравственность в Чис. 25, недовольство лидерами в Чис. 16 или любой грех, совершенный любым человеком, Божий ответ на человеческий грех должен быть справедливой священной яростью. Поскольку Бог свят, праведен и добр, Он должен наказать грех гневом. И именно поэтому умилостивление так драгоценно. Поскольку крестная работа Христа — это умилостивление, искупление — это жертва, несущая гнев. Грех не останется незамеченным; Божье прощение не означает, что Он просто скрывает грех под ковром. Он никогда бы так не осквернил Свою святыню. Он ни в коем случае не оставит виновных безнаказанными (Исх. 34:7). Святой Израилев всегда и во все времена будет наказывать за грех в одном из двух мест: грех будет наказан в грешнике в аду или он будет наказан во Христе-Заместителе на кресте.
Вывод
Дорогой читатель, узри славу креста. Если вы во Христе, каждая унция несмешанной ярости, которую Бог обрушил бы на вас в вечных муках ада, была полностью излита на этого Заместителя в те три ужасных часа на Голгофе. Из-за этого у тебя больше не осталось никакого гнева. Бог благосклонен к Своему народу, потому что наш грех был оплачен и наше наказание понесено. И поэтому мы поем вместе со святыми и ангелами на небесах в Откр. 5: “Достоин Ты… ибо Ты был убиты и искупил для Бога Твоей кровью, людей из каждого племени и языка, народа и нации! … Достоин Агнец, который был заклан, чтобы получить силу, богатство, мудрость, могущество, честь, славу и благословение!”
Возможно, лучшая из известных мне вдохновленных Богом песен поклонения, отражающая глубину теологии карательного заместительного искупления — умилостивительной жертвы, — это гимн XIX века под названием “О Христос! Какое бремя склонило Твою голову”. В этих стихах мы видим прекрасное сопоставление наказания Христа и свободы грешника и необходимости поклоняться Агнцу, Который понес наш гнев.Бремя греха было моим бременем, которое я должен был нести, но для меня нет никакого бремени. Горькая чаша гнева была моей, чтобы испить ее, но теперь я пью из потока переполняющих меня благословений. Жезл Божьего гнева был направлен мне в спину; меч Его гнева должен был пронзить мое сердце. Но он пронзил сердце невинного Сына Божьего, и теперь этот меч дремлет для меня.
Дорогой грешник, это возможно и для тебя. Какое мимолетное и ложное удовольствие от греха стоит того, чтобы потерять свою душу от пылающего клинка Божьего гнева? Сам Бог призывает вас, оставшихся вне Христа, отвернуться от своего греха, отбросить всякую надежду на достижение праведности и прощения своими добрыми делами — и взглянуть на этого Спасителя и увидеть в Нем всю праведность и удовлетворение, на которые люди могли бы надеяться. Он единственный Посредник между Богом и людьми, и Он избит, покрыт шрамами, сломлен, мертв, покинут и воскрес для грешников, чтобы вы могли познать “безоблачный мир” вечной жизни. Повернись к Нему и живи!
Для моих братьев и сестер это то, что произошло на кресте. Может быть, ваше богословие информирует вашу доксологию — так что глубина вашего понимания заставляет ваше поклонение Господу Иисусу Христу подниматься на новые высоты.
II. Примирение, выкуп и завоевание
Мы начали исследование самого сердца Евангелия, краеугольного камня самого христианства: природы искупления Христа. Мы построили наше исследование вокруг вопроса: “Что на самом деле произошло на кресте?” Теперь любой, кто знаком с зачатками христианства, знаком с историческим повествованием о распятии. Все четыре Евангелия ярко изображают предательство, арест, суд, бичевание, распятие и смерть Иисуса Христа. Мы понимаем происходившие события. Но остальная часть Нового Завета, прочитанная в свете его ветхозаветного фона, дает нам представление о значении смерти Христа — о вещах, о которых вы бы ничего не знали, даже если бы вы были с учениками в саду, с Пилатом в претории и с Марией на кресте. Богословское значение того, что произошло на кресте, настолько неисчерпаемо, что оно станет центральным предметом нашей хвалы на небесах (ср. Откр. 5:9). Народ Христа будет вечно праздновать благословения того, что на самом деле произошло на кресте. Но это празднование начинается даже сейчас, когда мы посвящаем себя пониманию Божьего откровения о теологическом значении искупления.
Ранее мы утверждали, что наиболее фундаментальной характеристикой искупления, которую можно дать, является то, что оно представляет собой работу по замене наказания — Господь Иисус несет наказание за грехи Своего народа в качестве их замены. Затем мы заявили, что могли бы дополнительно определить это заместительное искупление в соответствии с пятью ключевыми темами или мотивами: жертва, умилостивление, примирение, искупление и завоевание. Нами подробно рассматривались первые два из них. Здесь мы посвятим себя последним трем, поскольку мы стремимся получить более глубокое понимание того, что Христос совершил на кресте для тех, кто верит в Него. И мы посвящаем себя такому изучению, потому что наша теология — это почва и топливо для нашей доксологии. Наша хвала Христу возносится лишь настолько высоко, насколько наше понимание Его славной Личности и дела укоренено в богатой почве Слова Божьего. Высоты нашего поклонения никогда не превысят глубины нашей мысли. Последователи Иисуса посвящают наши умы истине, чтобы воспламенить наши сердца достойным поклонением.
3. Примирение
Помимо того, что искупление Христа является заместительной жертвой и умилостивлением, оно также является средством примирения между Богом и человеком. Грех человека не только навлек на себя вину (что требует жертвоприношения), но и вызвал гнев Божий (что требует умилостивления). Грех также породил вражду между Богом и человеком, которую необходимо преодолеть.
Это отчуждение ярко изображено во всем Писании. В Саду, после того как Адам и Ева согрешили, Писание записывает: “Они услышали звук Господа Бога, идущего в саду в прохладу дня, и мужчина и его жена спрятались от присутствия Господа Бога среди деревьев сада” (Быт. 3:8). Похоже, это было обычным явлением для святого присутствия Божьего, когда оно двигалось по Саду. У Бога было бы то, что можно было бы описать как общение лицом к лицу с Адамом и Евой в прохладный день. И все же, ослушавшись Бога, их непосредственным инстинктом было спрятаться от Него и избежать его общения. Еще до того, как наши прародители снова увидели Господа, присутствие греха уже коренным образом изменило их отношения. В конце концов Адам и Ева были изгнаны из Сада, отрезаны от святого присутствия своего Бога (Быт. 3:22-24).
В истории Израиля отделение Бога от грешного человека убедительно иллюстрируется тройным барьером скинии и храма. Скиния и храм были местом, где Бог уникальным образом проявлял Свое присутствие, но из-за греха произошло тройное разделение между Божьим народом и Божьим присутствием. Во-первых, был внешний двор, который был доступен только тем, кто приносил заместительные жертвы за свои грехи. Во-вторых, там было святое место, доступное только священникам, которые приносили жертвы за народ. И в-третьих, там было святое святых, или самое святое место, которое было доступно только первосвященнику только в День Искупления, когда он совершал умилостивление за грехи всего народа. Подумайте, как низко пало человечество. Адам и Ева когда-то наслаждались общением лицом к лицу с Богом в прохладе дня; теперь нужно было пролить кровь, чтобы один человек во всем Израиле вошел в присутствие Господа в один день в году. Грех отделяет от Бога.
Пророк Исаия комментирует эти разорванные отношения, когда говорит: “Ваши беззакония отделили вас от вашего Бога, и ваши грехи скрыли от вас Его лицо, так что Он не слышит [вас]” (Ис. 59:2). Мы, которые были созданы для тесной дружбы с нашим Создателем, стали Его врагами (Рим. 5:10), отчужденными от Бога, враждебными по духу и совершающими дурные поступки (Кол. 1:21). В Рим. 8:7 Павел говорит, что “разум, настроенный на плоть”, то есть плотский человеческий разум в его естественном состоянии,“враждебен Богу; ибо оно не подчиняется закону Божьему, ибо не способен на это, а те, кто во плоти, не могут угодить Богу”. Таково наше жалкое положение. И все же именно здесь, в глубине нашей нужды, искупительное дело Христа встречает нас со спасительной силой. Искупление — это работа примирения, посредством которой устраняется почва вражды, враждебности и отчуждения между Богом и человеком и достигается мир. Обратите внимание на акцент в Рим. 5:10-11, 2 Кор. 5:18-19, Еф. 2:10, Кол. 1:20-22.
В реальном смысле Примирение-это самая главная работа креста Христова, потому что оно укрепляет основу мира с Богом, которым мы наслаждаемся через наше оправдание (Рим. 5:1). Благодаря искуплению Христа мы, отделенные от Бога, для познания Которого и поклонения Которому мы были созданы, будем восстановлены к любящему общению с Ним. Как говорит Петр, “Христос также умер за грехи раз и навсегда, праведный за неправедных” (1 Пет. 3:18). В этом стихе говорится как о судебных, так и о реляционных аспектах работы Христа от нашего имени. Существует судебная реальность креста: Христос платит наказание за наш грех как наш Заместитель. Затем следующая фраза объясняет нам “почему” замена наказания Христом: “ … так что Он может привести нас к Богу». Это и есть сама цель нашего спасения: вернуть нас к всеудовлетворяющему, невыразимо славному, совершенно восхитительному Богу, от Которого нас отрезали наши грехи. Славные истины умилостивления, искупления, оправдания, прощения и свободы от наказания (и многого другого) — все это просто убирает вещи с пути, чтобы мы могли добраться до Него. Они существуют для того, чтобы дать нам доступ к Отцу (Еф. 2:18), присутствии Которого полно радости, и в Чьей деснице вечная радость (Пс. 16:11). Что делает Евангелие хорошей вестью, так это не просто то, что наши грехи прощены, что мы выходим из ада, что мы больше не чувствуем себя виноватыми или что мы увидим наших друзей и семью на небесах. Самая суть того, почему Евангелие является хорошей вестью, заключается в том, что оно примиряет нас с Богом, который делает небеса небесами. Наш грех отрезал нас от Него — этого великолепного сокровища, этого океана наслаждения. И крест Христов преодолевает отчуждение и враждебность, существующие между нами и Богом, и покупает примирение, которое возвращает нас к Нему.
4. Выкуп
Четвертый мотив, который Писание использует для описания дела искупления Христа, — это искупление или выкуп. Концепция выкупа — это, по сути, коммерческий язык. Греческие термины agorazo и exagorazo, которые оба происходят от слова agora, что означает “рынок”, и, таким образом, “выкупать” означает покупать на рынке. Другое слово, используемое в Новом Завете для обозначения искупления, — «лутро«, которое говорит о покупке путем уплаты выкупа. Соединяя их вместе, мы обнаруживаем, что ключевым понятием искупления является рабство. Рабы были выкупаемы путем выплаты выкупа.
В качестве примера мы могли бы обратиться к Лев. 25, первой расширенной инструкции о законах искупления в Ветхом Завете. Когда израильтянин становился настолько бедным, что ему приходилось продавать себя в рабство, Божий закон предусматривал, что члены его семьи должны были выкупить его из рабства. И используемый язык неизменно является коммерческим. В ст. 47-52 мы читаем о “покупателе” (ст. 50), “цене” (ст. 50), “покупной цене” (ст. 51) — что является тем же словом, что и выкуп, — и “возмещении” (ст. 52). Это язык рынка, язык купли-продажи. Семья того, кто был продан в рабство, могла выкупить его, заплатив выкупную цену.
Подобным образом Писание свидетельствует о том, что человек находится в рабстве, что мы настолько зависимы от похоти плоти, похоти очей и хвастливой гордости житейской (ср. 1 Иоан. 2:15-17), что о нас правильно говорят, что мы порабощены нашим грехом (ср. Иоан. 8:34; Рим. 6:16-18; 2 Пет. 2:19). И наше рабство настолько обширно, что оно распространяется даже на наши сердца: наш рабовладелец обманул нас, заставив полюбить наше рабство.
Но благодарение Богу, что Писание учит, что Христос пришел, чтобы искупить Свой народ от нашего рабства, выкупить нас с рынка рабов греха, заплатив выкупную цену Своей собственной жизни. Павел провозглашает: “Есть один Бог и также один Посредник между Богом и людьми, Человек Христос Иисус, Который отдал Себя в качестве выкупа за всех, свидетельство, данное в надлежащее время” (1 Тим. 2:5-6) Сам Иисус говорит: “Ибо даже Сын Человеческий пришел не для того, чтобы ему служили, но чтобы служить и отдать Свою жизнь в качестве выкупа за многих” (Мк. 10: 45). Миссия Его воплощения была делом искупления, и Его собственная жизнь была ценой выкупа, которая будет дана вместо многих грешников, чью свободу Он купил.
Поэтому Павел говорит Коринфянам, что они были куплены за определенную цену (1 Кор. 6:20). В своем прощальном обращении к ефесским старейшинам в Милете он говорит, что Бог купил Свою Церковь Своей собственной кровью (Деян. 20:28). Апостол Петр говорит, что мы были искуплены “не тленными вещами, такими как серебро или золото, но драгоценной кровью Христа, подобной крови агнца без порока или пятна” (1 Пет. 1:18-19). И апостол Иоанн записывает небесное поклонение святых воскресшему Христу за Его дело искупления: “Достоин Ты… ибо Ты был убиты и купил для Бога Твоей кровью, людей из каждого племени и языка, народа и нации” (Откр. 5:9).
Искуплены от наказания за грех
Но от чего конкретно Христос искупил нас? В Гал. 4:4 говорится, что “когда наступила полнота времени, Бог послал Своего Сына, рожденного от женщины, рожденного под Законом, чтобы Он мог искупить тех, кто был под Законом, чтобы мы могли получить усыновление как сыновья”. Христос пришел, чтобы искупить нас, находившихся в рабстве по закону. Что же тогда означает быть в рабстве у закона? Всего лишь главой ранее Павел говорит: “Христос искупил нас от проклятия закона” (Гал. 3:13). Закон Божий всегда приносил с собой обещанные благословения за послушание и обещанные проклятия за непослушание. Человек может попытаться достичь праведности своими добрыми делами; просто стандарт закона Божьего требует совершенного послушания (ср. Гал 3:10; Ис. 2:10). И все же, поскольку все без исключения согрешили и лишились славы Божьей (Рим. 3:23), все без исключения попали под это проклятие. Но именно из рабства этого проклятия духовной смерти и разрушения Христос искупил Свой народ: “Христос искупил нас от проклятия Закона, став для нас проклятием” (Гал. 3:13). Вместо того, чтобы позволить нам самим понести наказание за проклятие, Он искупил нас, понеся это наказание вместо нас.
Искуплены от власти греха
В дополнение к искуплению нас от проклятия закона Писание говорит о том, что Христос искупил нас от самого греха. Библия говорит, что в нашем естественном состоянии мужчины и женщины являются “рабами греха” (Рим. 6:6), ибо мы рабы того, кому повинуемся (ср. Рим. 6:16). Иисус говорит: “Всякий, кто совершает грех, является рабом греха” (Иоан. 8:34). Каждый аспект существа естественного человека -разум, желания и воля — находится в плену греха. И если вы умрете в этих оковах, вы никогда не освободитесь от них.
Именно потому, что таково было наше жалкое положение, Христос искупил Свой народ от греха, заплатив выкупную цену Своей крови. Он искупил нас от порабощающего наказания за грех: “В Нем мы имеем искупление через кровь Его, прощение наших преступлений” (Еф. 1:7). Он искупил нас от порабощающей власти греха: Христос “отдал Себя за нас, чтобы искупить нас от всякого беззакония и очистить для Себя народ для Своего собственного владения, ревностный к добрым делам” (Тит. 2:14). Это означает, что искупительное дело Христа не только купило свободу от законного наказания за грех в оправдании, но и свободу от власти и господства греха в нашей жизни, что является нашим постепенным освящением. Пока мы все еще были порабощены, грех правил нами как жестокий надсмотрщик; у нас не было никакой надежды освободиться от его рабства. Но благодаря могущественной достаточности крови Христа грех больше не властвует в душе верующего. Грех был свергнут с престола в возрожденном сердце! Следовательно, народ Божий обладает силой побеждать и подчинять грех в нашей жизни через Духа, который обитает в нас.
У нас есть не только сила победить грех, но и обязанность сделать это. Павел говорит об этом просто: “Ибо вы куплены дорогой ценой; посему прославляйте Бога в теле вашем” (1 Кор. 6:20). Христиане, вы не принадлежите себе; вы были куплен дорогой ценой. Вы были искуплены с рабского рынка греха, и теперь вы свободны в отношении греха. Но не позволяйте этому ускользнуть от вашего внимания, что вы были выкуплены с того рынка рабов другим Хозяином: “Освободившись от греха, вы стали рабами праведности…. Но теперь, освободившись от греха и поработившись Богу, вы получаете свое благо, приводящее к освящению, а в результате — к вечной жизни” (Рим. 6:18, 22). Бог Сын искупил нас из рабства греху ценой выкупа Своей собственной крови. Мы сами себе не принадлежим. Христос владеет нами. Он — наш Господин, и это наша привилегия — быть добровольными и счастливыми рабами праведности. Искупительная кровь Христа дает нам как силу, так и ответственность за то, чтобы жить жизнью, достойной Бога.
Искуплены от присутствия греха
Но искупление Христа не просто обеспечивает нашу свободу от наказания и власти греха в настоящем. Искупление обеспечивает нашу свободу даже от присутствия греха в будущем. В Рим. 8:23 Павел комментирует, как верующие “с нетерпением ждут усыновления как сыновей, искупления наших тел”. Совершенное искупление, которое Христос приобрел для нас, не останавливается ни на оправдании, ни на освящении. Искупительная и побеждающая сила крови Христа завершит свою работу и, наконец, устранит все следы греха даже с наших тел во время нашего прославления. Находясь в этом теле, мы стенаем (Рим. 8:23), потому что наш внешний человек разлагается (2 Кор. 4:16) и потому что мы устали от борьбы с нашим грехом (2 Кор. 5:2,4). Но именно потому, что Христос купил нас, мы с нетерпением ждем того дня, когда даже наши смиренные, хрупкие, разлагающиеся, больные грехом тела будут свободны от всех свидетельств проклятия греха. Христос купил всех нас, а не только наши души. Он купил нас как целостных личностей; душа и тело принадлежат Ему. И Христос хочет получить то, за что Он заплатил! Поэтому грядет день, когда это тленное облечется в нетленное, а смертное облечется в бессмертие (1 Кор. 15:53), ибо крест Христов обеспечил не только начало нашего спасения, но и его завершение.
5. Завоевание
Наконец, в дополнение к тому, что смерть Христа была жертвой и умилостивлением, и завершила примирение и искупление, она также была делом победы.
С тех пор как человек впал в грех, все творение застонало под проклятием греха (Рим. 8:19-22). Из-за этого Писание говорит о том, что весь этот мир находится под властью сатаны. “Весь мир находится во власти лукавого”, — говорит апостол Иоанн (1 Иоан. 5:19). Павел добавляет, что сатана — “бог мира сего” (2 Кор. 4:4), “князь силы воздуха” (Еф. 2:2). Есть претендент на трон этого мира, которому его истинный Царь оказал огромное снисхождение. Но с самого начала Бог обещал, что истинный Царь — семя женщины — сокрушит голову змея и разрушит его дело (Быт. 3:15). Таким образом, в полноту времени, когда Сын Божий пришел, чтобы принести себя в жертву за грех, чтобы отвратить Божий гнев в качестве умилостивления, чтобы достичь примирения между Богом и людьми и избавить Свой народ от рабства греха, Он также пришел, чтобы победить претендента на Его престол. Апостол Иоанн лаконично говорит об этом: “Сын Божий явился с этой целью, чтобы разрушить дела дьявола” (1 Иоан. 3:8).
Даже во время Своего земного служения Господь Иисус продемонстрировал Свою власть над сатаной, изгоняя бесов по Своей воле (Мф. 12:28; Марк. 1:34, 39). В Лк. 11:21-22 Он говорит о Своих отношениях с повелителем демонов: “Когда сильный человек, во всеоружии, охраняет собственный дом, его имущество остается нетронутым. Но когда кто-то более сильный, чем он, нападает на него и одолевает его, он забирает у него все его доспехи, на которые он полагался, и распределяет его добычу”. Дорогой читатель, кто-то более сильный, чем сатана, напал на него и одолел его, и, как это ни парадоксально, благодаря Своей славной жертве унижения Христос разграбил дом дьявола и освободил пленников сатаны. И поэтому, приближаясь к концу Своего земного служения, Иисус провозглашает: “Ныне суд над этим миром; ныне правитель этого мира будет изгнан” (Иоан. 12:31), и “правитель этого мира был судим” (Иоан. 16:11). Своей победоносной работой на кресте Иисус нанес решающий смертельный удар сатане и его царству тьмы.
В Кол. 2 Павел говорит, что, когда Христос простил нам все наши прегрешения, отменив список долгов, который противостоял нам с его законными требованиями, отложив его в сторону, пригвоздив его ко кресту, Он устранил основу всех обвинений сатаны против нас. Поэтому Павел пишет: “Он обезоружил начальников и власти и открыто посрамил их, восторжествовав над ними Собой” (Кол. 2:15).
Возможно, самым решающим текстом, касающимся победы Иисуса, является Евр. 2:14-15, где говорится: “Итак, поскольку дети разделяют плоть и кровь, Он Сам также причастился того же, чтобы через смерть сделать бессильным того, кто имел власть смерти, то есть дьявола, и мог бы освободить тех, кто из-за страха смерти был подвержен рабству всю свою жизнь”. Если бы вы опросили сто человек на улице и спросили их, чего они больше всего боятся, и если бы они ответили честно, по крайней мере девяносто из них ответили бы, что их самый большой страх — это смерть. Для тех, у кого нет твердой надежды на вечную жизнь во Христе, смерть — это великое неизвестное. Это последний враг. В Евр. 2 говорится, что люди так боятся смерти, что всю свою жизнь мы находимся в рабстве. И очевидно, как страх смерти управляет людьми. На что они идут, на какие огромные жертвы идут, какие бесценные суммы денег платят, чтобы предотвратить неизбежное! Но благодаря парадоксальному триумфу смерти Христа он сделал дьявола бессильным и освободил тех, кто является рабами страха смерти, победив великого врага смерти и обеспечив вечную жизнь.
А на третий день Иисус продемонстрировал Свою победу над властью греха и смерти, воскреснув из могилы: “Бог воскресил Его, положив конец агонии смерти, так как Он не мог удержаться в ее власти” (Деян. 2:24). Поскольку Христос воскрес, и поскольку нам обещано воскреснуть вместе с Ним через покаяние и веру в Евангелие, агония смерти закончилась. Тираническое рабство, подпитываемое страхом смерти, разрушено.Верующему во Христа нечего бояться смерти, потому что отсутствие тела в смерти означает присутствие с Господом на небесах (2 Кор. 5:8).
В Откр. 1 апостол Иоанн падает, как мертвый, перед вознесенным Христом. Иисус отвечает: “Не бойтесь; Я первый и последний и живой; и Я был мертв, и вот, Я жив во веки веков, и у Меня ключи смерти и ада” (Откр. 1:17). Так вот, в Евр. 2 сказано, что сатана обладает силой смерти. Но благодаря смерти и воскресению Христа Иисус не только освободился от оков смерти, но и теперь Он властен над смертью. У него есть ее ключи! Он имеет контроль над тем, кто освобожден и удерживается в этой сфере. И если Он контролирует смерть, то нам, Его народу, вообще не нужно бояться смерти. Точно так же, как Он сказал скорбящей Марфе: “Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня будет жить, даже если умрет, и всякий, кто живет и верит в Меня, никогда не умрет” (Иоан. 11: 25-26). И поэтому мы торжествующе поем вместе с апостолом Павлом: “Смерть поглощена победой! ‘О смерть, где твоя победа? О смерть, где твое жало?’ Жало смерти есть грех, и сила греха закон; но благодарение Богу, Который дает нам победу через Господа нашего Иисуса Христа” (1 Кор. 15:56).
Вывод
Дорогие друзья, наш великий Чемпион, Господь Иисус Христос, совершил все это кровью Своего креста. Вина за наш грех требовала смертной казни, и поэтому Агнец Божий был заклан в качестве искупительной жертвы за нас. Гнев Божий возгорелся против нашего греха, и поэтому Христос был поставлен в качестве умилостивления, чтобы нести этот гнев вместо нас. Осквернение нашего греха оттолкнуло нас от Бога и вызвало Его святую ярость против нас, и таким образом, искупив грех, Христос примирил Бога с человеком. Послушный греху, человек был в рабстве у греха через закон, который разоблачил грех в нашей жизни, и поэтому Христос заплатил выкупную цену Своей драгоценной кровью, чтобы избавить нас от такого рабства. И поступая таким образом, Он разграбил дом сатаны, победив смерть и ее капитана с помощью Своей собственной силы.
Дорогой читатель, пусть твое сердце воспоет во славу Христу за бесконечную полноту и ценность Его крови. Как идеально подходит этот Всемогущий Спаситель для вашего жалкого состояния во грехе! Вы виновны и осуждены перед законом Божьим, и все же во Христе у вас есть жертва, которая смывает ваши пятна. Гнев Божий жарко пылает против вас, и все же во Христе у вас есть умилостивление, которое поглощает эту горькую чашу гнева до дна. Вы отчуждены от Бога, для познания Которого были созданы, отрезаны от Того, в Чьем присутствии навеки пребывает полнота радости и удовольствий, и все же во Христе у вас есть примирение, которое восстанавливает вас к восхитительному общению с Самим Богом. Вы раб своих похотей и страстей, проданный в рабство греху — настолько порабощенный своим надсмотрщиком, что вас обманули, заставив любить свое рабство. И даже если бы у вас было такое желание, у вас нет средств, чтобы купить свою свободу. И все же во Христе у вас есть драгоценная кровь непорочного агнца, заплаченная в качестве выкупной цены за ваше искупление. Каждая ваша возможная потребность полностью удовлетворяется Личностью и делом Иисуса Христа.
Вот что реально случилось на Кресте. Слава Богу за неизреченный дар Его!
Приложение
На протяжении всей истории Церкви существовали различные взгляды и теории, которые концептуализировали природу дела Христа на кресте. Поскольку искупление относится к самому сердцу Евангелия, для нас важно знать, как люди на протяжении всей истории Церкви понимали работу Христа, и быть в состоянии проверить каждого по Писанию. Сегодня я хочу кратко рассмотреть и оценить некоторые из основных теорий искупления.
Теория о выкупе
Во-первых, существует то, что известно как выкуп, или классическая теория искупления. Ее также называют теорией Христа-победителя. Эта теория рассматривает искупление Христа как достижение победы над космическими силами греха , смерти, зла и сатаны. Сторонники точки зрения выкупа верят, что в космической борьбе между добром и злом и между Богом и сатаной сатана держал человечество в плену греха. Поэтому, чтобы спасти человечество, Бог должен был избавить их от власти сатаны, передав ему Иисуса в обмен на души, удерживаемые в плену. Сторонники теории выкупа часто апеллируют к утверждению Иисуса о том, что Он пришел отдать Свою жизнь в качестве выкупа за многих (Мтф. 20:28; Мк. 10:45).
Хотя Христос действительно отдал Свою жизнь в качестве выкупа за многих, и хотя Его смерть действительно обезоружила силы тьмы (Кол 2:15), сделав бессильным дьявола, обладавшего силой смерти (Евр. 2:14), этот взгляд на искупление дает сатане больше власти, чем он на самом деле имеет. Сатана никогда не был в таком положении, чтобы предъявлять требования Богу. Вместо этого Писание ясно показывает, что Иисус заплатил цену за грешников, чтобы выкупить их от справедливого наказания святого гнева Божьего (Рим 5:9). В самом глубоком смысле Иисус спас нас от гнева Бога, а не только от власти греха и сатаны.
Теория удовлетворения
Во-вторых, теория удовлетворения, отстаиваемая главным образом Ансельмом Кентерберийским, поддерживает идею о том, что смерть Христа принесла удовлетворение Отцу за грех. Однако, следуя парадигме феодализма, которая характеризовала общество в то время, Ансельм больше сосредоточился на идее удовлетворения оскорбленной чести Бога, а не умиротворения Его праведного гнева.
Теперь опять же, безусловно, верно, что Божья слава принижается, когда совершается грех. Действительно, грех является синонимом неспособности почитать
Бога, благодаря Его (Рим. 1:21) и невоздания Ему славы (Рим. 3:23). Таким образом, любая адекватная теория искупления подтвердит Божью праведность и восстановит Его честь.
Но Христос совершил это оправдание праведности особым образом: став заменой грешникам, опосредованно перенеся в Своем теле наказание, которое было справедливо по отношению к нам (1 Пет. 2:24). Рассматривая Иисуса как искупителя святого гнева, Бог проявил Себя как справедливый и оправдывающий того, кто имеет веру во Христа (Рим. 3:26).
Теория морального влияния
Далее, теория морального влияния искупления рассматривает дело Христа не более чем как прекрасный пример жертвенной христианской любви и поведения. Первым с ней выступил Петр Абеляр в XII в, а затем большинством либеральных теологов. Теория морального влияния утверждала, что смерть Иисуса не достигла ничего объективного. Один писатель объяснил: “В Боге не было препятствий, которые нужно было преодолеть, чтобы грешники могли вернуться к общению с Творцом. Со стороны Бога не требовалось ни удовлетворения справедливости, ни умиротворения гнева”. Вместо этого смерть Христа была просто примером того, как человечество должно действовать. Демонстрацией такой любви смерть Христа, как говорили, покорила сердца нераскаявшихся грешников и, таким образом, побудила их жить нравственной жизнью, как это делал Иисус, — отсюда и название “моральное влияние”. Сторонники также подчеркивали, что искупление было способом для Бога сопереживать Своим созданиям, разделяя их страдания.
Хотя все это, по-видимому приятно для нас, и, хотя, конечно, верно, что Иисус жертвоприношения является образцом христианской любви и служения (ср. Иоан. 15:12; Еф. 5:1-2; 1Пет. 2:24; 1 Иоан. 3:16), свести искупление к простому примеру искажает то, что делает его по-настоящему любовью — а именно, что Христос объективно и достаточно заплатил за наши грехи и умилостивил святой гнев глубоко оскорбленного Бога, который сделал Его нашим смертельным врагом из-за нашего греха (Рим. 5:10; 8:7-8). Нельзя отрицать эти центральные истины о грехе и благодати, присущие искуплению, и по-настоящему оставаться последователем Иисуса Христа.
Правительственная теория
В-четвертых, правительственная теория искупления была впервые предложена Гуго Гроцием, учеником Арминия в XVII веке. Правительственная теория преуменьшает представление о том, что Христос заплатил наказание, соответствующее нашим конкретным грехам. Вместо этого смерть Христа послужила символом страданий за грехи в целом — демонстрируя, что наказание должно быть выплачено, когда нарушаются законы. На самом деле сторонники правительственной теории утверждают, что Божья справедливость на самом деле не требовала платы за грех; приняв просто символическое страдание, Бог “отменил Свой закон” и мог бы “полностью смягчить свой закон”, поскольку Он “не подчиняется никакому закону” (Демарест, Крест и спасение, 154-55). Тем не менее Он решил наказать Христа, чтобы сохранить нравственный порядок и управление Вселенной (отсюда и название). Наказание Христа также действует как средство сдерживания от будущих грехов, поскольку оно показывает, на какие ужасные меры пойдет Бог, чтобы поддержать нравственное правление миром.
Здесь мы имеем еще один случай, когда теория искупления охватывает часть картины, но, не предоставляя полного свидетельства из Священных Писаний, не представляет подлинно библейскую концепцию искупления. Христос действительно заплатил наказание за конкретные грехи. Его страдания были не просто символическим примером антипатии Бога ко злу, как будто Он в целом не любит зло, но в целом терпимо относится к нему. Нет, Божье правосудие серьезн; Он обеспечил вполне достаточную плату за грех во Христе. Без определенной платы за определенные грехи у нас нет надежды на прощение.
Замена наказания
Окончательная теория искупления, которую я буду обсуждать, — та, которую я считаю наиболее библейской, — это та, на которую я ссылался, когда обсуждал каждую из предыдущих точек зрения. Это называется теорией заместительного наказания. Это означает, что в Своей смерти Христос заплатил наказание (следовательно, кару) за наши грехи, понесенные в результате страданий опосредованно, вместо нас, в качестве нашей замены (следовательно, замещения). Праведный гнев, который наши грехи вызвали в Боге, был полностью обращен на Страдающего Слугу, когда Бог “возложил на Него беззаконие всех нас” (Ис. 53:6). Спаситель, наш Пасхальный Агнец (1 Кор. 5:7; Иоан. 1:29), Который не знал греха, но стал грехом от нашего имени (2 Кор. 5:21), став проклятием для нас (Гал. 3:13), и таким образом погасил гнев Божий против нашего греха (Евр. 2:17). Благодаря этой достаточной жертве и обеспечению праведности Самого Христа, возложенной на нас, наши грехи могут быть справедливо прощены, и мы можем примириться с Богом.
Как я упоминал выше, в каждом из предыдущих воззрений была доля истины, и поэтому эти теории искупления не являются взаимоисключающими. Мы можем утверждать, что смерть и воскресение Христа победили смерть и искупили грешников, но мы должны оговорить, что этот выкуп был уплачен Богу, а не сатане. Точно так же мы можем утверждать, что смерть Христа удовлетворила оскорбленную честь Бога, но мы должны поспешить добавить, что она также удовлетворила праведный гнев и справедливость Бога, обеспечив достаточную плату за грех. Кроме того, крест действительно является замечательным нравственным примером христианского поведения, но мы прискорбно проигрываем, если не осознаем, что он гораздо больше, чем это. Наконец, искупление действительно было примером нравственного управления Вселенной Богом, но оно было более конкретным, чем утверждали Гроций и другие. Без концепции замены и наказания, лежащей в основе всех этих других картин искупления, мы не в состоянии должным образом оценить полномасштабную библейскую картину Иисуса как несущего грех, умилостивляющего гнева Заменителя грешников.
_______________________
Перевод Inquisitor Eisenhorn