Великих людей часто любят и презирают по одним и тем же причинам. Как и Мартин Лютер, Жан Кальвин относится к числу наиболее любимых и ненавидимых людей в истории. Лютер, профессор-монах, был пламенным революционером в первом поколении Реформации. Кальвин, ученый-правовед, был холодным систематизатором в следующем ее поколении. Они никогда не встречались, но Кальвин глубоко чтил немецкого реформатора и систематизировал протестантское учение, основоположником которого был Лютер.
Кальвин родился в городе Нуайон, к северо-востоку от Парижа. Он собирался стать юристом, как и его отец, поступив в Парижский университет. Он действительно учился, жадно читал и глубоко задумывался о прочитанном. В Париже он познакомился с идеями Реформации, отверг «суеверия» Римской церкви и переключился с изучения права и классических наук на изучение Библии и протестантского богословия.
Гонения на протестантов вынудили его бежать в швейцарский город Базель, где в 27 лет он опубликовал первое издание своего труда «Наставление в христианской вере». Простое и логичное изложение протестантского вероучения принесло ему европейскую славу.
В следующем году Кальвин, направляясь в Страсбург, на ночь остановился в Женеве, но Гийом Фарель, лидер тамошней Реформации, убедил его остаться и основать протестантскую церковь. Кальвин неохотно согласился.
Городской совет Женевы присвоил ему титул профессора Священного Писания, и он начал организовывать жизнь города согласно принципам Реформации. Однако его требование установить жесткую дисциплину не понравилось политикам, поэтому ему и Фарелю пришлось покинуть город. Спустя 3 года он вернулся, и вскоре приверженные Реформации христиане начали стекаться со всей Европы в Женеву — этот «протестантский Рим».
Остаток своей жизни Кальвин проповедовал Библию, стих за стихом разбирая ее книги и наставляя слушателей в библейской истине применительно к их жизни. При всей глубине его богословского мышления он был чрезвычайно практичен. Чувствуя приближение смерти, Кальвин завещал своим сторонникам похоронить его тело в общей могиле с плитой без надписи, чтобы никто не мог превратить ее в место поклонения. Его последняя воля была исполнена: сегодня никто не знает, где он похоронен.
Идеи Реформации, особенно идеи Цвингли, Кальвин выстроил в единую систему, центральным принципом которой сделал верховное владычество Бога. На протяжении всей жизни он исправлял и дополнял свой труд «Наставление в христианской вере», который до сих пор считается классическим изложением протестантского вероучения. Поскольку его система содержит в себе целостное мировоззрение, Жан Кальвин оказал влияние на политику, право, экономику, искусство и практически все остальные составляющие жизни европейского и американского общества. Тем или иным образом его мышление стало определяющим для таких протестантских конфессий, как реформаторство, пресвитерианство, конгрегационализм, англиканство и некоторые течения внутри баптизма.
_______________________________________________
Источник: Рик Корниш, «История церкви. Коротко о важном.»