Воспитание учеников (Марк Девер)

Недавно ко мне пришло сообщение от бывшей студентки, которая теперь, после выпуска из колледжа в нашем городке, теперь служит в Северной Африке. «Чему тебя учит Бог в эти дни?», такой был вопрос в сообщении. Я порадовалась, потому что этот вопрос был для нас обеих одним из ключевых, пока она была здесь, и мы встречались каждую неделю за кофе, за ужином у меня дома, в церкви и в разных служениях. Жизнь в Боге не должна стоять на месте, о Его силе и мудрости мы можем говорить и делиться каждый день. Я порадовалась, потому что увидела, что даже на расстоянии в тысячи километров она все еще живет этим, и задает этот же вопрос тем, кто вокруг нее.

Я занимаюсь ученичеством много и давно. С самого начала моего хождения с Иисусом мои наставники учили меня, что моим естественным ответом на благодать, пролитую через Христа на меня, будет жизнь, посвященная исполнению повеления – идти и учить людей всему, чему Он научил меня. И поэтому я стараюсь много читать об этом и всегда радуюсь, когда появляется хороший и полезный ресурс.

Именно таким ресурсом является книга Марка Девера «Воспитание учеников».

Я рекомендую ее часто: она тонкая, и написана очень простым языком. Она емкая – автор поднял и раскрыл важные темы, которые не только помогут вам самим вырасти в этом служении, но и станут предметом хороших разговоров с другими людьми, которые, как и вы, посвящены повелению идти и учить людей. Думаю, что она будет полезна как лидерам, так и прихожанам в церкви, независимо от пола и возраста. Говорю из опыта!

Эта книга – одна из серии книг о 9 признаках здоровой церкви. Одним из ключевых аспектов здоровой церкви являются отношения внутри духовной семьи во Христе: людей, соединенных в Тело, чтобы вместе отражать Божье единство, святость и любовь. Такие люди, во-первых, сами являются учениками, и во-вторых, в свою очередь воспитывают других учеников. Речь в этой книге идет о воспитании учеников.

Марк Девер определяет «воспитание учеников» как оказание духовного добра своему ближнему, а именно – целенаправленной помощи другим верующим в хождении с Иисусом. Автор говорит о том, что каждый из нас так или иначе уже оказывает влияние на людей, хотим мы этого или нет. Вопрос не в том, есть ли у нас влияние, но в том, будем ли мы использовать его, чтобы любить людей вокруг нас, и помогать им расти во Христе. В этой книге автор рассказывает, зачем это делать, как, с кем, и с какими целями.

Поделюсь уроками, которые я почерпнула из этой книги.

Мне понравился акцент, который Марк Девер ставит на роли поместной церкви в ученичестве, и это отличает эту книгу от многих книг на эту тему. Разрыв между ученичеством и церковью я тоже вижу: часто жизнь ученика представляется чем-то обособленным, отдельным от жизни церкви. Даже если культура ученичества присутствует в церкви, она зачастую не сливается органично с самим Телом. Марк Девер хорошо показывает, основываясь на Писании, что библейская модель ученичества и воспитания учеников, установленная Богом и переданная нам Христом и Апостолами, подразумевает, что ученики растут и учат других именно в контексте поместной церкви.

Что это означает для меня на практике?

Я буду искать потенциального ученика именно в своей церкви. После прочтения книги я стала больше ценить учение, происходящее в церкви. Девер говорит, что учение церкви, происходящее через проповедь Слова и разные собрания по разбору Слова, являются важными компонентами ученичества! То есть, если я намереваюсь помочь моей подруге-студентке расти во Христе, одним из моих фокусов будет ее рост в понимании и применении этого учения. Находясь в одном Теле, мы подотчетны друг другу, как к тому и призывает Библия членов Тела для того, чтобы наша подпитанная учением вера могла приносить плод в повседневной жизни. Это возможно, только если мы вместе находимся под одним учением.

Марк Девер также не рекомендует заниматься ученичеством с теми, кто является членами другой церкви по этой же причине: ученик должен расти в своем понимании своего членства в своей церкви, а не обособляться, строя отношения с кем-то вне церкви, с кем у него не будет взаимной подотчетности касательно учения церкви. Таким образом, когда я ободряю другую сестру искать наставника в контексте своей церкви, я оказываю ей духовное добро. В этом – здоровое, библейское понимание членства церкви, которого весьма не хватает в нашем обществе, ориентированном на обособление.

Этот совет имеет смысл и в практическом плане: у каждого из нас время ограниченно и каждому из нас приходится прилагать немалые усилия, чтобы уделить время нашим главным обязанностям. Автор не раз настаивает на том, чтобы мы были мудрыми и уделяли время и усилия тому, что находится под нашим носом.

Думаю, что этот акцент на роли поместной церкви будет выглядеть немного по-иному там, где евангельских христиан мало, и где расстояния между поместными церквями очень большие. В тех случаях ценность наставничества с верующими из других церквей велика – но опять-таки, с фокусом на то, что ученик в свою очередь будет любить и расти в своей собственной церкви.

В этой книге много ценных и практических советов, один из которых оказался для меня своевременным: совет о том, кого выбрать, чтобы учить. Помимо других критериев, совет очень простой: найди человека, с которым у тебя совпадает ритм жизни. Часто я пыталась достать луну с неба, и расстраивалась, когда наши пути с человеком не пересекаются, несмотря на все наши усилия. Когда молодая мама из нашей церкви, живущая в часе езды от нас, выразила желание заниматься ученичеством, мы старались установить эти отношения. Но одного часа в две недели было мало: потому что ученичество требует не только изучения Библии (хотя это всегда является большой частью всего, что я делаю), но и постоянного совместного хождения, при котором мы делимся своей жизнью, и можем видеть, как сила Бога совершается через наши слабости и неурядицы жизни, и как Его слово приносит плод в самых незначительных деталях наших будней. В конце концов я ободрила ее поискать кого-то, кто живет ближе. Этот опыт разбудил в ней желание расти, а меня это научило полагаться на Тело Христа, и не играть роль бога для этой мамы.

Одна из глав посвящена возражениям, которые озвучиваются против воспитания учеников. Я с этим часто сталкиваюсь, когда ободряю людей учить других. Одно из таких возражений я слышу часто: разве это не проявление эгоцентризма и гордости, когда мы заявляем, что будем кого-то учить? Автор дает ответ: помимо того, что это – библейское повеление, мы призваны учить людей следовать за Христом, а не за нами. Они должны научиться подражать Христу, а не перенимать наши культурные предпочтения и личные привычки.

В этой книге есть часть, посвященная лидерам, пасторам и старейшинам, на которых лежит ответственность взращивать других лидеров – тут автор предлагает вам важные и полезные советы и многое из своего личного опыта. Лидеры не должны бояться устанавливать богобоязненный авторитет в церкви и делиться этим авторитетом и влиянием с молодыми лидерами. Чтобы взрастить ученика, видящего драгоценность Евангелия и роста поместной церкви во Христе, пастор должен в смирении уделить немало времени совместному служению, изучению Писаний и – просто совместному хождению по этой жизни. Мудрость из Писания и собственного опыта, которой поделился в этой части автор, очень ценная.

Автор также обращает внимание на то, что воспитание учеников – процесс, требующий сил и времени, терпения, смирения и зависимости от Бога. Он приводит пример Павла: «Мы используем всю мудрость, чтобы сделать каждого зрелым христианином. Ради этого я, собственно, и тружусь, и борюсь, применяя силу, исходящую от Него, которая мощно действует во мне» (Кол. 1:28,29). Зрелость верующих, а с ней – рост поместной церкви, означает труд и жертвенное отношение ко времени. Это занятие не из легких, но в нем – исполнение самой главной заповеди: любить Бога и любить ближнего. Эту любовь я проявляю, и оказываю духовное добро новой подруге, которая недавно стала верующей. Мне важно увидеть в ней зрелость во Христе, и поэтому наши отношения полны Слова, которое мы изучаем вместе и которое мы услышали в воскресенье в церкви; эти отношения прозрачны, чтобы мы видели, как это Слово приносит плод в нашей повседневной жизни. Эти отношения занимают немало времени и усилий, но это все происходит через силу Бога во мне.

Книга была в нашем окружении хорошим средством как для индивидуального чтения, так и чтения в группе. В конце приложен список вопросов для пастора/лидера.

Майя Джонсон
Жена пастора, мама четверых детей. Преподает Библию в поместной церкви. Пишет блог - http://whenmomfollowsjesus.com Ridgeview Bible Church, Chadron, NE.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *