Василий родился 13 августа 1846 года. В 1852 году его отец основал в Елисоветопольской губернии селении Новоивановку где Василий проведёт своё детство и большую часть жизни.

Отец Василия —  Ефим Трефилович Клышников, был активным молоканином. Молокане – это русские люди, которые отказались от религиозной обрядности и старались строить свою жизнь исключительно на Библии, так как они понимали её. Вместе с обрядностью, они отвергли учение о духовном возрождении, крещении, хлебопреломлении. Спасались они праведной жизнью по Слову Божьему. Царское правительство в разное время по разному относилось к молоканам. Были времена жёстких преследований и ссылок. Молоканам разрешали селится в определённых районах в основном на окраинах Империи. Отец и дед Василия снискали большую славу среди молокан за своё благочестие и знание Священного Писания. Преследуемый царским правительством, Ефим Трефилович Клышников бежал из Тамбовской губернии в Закавказье, где жил и работал до самой смерти своей под чужим именем Василия Семеновича Иванова. Именно поэтому у его сына и внука двойная фамилия.

Когда Василию было 17 лет, умирает Отец и он остался старшим среди шестерых детей. Именно в это время у него вырабатываются черты характера, которые потом поражали окружающих – это нравственную чистоту и кротость в обращении со всеми при любых обстоятельствах. Эти духовные качества позволили ему занять после смерти отца очень видное положение в Ново-Ивановской молоканской общине, не смотря на молодость, что в молоканской среде было не просто редкостью, а практически невозможным случаем.

От своего деда и отца Василий Иванов унаследовал нравственную чистоту, глубокое религиозное чувство, кротость и миролюбие, отзывчивость и откровенность. Эти прекрасные качества позволили ему, несмотря на его молодость, после смерти своего отца занять видное положение в Новоивановской молоканской общине. Однажды, при посещении своих родных в Бакинской губернии, он познакомился с необыкновенным молоканином, утверждавшим, что во исполнение воли Господней всем Его последователям необходимо принять водное крещение, ибо Сам Иисус Христос принял водное крещение от Иоанна Крестителя — Мф. 3:15. Эти слова о крещении коснулись его, и он с присущими ему пылкостью и рвением стал настойчиво искать ответ на этот важный вопрос. Он еще глубже и усерднее начал изучать Священное Писание, а также переписываться с теми, кто хотя бы немного мог пролить свет на разрешение волнующей его проблемы.

Так возникла связь с проживающим в Таврии А. Стояловым, в Тульче (Румыния) с неким Никитиным и через него с зарубежными методистами. Вскоре он узнал, что в Тифлисе проживает первый крещенный по вере из молокан Никита Исаевич Воронин. Не раздумывая, Василий Иванов написал и ему. Вскоре он получил письмо от Воронина, в котором тот убедительно, на основании Священного Писания, доказывал необходимость исполнения заповеди крещения. Его ответ вполне удовлетворил Иванова, у него уже не было никаких сомнений в том, что совершение акта крещения следует понимать не «духовно», как учили молокане, а практически. Желая исполнить правду Божию, В. В. Иванов направился в 1870 году в Тифлис.

Тифлисская община русских баптистов в то время состояла из 10 человек. Там его постигает неудача. Тифлисская церковь не допустила его до святого водного крещения, признав, что ему недостает еще личного общения с Богом посредством живой веры и молитвы. Покорно приняв наставления от братьев, он возвратился в Новоивановку и с еще большей ревностью стал вникать в себя и в учение Господне. Изучая Слово Божие. Пережив рождение свыше он вновь отправляется в  Тифлис.

Поместная церковь после надлежащего испытания с радостью приняла его в свою среду, преподав ему святое водное крещение в реке Куре. Это произошло 31 октября 1871 года. В ту пору Василию Иванову было 25 лет. И с того незабвенного момента он ревностно, не щадя своих сил и времени, начал дерзновенно проповедовать Евангелие. Василий начал активно проповедовать в Новоивановке. Он основал здесь вторую по времени основания поместную церковь русских баптистов. В 1873 году Василий Васильевич побывал в Чухур-Юрте, Джебанах Шемахинского уезда, Андреевке, Пришибе и Ленкорани. Во всех этих местах, населенных молоканами, стали появляться верующие. В среде молокан истинное евангельское учение прививалось нелегко. Они видели в нем оставление якобы учения Христа и возвращение к внешнему, обрядовому христианству. Против Иванова с сердечным жаром выступили ярые ревнители молоканства И. А. Голяев и С. П. Степанов. Они упорно не соглашались с новым для них учением. Однако все кончилось тем, что эти искренние искатели Христовой правды были побеждены ясными евангельскими доводами.

Вскоре И. А. Голяев и С. П. Степанов стали ревностными проповедниками евангельской истины. Илья Андреевич Голяев в 1911 году станет председателем Союза евангельских христиан-баптистов. В 1879 году в Тифлисе был организован первый миссионерский съезд русских братьев – баптистов. Василий Иванов примет в нём активное участие. В последующем, он участвовал во всех баптистских съездах. В 1879 году был издан закон о признании баптистов в России. Братья благовестники могли свободно ездить по России и проповедовать Слово Божие. Известно, что в это время В. В. Иванов посетил Приволжский край и Могилевскую губернию, где также возникли новые евангельские церкви.  Однако через год, в 1880 году, когда к власти пришел обер-прокурор Святейшего Синода Победоносцев, многое изменилось. Уже в первый период победоносцевского времени многие братья подверглись тяжелым гонениям. 21 января 1895 году Иванов был арестован в городе Елисоветополе (ныне город Гянджа в Азербайджане) и посажен в тюрьму.  Из тюрьмы в кандалах он был направлен в ссылку в Польшу, в относящуюся в то время к России, в маленький городок Слуцк, Калишевской губернии, на границе с Пруссией. С ним последовала и его семья. Нелегкой была ссылка для Василия Васильевича.

Находясь вдали от родины и своих братьев, он не оставлял упования своего на Господа. Всего Василий Васильевич Иванов более 30 раз арестовывался царскими властями за проповедь Евангелия. По окончании пятилетнего изгнания Иванов приехал в Баку. Бакинская церковь с радостью приняла его в свои ряды и избрала пресвитером. Это служение он нес в течение семнадцати лет, с 1900 по 1917 год. За время его служения церковь достигла высокого духовного уровня, число её членов постоянно росло. «Собрания наши, — писал Иванов, — всегда сверх ожидания переполнялись народом. Братья проповедовали Слово Божие в силе Духа Святого, а слушатели с затаенным дыханием слушали и не пропускали ни одного слова…» (Баптист 1909, №1). В это время Господь открывает ещё один дар Василия Васильевича – дар писателя и журналиста. Он начал  трудился в тайно издаваемом с 1889 года гектографическом журнале «Беседа», а с 1907 года в официально разрешенном органе русских баптистов, журнале «Баптист». Как пресвитер церкви, умудренный житейским и духовным опытом, он написал книгу «Бакинская община русских баптистов», в которой осветил многие важные вопросы церковного устройства.

Иванов  часто поднимал вопросы, касающиеся единства всех детей Божиих евангельского направления, вел обширную переписку по вопросу единения христианских рядов, слияния евангельских христиан и баптистов в один братский союз. Такая переписка велась им и с братом И. С. Прохановым. Иванов считал, что через издаваемый Союзом баптистов журнал «Баптист» можно многое сделать в деле объединения народа Божия в одно «единое стадо» для прославления имени Господа. Много сил и времени брат посвятил труду в этом печатном органе. Почти тридцать лет печатались его статьи в журналах «Беседа, «Баптист», «Слово Истины». Он издал совместно с Ивановичем Мазаевым большой, 672-страничный сборник материалов, под названием «Всемирный конгресс баптистов в Лондоне в 1905 году», где Василий Васильевич был делегатом, безусловно, является памятником его жертвенного трудолюбия, чтобы ознакомить братство России с жизнью Всемирного братства христиан-баптистов. В 1913 году правление Союза возложило на В. В. Иванова тяжелое бремя редактора журнала «Баптист». Ему уже шел 68 год. Не мало потрудился он и в деле общесоюзной работы. В 1905 году он вместе с Д. И. Мазаевым и В. Г. Павловым был делегирован на первый Всемирный конгресс баптистов в Лондоне. В августе 1908 года он являлся делегатом Европейского конгресса баптистов в Берлине. В 1911 году брат Иванов принимал участие во втором Всемирном конгрессе баптистов в Филадельфии, США.

Этот служитель Божий пользовался уважением не только верующих евангельского направления, но и других христианских течений. Православные богословы с почтением относились к нему за его глубокие и назидательные духовные статьи. В 1916 году брату исполнилось 70 лет.  Здоровье его начало резко ухудшаться. По состоянию здоровья В. В. Иванов вынужден был переехать в Евпаторию к своему меньшему сыну Павлу Васильевичу Иванову-Клышникову. В августе 1918 года вместе с сыном и его семьей он переселился в село Нововасильевку Таврической губернии, где в предвидении близкого отхода к Небесному Отцу он с особым усердием предался завершению своего труда на ниве Божией.

26 декабря 1918 года на объединенном собрании нескольких евангельских общин Нововасильевки Василий Васильевич произнес свою последнюю проповедь. В воскресенье 9 февраля 1919 года он в полном сознании простился с братьями и сестрами, пришедшими навестить его. И когда все ушли, он тихо сказал: «Иду домой!». На следующий день 10 февраля он ушел к своему Отцу. 12 февраля 1919 года его тело было предано земле на кладбище села Нововасильевка. За время своего миссионерского служения Василий Васильевич Иванов-Клышников крестил более 1500 человек.

Поделиться
Написал Алексей Синичкин
Историк. Автор более 20 статей и книг по истории евангельского движения. Служитель церкви ЕХБ "Поклонная гора" в г. Санкт-Петербург