Что, если мужчины в церкви являются более незрелыми и менее подготовленными потому, что мы слишком мало от них ожидаем? Что, если у нас не получилось призвать их к чему-то большему, чем только к сексуальной чистоте в интернете и базовым духовным дисциплинам? Лично я хочу быть частью воспитания мужчин, которые вместо того, чтобы просто избегать того или иного греха, сами становятся силой добра — и даже более того, силой Бога. Я хочу стать таким мужчиной, которому захочет подражать мой сын.

Когда апостол Павел писал молодому человеку, намекая на то, кем он может стать во Христе, он напутствовал его: «Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тимофею 4:12). В этой статье я хочу сфокусироваться на том, что мы говорим. Что с практической точки зрения означает подавать пример в том, что мужчина говорит (или не говорит)? Чем наши слова должны отличаться от слов других мужчин?

Наши слова действительно имеют значение. Сам Иисус говорил: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Матфея 12:36–37). Каждое неосторожное слово. Мужи Божьи учатся заменять небрежные слова вдумчивыми. В то время как сегодня многие говорят, пишут в сообщениях и социальных сетях всё, что думают или чувствуют, не задумываясь, эти мужчины серьезно и ответственно должны взвешивать то, что они говорят. Они должны разговаривать так, как будто Бог их слушает, потому что это так и есть.

И они знают, что то, что они говорят, показывает то, кем они являются (Луки 6:45). Они трепещут перед последствиями предложений. Они работают над тем, чтобы сделать свои слова более глубоким и полным источником благодати.

Семь уроков о том, что мы говорим

Желая показать пример правильной речи, что же именно мы имеем в виду?

Как должен говорить муж Божий?

В письмах Павел много писал о том, что и как мы должны говорить, и это обобщено ниже в семи уроках (конечно, этот список не является исчерпывающим). Однако, прежде чем мы перейдем к ним, хочу привести одно место Писания, которое может служить достойным знаменем над остальными:

«Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому» (Колоссянам 4:6)

Если мы хотим подавать хороший пример, нам нужно стремиться к тому, чтобы наши слова стали благодатью для других. Служат ли неизменно и эффективно наши слова благодатью Божьей тем, кто их слышит? Приводят ли они их к тому, что человек начинает видеть больше Бога и наслаждаться им? «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Ефесянам 4:29).

Тем не менее, чтобы восполнить эту благодать, Павел дает нам ряд конкретных принципов, как охранять свои уста и служить другим во всем, что мы говорим.

1. Говорите правду о Боге.

Первый и самый важный урок касательно нашей речи, особенно в контексте двух писем Павла Тимофею, заключается в том, чтобы мы говорили правду о Боге и Его слове. Ясный и непосредственный контекст 1 Тимофею 4:12 учит:

«Проповедуй сие и учи. Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте. Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением» (1 Тимофею 4:11–13; см. также Титу 2:7)

Павел писал молодому пастору, но это слово не только для пасторов (или начинающих пасторов). Каждый муж Божий должен стремиться знать истину о Боге и учить о ней. Во что вы верите и что говорите о Боге, является одним из самых важных показателей о вас. Мужчины, которые хорошо говорят в этом мире, — это мужчины, которые сначала хорошо слушали Бога в Его слове.

Стремитесь узнать Бога как можно лучше и глубже — размышляйте о Его законе днем и ночью (Псалом 1:1–2) — и верно свидетельствуйте другим о том, кем Он является на самом деле. День за днем вооружайтесь «мечом Духа, который есть слово Божие» (Ефесянам 6:17). «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петра 3:15). А затем смело рассказывайте другим то, что Бог открыл вам.

2. Говорите правду обо всём.

Говорить правду о Боге, в конечном счете, означает говорить правду обо всём. Христиане — честные люди, люди неоспоримой порядочности. Это совсем не означает, что они всегда правы, но они должны стремиться быть правдивыми.

«Отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу» (Ефесянам 4:25; см. также Колоссянам 3:9)

Мужи Божьи не должны придумывать и повторять ложь, они не должны скрывать и утаивать правду. Они берут на себя ответственность и принимают последствия, даже если это им дорого обходится. А быть честным обычно очень дорого стоит.

Обычно мы лжем, чтобы защитить себя или каким-то образом послужить себе (даже если это делает кого-то счастливым). Благочестивые мужчины знают, что честность, какой бы болезненной она ни была и как бы дорого нам ни стоила в данный момент, почитает Христа и проявляет любовь к другим. Они знают, что мир и удовольствие, основанные на обмане, на самом деле являются предательством. Они также знают и лично вкусили прочный мир и удовольствие от исполненной Духом честности.

3. Созидайте и наставляйте других своими словами.

Одна мысль в письмах Павла оказывается особенно полезной в контексте нашей речи: использую ли я свои слова для укрепления других?

Апостол пишет:

«Но говоря с любовью истину, мы будем возрастать, во всем отражая характер Христа, Который является Главой и благодаря Которому все тело соединено и скреплено всевозможными связями и все части его выполняют каждая свою функцию. При этом все тело возрастает и созидается в любви» (Ефесянам 4:15–16, НРП; см. Также 4:12)

Вспоминая свои беседы на прошлой неделе, можете ли вы сказать, что старались созидать других верующих? Учитывайте не только то, что вы их не раздражали, проявляя гнев, цинизм, нетерпение, распространяя сплетни и клевету и т. п., но и кого-то созидали. Я имею в виду не только приятные комплименты, а настоящее назидание — слова, укрепляющие веру и возбуждающие радость других в Боге (Филиппийцам 1:25). Назидание — это тяжелая работа, поэтому такая речь не всегда удобна или приятна, но всегда конструктивна, и она обнадеживает.

Итак, «старайтесь обогатиться ими (дарами) к назиданию церкви» (1 Коринфянам 14:12), особенно в том, что вы говорите.

4. Избегайте всякой глупости и скверны.

Если мы не возьмем за правило назидать и созидать людей своими словами, мы можем начать их разрушать – приводить в уныние и лишать силы духа, ранить и даже обольщать и развращать. Опять же, давайте напомним себе Ефесянам 4:29: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим». Некоторые слова созидают, а другие разрушают. Так какой же именно язык разрушает нас?

Павел говорит об этом более подробно в Колоссянам 3:8: «А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших». И в Ефесянам 5:4: «Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам». Социальные сети переполнены — как заросший сорняками двор на улице — этими словесными грехами. Если мы будем проводить достаточно много времени в сети, наши чувства притупятся, и разложение станет казаться нормальным, приемлемым и даже оправданным. Это ненормально и Богу это не нравится. Чтобы подавать благочестивый пример в речи, часто нужно отказаться потакать искушениям — избегать употреблять слова, которые удовлетворяют нашу плоть за счет кого-то другого.

5. Будьте необычайно благодарны.

Начать подавать пример нужно с очищения нашей речи от разрушающих слов, и лучший способ вытеснить их состоит в том, чтобы наполнить нашу речь чем-то другим. «Не должно быть ни постыдных речей, ни глупых разговоров, ни грубых шуток, ибо не подобает всё это. Вместо того пусть будет благодарение» (Ефесянам 5:4, Современный перевод). Вы хотите, чтобы ваши слова излучали благодать? Благодарите за всё Бога часто и вслух. Убедитесь, что каждый человек в вашей жизни знает, что все, что у вас есть, — это дар от Бога (Иакова 1:17). Стремитесь быть необычно, настойчиво, даже немного до неловкости благодарным человеком (Колоссянам 2:7).

Как часто вы встречаете людей, которых можно описать так: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа» (Ефесянам 5:18–20). Как часто вы пытались дисциплинировать свои собственные уста, чтобы они стали потоками, полными благодати и пробуждающими радость? Насколько чаще вы, как и я, начинали ворчать вместо благодарения?

«Все делайте без ропота и сомнения, чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире» (Филиппийцам 2:14–15). Свет светит в том, что мы говорим (или не говорим). Просите Бога сделать вас лучезарно благодарными.

6. Исправляйте мягко.

Мужи Божьи, которые посвятили себя созиданию других, не всегда только одобряют и аплодируют. Они знают, что процесс созидания требует бдительности и регулярного исправления, что ошибки в процессе могут иметь разрушительные последствия. Поэтому, созидая церковь, мы не можем позволить, чтобы грехи, ошибки и пробелы оставались незамеченными и оставленными без внимания. Чтобы прославлять Бога в нашей речи, Божьи мужчины должны исправлять друг друга. Не менее важно, как мы это делаем.

«Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным» (Галатам 6:1). «Раб Господень … [исправляет] противников своих с кротостью» (2 Тимофею 2:24–25). Он мог бы применить силу, как и многие другие мужчины, чтобы быть решительным, суровым и даже жестоким, но вместо этого он предпочитает быть мягким — даже если против него согрешили. Вместо того, чтобы использовать свою силу, чтобы одолеть других, он использует её, чтобы сдерживать себя в любви. Он по-прежнему противостоит греху, но делает это с удивительным терпением и добротой. Он знает, что «кроткий язык — древо жизни» (Притчи 15:4).

Частью стремления к благочестию в речи и кротости исправления является стремление к примирению. «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Коринфянам 1:10; см. Также Титу 3:2). «Блаженны миротворцы, — обещает Иисус, — ибо они будут наречены сынами Божиими» (от Матфея 5:9). В процессе исправления и противостояния, даже когда нам приходится говорить строгое слово, мы должны бороться за мир — не за дешевый или поверхностный мир, а за глубокий, здоровый и прочный мир в Господе.

7. Оставьте хвастовство.

Еще одна доминирующая нить в посланиях апостола, кажется, сегодня особенно актуальна: плененные благодатью оставляют всякое хвастовство собой.

«Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, чтобы… никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1 Коринфянам 1:27–29). Мужчины Божьи известны тем, что созидают других и на удивление спокойно относятся к своим способностям, достижениям и служению. Благочестивые люди не напоминают другим о том, насколько они хороши. Они живут по принципу: «Да хвалит тебя другой, а не твои уста» (Притчи 27:2).

Опять же, в наше время социальные сети играют важную роль. Профиль в социальных сетях дает нам возможность представить себя такими, как мы хотим. И, к сожалению, немногие из нас, получив возможность выбора, показывают миру, кто мы есть на самом деле. Мы предпочитаем выделять то, что, по нашему мнению, заставляет нас выглядеть хорошо. Мы выборочно публикуем посты и комментируем, основываясь на том, что будет характеризовать нас с лучшей стороны. Таким образом, социальные сети легко превращаются в обучение хвастовству. Мы узнаем, методом проб и ошибок (и многочисленного пролистывания ленты), что вызовет одобрение (лайк) и восхищение (подписку).

«Хвалящийся да хвалится Господом» (1 Коринфянам 1:31; 2 Коринфянам 10:17).

Смиренная, полная веры, исполненная радости речь всё меньше и меньше хвалится собой и всё больше Богом.

Господи, храни наши уста

В одном уроке переплетаются вышеперечисленные моменты, которые стоит выделить отдельно. Благочестивые мужчины не только знают, что сказать в определенный момент времени и в конкретных ситуациях, но они также знают, когда стоит говорить меньше или вообще промолчать. Иногда верность звучит как тишина. Как пишет соратник Павла, Иаков: «Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев» (Иак.1:19). Мужчины, которые говорят хорошо, — это, как правило, мужчины, которые обычно медлят с ответом, особенно в ситуациях, когда большинство людей спешат что-то сказать.

Что заставляет мудрого человека не спешить говорить? Он знает удивительную силу своих слов, что бы не произошло. «…небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык — огонь, прикраса неправды…» (Иакова 3:5–6). Мудрые чувствуют ощутимую опасность того, что они могут сказать. Они знают, как незаметно подкрадывается грех и поджигает всё (и всех). «При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен» (Притчи 10:19). Благоразумие дружит с самообладанием, терпением и мудрым молчанием.

Однако, то, что мы медлим с ответом в разговоре, еще не делает нашу речь благочестивой. Да, мы противимся тому, чтобы говорить слишком много и слишком скоро, но мы также следим за тем, чтобы наполнять свои уста словами благодати — честностью, ободрением, благодарностью и всем тем, что может созидать других. Мы должны подавать позитивный, активный и хороший пример, всегда прося Бога следить за всем, что мы говорим.

«Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих» (Псалом 140:3)

______________________________________

Оригинал статьи на desiringGod.org

Перевод статьи на ieshua.org

Поделиться
Написал Маршалл Сигал
Автор книг, писатель и главный редактор сайта desiringGod.org