Синкретизм и Сектантство

СИНКРЕТИЗМ 

Он имеет место, когда истину благой вести Христа подменяют на стерилизованное относительное благовестие. В такой церкви отличительные характеристики евангелия смешиваются с преобладающим мировоззрением, моралью и поведением большей части общества, так, что христианство утрачивает свой голос в культуре, на которую оно пытается повлиять.

Синкретизм почти всегда начинается с благого намерения быть уместным в своей культуре, но всегда заканчивается массой постоянно-изменяющихся культурных устремлений, которые подрывают основные истины Библии и благой вести, которую она проповедует. Поэтому миссиолог Джон Орм может с точностью подтвердить, что синкретизм – это «безвкусный газ без запаха, схожий с угарным газом… который утекает в (христианскую) атмосферу».

Как узнать, что синкретизм проник на территорию современной церкви? Рассмотрите следующий сценарий, который приведен здесь в качестве иллюстрации, но по-прежнему широко распространен среди многих церквей, даже там, где когда-то были основаны хорошие «евангельские церкви на библейском фундаменте».

Пастор Бил основал церковь «Любовь» потому что его беспокоил вопрос: Как церковь может привлечь людей в этом городе и ответить на их нужды практически? Успешный пастор притягивал к себе людей и использовал свои способности для того, чтобы собрать вокруг себя ключевую группу для основания церкви. Эта группа состояла из 150 человек. Когда церковь «Любовь» открыла свои двери для горожан, на первое собрание пришли 300 человек. Сегодня, всего два года спустя, церковь «Любовь» собирает в среднем по 1000 человек за выходные.

Со стороны пастора Била считают звездой основания церквей. У него самая быстрорастущая церковь в городе, и не видно ни одного признака, что этот рост вскоре может остановиться. Церковь «Любовь» — ошеломляющий успех. Так ли это?

Вспомните стратегический вопрос, который привел к основанию этой церкви в первую очередь: Как церковь может привлечь людей в этом городе и ответить на их нужды практически? Замечательный вопрос, однако ответ, к которому пришел пастор Бил, повел его по ложному пути.

Церковь «Любовь» привлекла людей благодаря силе обаяния проповедника, превратившего проповедь в лекцию в стиле «Помоги себе сам». В проповеди он отталкивается от сюжетов популярных телепередач и фильмов. Ключевая мысль каждой проповеди состоит в том, как стать самым лучшим ______________ (бизнесменом, бизнес-леди, другом, женой, мужем, родителем). Бедным и нуждающимся пастор Бил проповедует, что большая вера приведет к большей сумме на счете в банке. Богатым и довольным пастор Бил предлагает накопление материальных благ без угрызений совести, потому что, все-таки, материальное богатство – это знак неприемлемой веры.

Церковь выросла благодаря тому, что он сумел для каждого человека, и на каждый случай найти подходящее обещание или совет. Говорящие со сцены церкви пастора Била тщательно избегают произносить слово «грех». Грех всегда может быть только коллективным, и никогда не относится ни к кому лично. Библия преподносится, как книга о любви, и вместо того, чтобы говорить о Слове Бога как о Слове истины и любви, учение по всем «оскорбительным» частям Библии отменено, чтобы не уничижить ничью культуру. Пастор Бил достиг своей цели. Люди вновь положительно относятся к церкви.

Что в этом плохого?

Почти все.

Благая весть церкви «Любовь» практически не связана с благой вестью Иисуса Христа и Его жизнью, смертью и воскресением.

 

СЕКТАНТСТВО

Вторая крайность, в которую может впасть церковь, называется сектантство…

…Сектантская церковь настаивает на убеждении, что культура общества – это враг, на которого искупительный труд Бога не действует, и это убеждение вытекает из ложного благовестия морализма. Сектантская церковь не просто искажает благую весть, проповедуя осуждение, но и настаивает на антагонизме между церковью и обществом.

Если «либеральная церковь» отличается грехом синкретизма, то сектантство зачастую является грехом «консервативной церкви». Это происходит из-за того, что церкви консервативного направления склонны так трактовать грех, что под грехом почти всегда подразумевается поведение и поступки, видимые окружающим. Вместо того, чтобы сосредоточить все внимание на внутренней проблеме – то, что сердце поклоняется чему-то другому, а не Богу, — сектанты преподносят благую весть так, будто она представляет собой список правил, а не благодать, которую надо принять. Приведем еще один «пример» того, насколько это распространено во многих современных конгрегациях.

Оскорбленная всем, начиная с «этих современных телепередач», заканчивая татуировками и пирсингами сбившихся с пути молодых людей, «Первая самоправедная церковь» сделала все возможное, чтобы не быть мирской. Главной целью церкви является избежать греха любой ценой, и поэтому ее членов поощряют проводить в ней как можно больше времени, посещая безгрешные церковные мероприятия, в которых нет недостатка.

Проповеди в «Первой самоправедной» сосредоточены на теме греха, причем грех – это обычно то, что делают другие люди. Благодать упоминается только во фразе «по божьей благодати мы не похожи на тех людей». Отношений с неверующими избегают, потому что в церкви убеждены, что, если христианин станет дружить с нехристианином, то он каким-то образом «заразится» их грехом, точно так же, как можно заразиться свиным гриппом.

В общем, сектантскую церковь можно определить по дихотомии: «мы» (церковь) — против «них» (мир). В результате церковь отталкивает людей, находящихся в отчаянной нужде духовного обновления от единственного источника, который может подарить им духовную жизнь – благой вести. Сектанты укрываются в многочисленных разборах Библии и погружают себя в христианскую субкультуру с целью «роста в вере», таким образом, спасаясь от большого и опасного мира снаружи. Сектанты – это современные фарисеи, неспособные подражать Иисусу, Который, напротив, непрерывно находился в кругу грязных, грешных людей и проводил с ними столько времени, что Его называли их другом (Матфея 11:19; Луки 7:34).

 

Источник: Отрывок из книги Даррена Патрика и Мэтта Картера «Ради Города»

Антон Иванов
Магистр практического богословия, автор статей, рецензент и блогер. Женат.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *