Известно, что унижение из-за греха является первым опытом христианства и без него не может быть спасения. Хорошая новость Евангелия только для грешников. Самодовольные люди не могут быть спасены, потому что они верят в себя и в свои дела. Степень, в которой грешники будут испытывать обличение и чувство своей вины, может быть неодинаковой. После обращения опыт унижения из-за греха может быть интенсивным, как это видно на многих примерах, таких, как Иов, Исайя, Петр и Павел. Глубокое уничижение оказывает серьезное влияние на верующего, особенно в том, что касается понимания и практического применения доктрины благодати. Сперджен сказал об этом так: «Смиряющая истина о нашей природной развращенности может кому-то не нравиться, даже если она лишь слабо теплится в душах, но те, кто научен ей свыше, знают, что с ними происходит, и потрясены этим. К тем, кого Господь определил спасти, это открытие приходит разными путями… Существует насущная связь между душевной скорбью и здравым учением. Суверенная благодать дорога лишь для тех, кто глубоко стонет под тяжестью своего греха. Свидетели тому Джозеф Харт и Джон Ньютон, чьи гимны вы часто поете, или Дэвид Брейнерд и Джонатан Эдвардс, чьи биографии многих из вас читали» (1).
Также мы заметили, что новое рождение происходит после, до или во время осуждения, то есть в некоторых случаях оно может предшествовать, в других случаях — может следовать за ним. То, что новое рождение предшествует спасительной вере и спасительному покаянию, имеет фундаментальное значение для реформатской веры, но, опять же, как мы видим, всегда было предметом дискуссий то, как и сколько убеждение или подготовка продолжается в грешнике перед его возрождением Духом Святым. Некоторые считают, что подготовительная работа перед новым рождением должна длиться дольше, чем обычно полагают другие. Джонатан Эдвардс в своих трудах показывает, что во время пробуждений многие приходили к вроде бы глубоким убеждениям, но со временем отпадали. Осуждение греха должно быть евангельским, то есть обращенным к Богу.
В то время как унижение от греха играет доминирующую и неизменную роль в области опыта, такова же и евангельская радость. В самом деле, чем глубже и сильнее корни унижения, тем больше и лучше дерево, которое будет полно самых славных плодов радости. Ричард Сиббс использует другой образ, полагая, что «есть два опыта: один — это опыт Бога, а другой — опыт нашей нынешней ситуации. Бог приводит нас к утешению, но этому должно предшествовать наше чувство собственного недостоинства. Он простит нам наши грехи, но мы должны видеть и чувствовать эти грехи. Он приведет нас к жизни, но только через смерть. Он приведет нас к славе, но она должна быть стыдом. Бог действует от противного, потому что противоположное достигается противоположным» (2).
Вся наша жизнь должна излучать радость, силу, мир и чистоту во Святом Духе (Рим.14:17), но этого не может быть, если нет четкого понимания, что такое грех, и соразмерной этому оценки величия Божьей благодати. Павел действительно чувствовал и считал себя худшим из грешников. Его благодарность была безгранична, и это нашло отражение в его поклонении и служении Богу. Те, кому такие чувства присущи лишь в малой степени, считают их чудом. Послушаем Сперджена снова: «Я спрашиваю: может ли кто из нас вынести зрелище самого себя, как нас видит Бог? Я думаю, что по всей вероятности тот, кто увидел бы свое сердце как оно есть, сошел бы с ума; это было бы зрелище слишком ужасное для пробудившейся совести и чувствительного разума. И когда Господь приходит к любому из Своих слуг и раскрывает ему истинный характер греха, если наряду с этим не приходит откровение об очищающей силе Крови, человек оказывается в ужасающем состоянии ума» (3).
Мы можем обсудить предмет радости как опыта следующим образом:
1. Что такое радость?
2. Радость спасения
3. Радость оправдания
4. Радость и сила
5. Как обрести радость?
1. Что такое радость?
Радость может быть определена как чувство восторга. Это состояние сердца, благополучие души. Оно может быть умеренным и выразить себя в пении псалмов, славословий и духовных песен, или интенсивным и безудержным, доходя до того, что мы готовы прыгать от радости. Еврейское слово gilgul может означать и «прыгать», и «радоваться». Второе слово, которое используется в Ветхом Завете чаще, simcha, означает радость или веселье. Оба эти слова могут означать также «радостное волнение».
В Новом Завете мы также находим два слова с этим значением. Сhara, что чаще всего встречается, просто означает радость, а agalliasis обозначает интенсивную радость. Это последнее слово тоже связано с образом прыжка. Мы читаем о хромом у ворот храма, который, когда он был исцелен, сразу получил силу в своих ступнях и коленях и, вскочив, вошел в храм, подпрыгивая и восхваляя Бога. Если мы радостны, наши души готовы прыгать от похвалы и веселья. Когда ковчег был доставлен в Иерусалим, Давид, танцуя и прыгая, выражал радость своей души (2 Цар.6:16).
Радость является атрибутом Бога. Принято делить атрибуты Бога на передаваемые и непередаваемые. Неизменность, вечность, бесконечность, всемогущество и всеведение — это атрибуты, в которых мы не можем принять участие. Любовь, справедливость, гнев, святость, терпение и радость — это передаваемые атрибуты, и некоторые из этих атрибутов, которым мы можем быть причастны, принадлежат к сфере опыта сердца.
Мы обоснованно связываем радость с жизнью. Пытаясь осмыслить значение радости, было бы полезно понаблюдать разницу между радостью Бога и разочарованием неверующего мира, который отвергает Бога. Люди всегда стремятся к жизни, полноте и удовлетворению. Трагедия в том, что они во вражде с Богом и отказываются смотреть на единственный Источник удовлетворения. Они стремятся к радости и не могут найти ее. Нечестивый человек может постоянно находиться в поисках радости и часто путает радость с плотским удовлетворением или чувственным наслаждением. Уильям Ромейн прекрасно объясняет это, когда пишет: «Люди мучают себя в погоне за счастьем и не могут найти его. Пока их сердце далеко от Господа, они ищут счастье там, где его нет. Они ожидают, что оно растет из земли, и если они не могут обнаружить его на поверхности, они будут копаться в недрах земли по поисках сокрытой радости. Но они тревожат себя напрасно. Воля Всевышнего в том, что ничто не сможет сделать грешника по-настоящему счастливым, кроме Бога во Христе» (4).
Было бы странно, если бы мы не нашли радость среди атрибутов Бога. Три Лица Троицы наслаждаются в Себе идеальным счастьем независимо от каких-либо сотворенных существ (Притч.8:30). Ангелы радовались творению (Иов 38:7), и Бог с удовлетворением рассматривает то, что Он создал (Быт.1:31). Мы не читаем тем не менее, что Он радовался творению, но Он радуется искуплению и даже поет о Своих искупленных людях: «Господь Бог твой среди тебя, Он силен спасти тебя; возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием» (Соф.3:17).
Кроме того, дар Отца Своему народу — это радость Христа. Вместо принадлежавшей Ему радости Он претерпел крест (Евр.12:2). Радость спасения также находит свое отражение в словах Павла, когда он описывает ее как корону (Фил.4:1). Как жених радуется о невесте, так Христос радуется Своей Церкви (Пс.45:11, Откр.21:2).
Ангелы радуются об одном грешнике кающемся (Лк.15:10). Это своевременное напоминание нам, что мы должны радоваться таким же образом. Это искушение в бесплодные времена, когда очень немногие спасены, перестать удивляться и радоваться спасению немногих, которые могут составлять поместную церковь. Если мы перестаем радоваться нашим братьям и сестрам, то мы теряем связь с небесами и вечностью, ибо нам предстоит провести всю вечность, осознавая и превознося чудеса Божьей благодати в спасении (Еф.1:11-13).
Сама жизнь Бога есть жизнь радости и в этой жизни мы оказываемся в истине Евангелия. Жизнь Христа есть жизнь радости и быть в союзе с Ним означает вкусить радости. Поэтому Он молится о том, чтобы наша радость была совершенна (Иоан.17:13).
Радость народа Божьего — это радость спасения, радость опыта, который следует за ней и, наконец, радость вечности. «Главная цель человека состоит в том, чтобы прославить Бога и наслаждаться Им навсегда». Эта радость вытекает из всех даров, которые Бог дает нам: «Как с Ним не дарует нам и всего?» (Рим.8:32).
2. Радость спасения
Павел говорит о радости искупления (Рим.5:11). Если у нас нет некоторой уверенности в том, что мы примирились с Богом, истинная радость невозможна. С другой стороны, глубокая уверенности в примирении и любви Бога к нам помогает нам взрастить нашу радость. Обратим внимание на опыт Джона Флейвела и, в частности, на подмеченное им соотношение между христианской радостью и полнотой интереса к спасению.
«Его мысли начали набухать и подниматься все выше и выше, как воды в видении Иезекииля, пока, наконец, они не стали потопом. И такова была направленность его понимания, так восхитителен вкус небесной радости и так совершенна уверенность в его интересе к ней, что он совершенно потерял на какое-то время ощущение мира и его забот, и в течение нескольких часов он знал, где он был, не больше, чем если бы он был в глубоком сне на своей постели. Это столь увлекло его, что он искренне желал, если бы это было Божье благоволение, расстаться с этим миром сразу же. Смерть была самой любезной в его глазах, ибо он не желал видеть и знать ничего, кроме Иисуса Христа, Который дал ему пережить подобное; и хотя он не помнит, что чувствовал себя умирающим, он даже не думал о своей любимой жене и детях, как и о любом земном интересе. Когда он вышел из глубин этого переживания, оно все еще продолжалось, прогоняя сон; снова и снова радость Господа захлестывала его, и он, казалось, был уже житель другого мира. Много лет спустя он вспоминал этот небесный день и был готов подтвердить, что с тех пор он знает больше жизни небес, чем из всех книг, которые он когда-либо читал, или проповедей и лекций, которые слышал об этом» (5).
Флейвел писал об этом в третьем лице, но у большинства читателей нет сомнения, что он описывал свой собственный опыт. Радость спасения можно рассматривать как продолжающуюся и растущую в глубину в этой жизни, и переходящую в вечность. Эфиопский евнух радовался, когда ему было открыто спасение во Христе (Деян.8:39). Тюремщик из Филипп возрадовался, уверовав «со всем домом своим» (Деян.16:34). Эта радость спасения, хотя она и может колебаться среди испытаний, лишь возрастает по мере того, как верующий укореняется в истине. Радость также описывается как вечная: «избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся» (Ис.35:10).
Очевидно тем не менее, что не всякая радость является подлинной, потому что в притче о сеятеле мы были предупреждены о тех неглубоких слушателях, которые получают слово с радостью, но не имея в себе корня, лишены терпения, и когда настанет скорбь или гонение, они отпадают (Мтф.13:21-22). Развлекательная евангелизация, которая преобладает во многих регионах и странах, но особенно в Северной Америке, как правило, производит лишь временную веру. Многие находятся под впечатлением от рвения, толпы, пения и красноречия. Хотя они реагируют на призывы «принять решение» за Христа, они не присоединяются к Нему спасительным образом, и потому они отпадают. Их радость создается только чувствами, а не единством со Христом через веру.
Поэтому, хотя радость о спасении и о Боге спасения всегда должна занимать центральное место и преобладать, это очень часто не тот случай, когда имеет место качественное учение и библейский образ мысли. Люди, которые на самом деле не возрождены, становятся весьма активными в таких церквах. Их опыт таков, что он питается не более чем чувствами. Для них хорошо то служение, в котором есть эмоции, волнение или деятельность. Они способны обсуждать внешние вопросам организации и могут разговаривать о практических вопросах и даже спорить о доктрине на интеллектуальном уровне, но когда дело доходит до опыта сердца и общения с Богом, они нищие.
3. Радость оправдания
Опыт должен вытекать из спасения, а знание спасения — просвещать доктрину оправдания. Мы можем хвалиться лишь Божьей благодатью и свободным оправданием тех, кто верит. Это хорошо видно на примере 70 учеников, которые, возвращаясь из их проповеднической миссии, радовались самому факту их власти над бесами. Ричард Бакстер, комментируя этот отрывок, говорит: «Они радовались тому, что внешне наиболее восхитительно. Но их меньше занимала великая цель этих чудес: их меньше радовали величие Бога, преимущества веры, поощрение духовного Царства Христова и милость Евангелия к нам и к другим. Они взяли на себя слишком много, сосредоточивщись больше на делах, которые являются лишь инструментами, чем на том, что поистине чтит Бога и приносит пользу людям» (6). Каждое слово Бакстера применимо сегодня. Разве не верно то, что мы склонны по своей природе впечатляться внешней стороной, ощущениями, сказочной красотой, статистикой, успехами и прекрасными историями скитаний по мрачным джунглям или контрабанды Библий в коммунистических странах?
Иисус принес то, что Бакстер однажды назвал «радостью сквозь слезы», и Он учил Своих учеников радоваться избранию, тому, что их имена были написаны на небесах (Лк.10:20). То, что мы должны радоваться этому фундаментальному благословению Божию, является весьма обнадеживающим, потому что это означает, что мы не должны преодолевать большие расстояния, чтобы обнаружить некую секретную формулу для радости. Это благословение рядом с нами в Слове Божьем, и величайшие благословения, согласно Павлу — это избрание, предопределение, усыновление, искупление, знание истины и нашего вечного наследия (Еф.1:11-12). Наш опыт радости соединен со всем этим, но оправдание лежит в основе этих вещей и поддерживает их все. Наша радость никогда не должна быть в стороне от рассмотрения оправдания, так как оно основывается на искупительной смерти Христа. Каждый раз, когда мы празднуем Вечерю Господню нам напоминают о том, что помимо жертвы Христа нет оправдания. Оправдание подтверждает Божью святость, прославляет истину суверенной благодати (Рим. 3:21-26), и обеспечивает верующих неприступной крепостью против козней и обвинений сатаны. Бог Отец оправдывает верующих, и если Он оправдывает, кто может свергнуть такой фундамент? (Рим. 8.33-39).
Вера является средством, с помощью которого мы соединены со Христом и этот союз является основой нашего оправдания. Его триумф на Кресте обеспечивает наше оправдание, и теперь мы видим Его глазами веры, как нашего Спасителя и оправдывающим нас. Джон Браун в своем комментарии на 1 Петра говорит о «радости неизреченной» в будущем времени, как о контрасте нынешних испытаний и радости будущей славы — как это делает лишь меньшинство комментаторов. Я считаю, это толкование ошибочным, потому что у нас есть два глагола в настоящем времени и в идентичном употреблении: радоваться и любить (1:6-8). Другими словами, Петр говорит об опыте радости, который мы имеем сейчас, в нынешнем веке. Видение нашего оправдания дает сильное чувство радости, потому что верующий видит, что его спасение определяется всемогущим Богом. Он не смеет отвернуться, ибо он знает, что только те, кто стойки, являются избранными. Оправданные спасены верой, и они живут после этого верой (Рим.1:17). Всемогущий Бог хранит их и они радуются этому Богу, Который будет соблюдать их силою Своею через веру ко спасению (1 Пет.1:15). Ричард Бакстер прекрасно резюмирует это: «Что должно быть нашей радостью, если не Сам Господь жизни, Который есть вечная радость и слава святых? Другие вещи могут быть для нас средствами, но Бог — это сама сущность нашей радости. Вечная радость — это то, к чему мы стремимся и, следовательно, вера, предвидящая ее, является для нас единственным способом разумного, твердого утешения на земле» (7).
4. Радость и сила
Мы видели, что осознание греха и покаяние необходимы. Наказание приносит свой результат в мирных плодах праведности (Евр.12:11). «Всю ночь может длиться плач, но утром приходит радость» (Пс.29:6, НРП). Коринфяне страдали от споров по поводу дисциплины нераскаявшегося, аморального человека, но очищение оказалось для них полезным (2 Кор.7:9-11). Всегда необходимо соблюдать надлежащий баланс между тем, что мы есть и что мы заслуживаем как грешники, с одной стороны, и чудом оправдания, с другой. Поэтому Неемия призывает народ быть радостным, не печалиться только, но радоваться, ибо «радость Господа ваша сила» (Неем.8:10).
В основательной радости есть сила. Павел и Сила пели в полночь, хотя их бичевали и их положение казалось безнадежным. Есть нечто непреодолимое в человеке, который имеет радость Святого Духа. Его нельзя сломать, поскольку по вере он видит Христа, радуется во Христе, уполномочен Христом и находит, что сила Христа в нем способна преодолеть любое противодействие со стороны мира. Обратите внимание на свидетельство Роуленда Тейлора на пути к мученичеству. Он был радостным и счастливым, как на пути на прекрасный банкет или свадебный пир. Он многое сказал шерифу и английскому дворцовому стражу, сопровождавшему его, и довел их обоих почти до слез, призывая покаяться и изменить свою нечестивую жизнь. Он заставил их удивляться и радоваться, видя его столь твердым и стойким, лишенным всякого страха, радостным сердцем и готовым умереть.
Радостный верующий человек мужествен, свидетельствуя о Христе. Он исполнен Святым Духом и наполнен жизнью Божией, а это значит, что различные характеристики можно будет наблюдать в нем в симметрии, равновесии и пропорции; такие атрибуты, как кротость, любовь, мудрость, знание истины и верховенства Христа, мир, долготерпение, самоконтроль и радость — все это присутствует в нем, но что-то преобладает в определенное время. Так «ученики исполнялись радости и Духа Святого» (Деян.13:52).
Радость, передаваемая Духом Святым через Слово, дает людям терпеть и превозмогать трудные времена и обстоятельства так же как и Иеремия, который свидетельствовал, что Слово Божье есть радость и веселие сердца его (Иер.15:16). Также Аввакум был воодушевлен в крайне бесплодные времена, говоря: «буду радоваться о Господе, буду веселиться о Боге спасения моего» (Авв.3:18). Радость не только укрепляет человека, но помогает расширить возможности проповедника. Иоанн Креститель объявил, как он радуется, слыша голос Жениха: «радость моя исполнилась» (Иоан.3:29). Святой Дух использовал пришествие Христа, чтобы вдохновить Иоанна быть мощным и влиятельным проповедником, которым он стал.
5. Как обрести радость?
Сегодня, как бы ни умножались ярлыки, к сожалению, становится все более очевидным, что существуют лишь два движения, способные иметь ответы на нужды верующих мира сегодня — реформатское и харизматическое. Первое концентрируется на истине; второе — на опыте. Для харизматов путь к радости и власти через опыт называется крещением Духом. Предпринимаются весьма пылкие попытки вызвать этот опыт. Повторяются такие выражения, как «народ Божий», идет одновременная общая молитва и некоторые говорят на языках, а вдохновенная музыка способствует физическим ощущениям. Нельзя сказать, что таковы все пятидесятники, но это явно современная харизматическая практика. В поисках опыта, чувства и эмоций истина сводится к минимуму. Опыт ищется в специфической атмосфере и в контексте опыта других. Когда же дело доходит до объяснения или определения этого опыта и его соотношения с истиной, мы находим большие трудности. Что произвело такое впечатление? Те, кто имеет опыт, будут свидетельствовать о большей любви к Господу и радости. Но этот опыт мистичен и вне определений. Он субъективен, поскольку сконцентрирован на человеке и принадлежит по существу к чувствам. Но Стефан не ставил себе каких-то целей, когда перед смертью увидел Господа. Его радость исходила от Христа и была приложена к его сердцу Духом Святым. Опыт Стефана был основан на Слове, как видно из всего характера его проповеди.
Радость, источник которой в чувствах, является преходящей. Это можно показать по людям, которые глубоко любят гимны и религиозную музыку. С помощью магнитофонной записи такие люди могут легко испытать радость, но эта радость порождается в основном мелодией. Когда внезапно возникают кризис или неудача, такая радость испаряется. В отличие от этого мы находим, что радость, которая основывается на истине, будет преодолевать неудачи и трудности. Некоторые люди могут испытывать радость, потому что они впечатлены драмой, и чувствуют внутренний жар, когда находятся под влиянием определенных пространственных эффектов, но если удалить эту обстановку, уйдет и радостное волнение. Опять же, может быть радость, когда у нас есть увлекательное занятие, но когда оно заканчивается, этой радости не остается.
Способ обрести радость может быть таков, что он не будет максимально сосредоточен на истине, но истина никогда не должна быть в ущерб привязанностям, эмоциям и чувствам. Истина для всего человека. Интеллектуализм, то есть истина помимо ее применения Духом Святым к целостному человеку, приведет к холоду и бесплодию. Некоторые чувствовали себя буквально замороженными в духовной ледяной пустыне, будучи слишком академичными, и поэтому стали восприимчивы к экспериментаторству, видя в нем долгожданное изменение.
Путь обрести радость всегда лежит через Писание, ибо только Писание излагает наш союз по вере с Троицей. Этот союз означает общение с Троицей, и в опыте этого общения развивается интенсивная радость. «Пишу вам, — говорит Иоанн, — чтобы радость ваша была совершенна». Когда мы изучаем труды апостолов, правда нашего спасения становится ясной и применимой к нам самим и к другим. Обмен опытом этой истины с другими также порождает радость.
В Евангелии от Иоанна мы находим предмет радости, который упоминается только один раз в первых главах (Иоан.3:29). Тем не менее, в беседах непосредственно перед распятием, наш Господь говорит об этом предмете снова и снова. Его беспокоит то, что Его люди должны иметь истинную радость. Он не повелел им просто возгревать себя эмоционально. Скорее, Он четко представил им истины, которые были бы основой их радости.
Можно проследить следующие практические средства к тому, чтобы обрести радость.
1. Ищите радость, пребывая в любви Христа. Отметим снова поручение, данное в Сионской горнице: «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Иоан.15:10-11). Если вы хотите иметь истинную радость, очень важно, чтобы вы соблюдали заповеди. Эти заповеди, конечно же, охватывают все заповеди и высказывания Иисуса — самоотречение, любовь друг к другу и т.д. Если вы ходите в повиновении Отцу, вы будете испытывать Его радость (Иоан.14:23). Соблюдая заповеди нашего Господа, вы также пребываете в Его любви. Господь напоминает нам об этих основных фактах и указывает, что наша радость «будет совершенна».
Но что Он имел в виду под пребыванием радости? Леон Моррис в своем комментарии на Евангелие от Иоанна позволяет предположить, что эта радость есть радость от Его совершенного дела и от неисчерпаемой власти нового творения. Годе говорит, что эта радость «относится к радости, которую чувствует Сам наш Господь, зная, что Он возлюблен Отцом». Джон Браун в своем комментарии к изречениям Господа, кажется, смотрит в корень вопроса, когда он говорит: «Слова оригинала допускают прочтение «пусть радость Моя в вас пребудет» как «пусть радость Моя станет вашей. Кажется несомненным, что Господь здесь указывает на цель, предусмотренную Им во всех предыдущих заявлениях и призывах: что Его радость должна остаться в учениках и умножиться в них, и таким образом Он соединяет два тесно связанных, но все же различных мотива предложенных им — чтобы, соблюдая Его заповеди, они служили Ему и одновременно искали Своего счастья» (8).
2. Ищите радость в чтении, размышлении и частной молитве. Очень часто, приступая к преданному служению, мы чувствуем себя опустошенными и сухими. Но путь к радости — это не прыжок с головой в бассейн эмоций. Скорее это путь через размышление об истине. Сам факт, что у нас есть Священное Писание, является источником радости. «Буду радоваться Твоим установлениям, не забуду Твоего слова… Я радуюсь Твоему слову,
как нашедший великую добычу» (Пс.118:14,162, НРП). Если мы хотим видеть славу Божию, Он не будет заверять нас в спасении помимо Писания, ибо слава Его дел явлена только через него. «Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством» (Ис.61:10). Такие места, как это, напоминают нам, что именно учение об оправдании раскрывает смысл нашего спасения. Здесь у нас есть великая радость. Если Всемогущий, Который свят и справедлив, объявляет нас праведными, это действительно повод для радости!
3. Ищите радость в общем поклонении Церкви. Когда Давид был загнан в пустыню и отделен от святилища, он вспоминал место поклонения, как место великой радости. «…я вспоминаю, как ходил в многолюдстве к дому Божьему, в шествии народ предваряя, ходил в праздничной толпе с криками радости и хвалы» (Пс.41:4, НРП). Власть и слава Божьего присутствия обещаны тем, кто верно собирается в соответствии с установленным поклонением в святилище. «Господь любит врата Сиона более всех селений Иакова» (Пс.87:2). Мы можем в полной мере рассчитывать испытать радость Господа в частной жизни и в нашем семейном поклонении, но гораздо более мы должны ожидать, что эта радость будет у нас, когда мы поклоняемся вместе с народом Божьим.
Если, как указывает апостол Павел, всегда радоваться — это наш личный долг (Фил.4:4) — насколько выше наша обязанность стремиться восстановить истинную радость поклонения и достичь ее там, где мы действительно можем восторгаться днем Господним (Ис.58:13)! Если должно быть сделано много, чтобы восстановить личную радость, гораздо больше радость совместного поклонения. Блаженны те, в чьей жизни Бог исполняет Свое обещание сделать их радостными в Своем доме молитвы (Ис.56:7). Как счастливы те, кто могут петь об этой реальности!
В своих втором и третьем письмах апостол Иоанн говорит о великой радости, которую он имел, зная, что его дети ходят в истине,«нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине» (3 Иоан.4). Мы можем представить себе счастье апостола, когда он узнавал по письмам или через друзей о духовном благополучии тех, кого он нежно любил. Общение через переписку уже приносило ему радость, но гораздо больше была радость общения лицом к лицу. «Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была совершенна» (2 Иоан.12).
Причина, по которой радость может отсутствовать среди нас сегодня — это нехватка духовного содержания в нашем разговоре и общении. Знания и опыт, которые мы можем разделить, далеко превосходят знания о мире. Дж.Александер писал: «Какие чувственные удовольствия могут сравниться с радостью Архимеда, доказавшего теорему, от работы над которой его смогла оторвать только смерть, или Франклина, с риском для жизни добывшего электрическую искру, чтобы открыть новый мир для науки? И кто может почувствовать удовлетворение античных философов или радость евреев, впервые приветствовавших христианское откровение? Истины, обычные для нас, им сияли с небес» (9). У нас есть очень много того, что мы можем разделить с людьми, но халатность так часто лишает нас радости истинного духовного общения с другими верующими.
У нас есть способы обретения радости, но при этом стоит помнить, что Святой Дух является Личностью, а не машиной. Мы не должны ожидать результатов, как если бы нам пришлось иметь дело с приборами, которые реагируют на нажатие кнопок и повороты переключателей. Только Святой Дух придает истинную радость, когда Он раскрывает нам истину. В Своей бесконечной мудрости и знании Он суверенно дарует радость в Свое время и Ему известным путем. Тем не менее, это наша обязанность — всегда искать радость. Джон Хоу утверждает: «Мы убеждены, что серьезное, разумное и постоянное переживание радости и восторга является вопросом долга совести под властью Божией и неотъемлемой частью христианской религии» (10).
Пусть радость Господа, Который есть наша сила, все больше переживается среди нас и становится все более очевидной в наших церквах.
___________________________
1. The Early Years, Edinburgh,1962. p. 52.
2. Quoted from the 1962 Puritan Conference Papers, p. 26.
3. Sermons, vol. 40, p. 134.
4. The Life of Faith. William Romaine, Works vol. I. L.,1821
5. Quoted from the 1961 Puritan Conference Papers, p. 58.
6. Quoted from the 1962 Puritan Conference Papers, p. 28.
7. Ibid, p. 29.
8. Discourses and Sayings of our Lord. John Brown, vol. 3, N.Y.,1854. p. 292.
9. Consolation N.Y.,1862. J. W. Alexander, p. 137.
10. Quoted from the 1962 Puritan Conference Papers, p. 28.
___________________________
Перевод сделан Inquisitor Eisenhorn