Что необходимо знать о Евангелии? Чтобы лучше усвоить суть Благой вести, изложенную в статье «Просто Евангелие: суть», позвольте предложить вашему вниманию пять простых, но чрезвычайно важных фактов о Евангелии.
1. Евангелие: только одно
«Я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему». Рим.1:16
Существует только одно истинное, спасающее и вечное Евангелие, которое возвещал Иисус Христос во время Своего земного служения, которое по воскресении Господь повелел Своим ученикам проповедовать по всему миру, которое последователи Христа провозглашали при содействии Духа Святого, которое Дух Божий через избранных авторов запечатлил на страницах Священного Писания для всех последующих поколений, которое верные Писанию служители провозглашают и сегодня.
Только неповрежденное Евангелие обладает силой ко спасению, потому что только оно верно излагает истину о спасении во Христе. С самого начала распространения благой вести были люди, которые желали исказить Евангелие. Поэтому апостол Павел, призванный Богом проповедовать Евангелие Христово язычникам, предупреждал: «Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал.1:8). Перед тем как принять какое-либо объяснение Евангелия, необходимо абсолютно удостовериться, что оно соответствует евангельской вести, изложенной на страницах Священного Писания.
Сегодня многие христианские конфессии говорят, что проповедуют истинное Евангелие, однако только Библия является единственным богодухновенным и непогрешимым источником познания Евангелия, и только знание, основанное на Слове Божием дает человеку твердую уверенность в том, что он обладает истинным Евангелием. Я привожу избранные библейские цитаты в надежде, что вы будете проверять каждое утверждение на соответствие тексту Священного Писания, чтобы укрепляться в вере и что в вас пробудится желание читать и изучать Библию, чтобы глубже познавать Божью истину, которая сильна преобразить вашу жизнь.
Бог совершен и Евангелие, которое Он даровал людям, в равной степени совершенно. Любые попытки изменить Евангелие путем убавления или прибавления лишают его спасительной силы и являются богохульными, потому что основываются на неверии в Божью силу спасти людей согласно евангельскому учению изложенному в богодухновенном писании. Истинно верующий человек признает, что Евангелие является Божьей спасающей силой, принимает его всем сердцем и не смеет его искажать.
2. Евангелие: только во Христе
«Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех». 1Тим.2:5-6
Сам Господь свидетельствовал о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоан.14:6). Апостол Петр проповедовал: «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян.4:12). Апостол Павел утверждал, что Христос – наш единственный Посредник (1Тим.2:5-6). Апостол Иоанн писал: «Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни» (1Ин.5:12).
Фраза «только во Христе» подразумевает, с одной стороны, что без Христа спасение невозможно, с другой – что Христос является абсолютно достаточным средством нашего спасения. Обладающий Христом обладает спасением, и помимо Христа человеку больше ничего не требуется для спасения. Иисус Христос является «альфой и омегой» благой вести. Евангелие, которое не приводит человека к Иисусу Христу, которое не делает Христа единственной надеждой нашего спасения, является не силой Божией ко спасению, а орудием диавола к погибели нашей души.
Почему только во Христе есть спасение?
Это очень емкий вопрос, на который существует множество библейских доводов, но, если говорить просто, необходимо отметить, что 1) только Иисус мог нас спасти и 2) только Иисус совершил наше спасение.
- Только Иисус, будучи Богом и человеком, является единственным Посредником между Богом и людьми.
- Только Иисус, будучи безгрешным , смог принести совершенную жертву за грешных людей. Он умер не за Свои грехи, а за грехи наши .
- Только Иисус воскрес из мертвых для оправдания верующих в Него.
- Только Иисус вознесся во славе и, восседая одесную Отца, ходатайствует за избранных.
- Только Иисус вернется на землю для окончательного избавления верующих в Него.
Этот перечень можно продолжить, но, надеюсь, и перечисленного достаточно, чтобы обоснованно утверждать, что спасение людей и Христос неразрывны. Слово Божие называет Иисуса Христа Спасителем не потому, что Он дает людям шанс спасти самих себя, а потому, что Он действительно спасает людей Своих от грехов их (Мтф. 1:21). Иисус Христос – единственный Спаситель людей.
3. Евангелие: только для грешников
«Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый». 1Тим.1:15
Человек, который не осознает или не признает своей греховности, который не раскаивается в своих грехах, не может быть спасен Евангелием Иисуса Христа, но не потому, что Бог бессилен спасать, а потому, что такой человек не может взыскать Бога как Спасителя, отвергая свою нужду в спасении (1Ин.1:8-10). Иисус учил: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Лук.5:31-32).
Эта фраза также уточняет от чего Бог спасает человека, а именно от греха (Мтф. 1:21). Главная проблема человека – не его окружение, не нехватка образования, а греховная природа, унаследованная от падшего Адама (Рим.5:12; Еф.2:3), которая выражается в нашей непреклонной страсти ко греху (Иоан.1:19; Иак.1:13-15), неспособности жить свято перед Богом (Рим.8:5-8; Еф.2:1-3) и противлению Божьей воле (Иоан.3:19-20; Рим.1:18). Слово Божие говорит, что «нет праведного ни одного» (Рим.3:10), и «нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл.7:20, см. Рим.3:10-12). «Вся праведность наша – как запачканная одежда» (Ис.64:6). «Все согрешили» (Рим.3:23), и «все мы много согрешаем» (Иак.3:2).
Уникальная сила Евангелия в том, что Бог силен спасать кающихся грешников, которые не в состоянии спасти себя. Проблема в том, что хоть люди все находятся в состоянии духовной «мертвости» (Еф.2:1), далеко не все осознают свою беспомощность перед Богом, полагая, что своими добрыми делами смогут сами искупить свою вину. Однако Библия уверяет нас, что «самоискупление» невозможно.
4. Евангелие: только по благодати
«Если по благодати, то не по делам: иначе благодать не была бы уже благодатью». Рим.11:6
Смысл этой фразы в том, что спасение невозможно заработать своими делами (2Тим.1:9). До сих пор многие думают, что когда они предстанут перед Богом после смерти, Он возложит их добрые дела на одну чашу весов, на другую чашу – злые, и, в зависимости от того какая чаша перевесит, Бог либо позволит человеку войти в рай, либо бросит его гореть в аду. Было время, когда апостолы тоже думали, что должны заслужить свое спасение делами закона, но «узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал.2:16; ср. Пс.142:2). Закон был дан людям не как средство для оправдания перед Богом, а как инструмент познания своей греховности (Рим.3:20) и направления нас ко Христу (Гал.3:21-24). Цель Библии в том, чтобы привести нас ко Христу и сделать нас подобными Ему. Знаете ли вы, что суждение о том, пойдет человек в рай или ад, происходит уже на земле? «Верующий в Него (Иисуса) не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Иоан.3:18, 36).
Каждый человек, кающийся в своих грехах и верующий в Иисуса Христа, получает «оправдание даром, по благодати» (Рим.3:24; Еф.1:7). Апостолы признавали, «что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим.3:28), «ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2:8-9). Бог так поступает не только в Новом Завете, но и в Ветхом Завете, примером чего служит Авраам, который «поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт.15:6; Рим.4:3-8). Нет другого способа обрести спасение, кроме как по Божьей благодати во Христе (Рим.4:24-25).
5. Евангелие: только по вере
«Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа». Гал.2:16
Евангелие действует спасительно только, если человек верует в Иисуса Христа, потому что «без веры угодить Богу невозможно» (Евр.11:6). Только простая вера в Божье Слово может восстановить несправедливость, которая была совершена людьми во время грехопадения в Едемском саду. Ведь Сатане люди поверили на слово, без доказательств, не имея более никаких оснований для неверия Богу (Быт. 3:1-6). Поэтому как через неверие человек впал в грех, так только верой человек может быть избавлен от греха (Гал.2:16). Как неверием Богу, человек не прославил Бога, так только верой в Иисуса Христа человек свидетельствует, что Бог истинен (1Ин.5:10).
Для одних спасение по вере кажется слишком простым, для других – слишком глупым (1Кор.1:18-23). Для тех же, кто смирил себя перед Словом Божиим, спасение по вере является единственным возможным и праведным путем примирения с Богом. Готовы ли Вы отвергнуть все свои попытки оправдаться перед Богом своими делами и религиозными обрядами? Можете ли Вы поверить Божьему слову и довериться Ему, что Он спасет вас по вере в Иисуса Христа и что веры во Христа достаточно? Ведь в конечном итоге спасает нас не сама вера, а Христос спасает нас через веру (1Птр.1:5).
А как же добрые дела?
Для тех, кто переживает о том, что спасение по вере может привести к тому, что люди начнут произвольно грешить, пренебрегая деланием добрых дел, позвольте кратко объяснить, что, хоть спасение и оправдание человек получает независимо от дел закона (Рим.3:28), верующие люди обязательно будут делать добро, потому что:
- Бог призывает и поощряет верующих в Него делать добро всем людям;
- верующие во Христа покаялись в своих грехах, т.е. отвергли греховный образ жизни, «распяли плоть со страстями и похотями» (Гал.5:24) и «умерли для греха» (Рим.6:1);
- Бог делает верующих во Христа неспособными жить во грехе, т.е. неспособными смириться с присутствием греха в своей жизни, они всегда будут стремиться к освящению;
- Бог дает верующим во Христа внутреннее желание делать добрые дела, поэтому их не нужно принуждать их к этому страхом или угрозами;
- только вера, которая творит добрые дела признается Богом как вера живая и спасающая. Добрые дела в Библии никогда не являются средством обретения спасения, но всегда признаются необходимым признаком спасительной веры;
- добрые дела являются истинно добрыми если делаются нами без принуждения. Бог не дразнит нас обещанием спасения, заставляя делать добрые дела под страхом вечного осуждения. Он Сам спасает нас от греха, что выражается в том, что Он избавляет нас от стремления делать грех и дает нам новое стремление всегда делать только добро.
Да даст вам Господь покой и мир в уповании на Христа, «ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению. … Всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Рим.10:9-13)