Почему морализм не является Евангелием – и почему многие христиане считают его таковым

Одним из самых удивительных высказываний апостола Павла является его обвинение галатийских христиан в отказе от Евангелия. «Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию», – заявил Павел. Как он выразился, галаты не справились с важнейшим испытанием – отличить подлинное Евангелие от его подделок.

Его слова не могли быть более ясными: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что́ мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что́ вы приняли, да будет анафема» (Гал. 1:8-9).

Это предупреждение апостола Павла, выраженное языком потрясения и скорби апостола, обращено не только к церкви в Галатии, но и к каждой общине во все века. В наше время и в наших церквях мы отчаянно нуждаемся в том, чтобы услышать это предупреждение и прислушаться к нему. В наше время мы сталкиваемся с ложными Евангелиями, не менее подрывными и соблазнительными, чем те, с которыми столкнулись и которые приняли галаты.

В наших условиях одним из самых соблазнительных лжеевангелий является морализм. Это лжеевангелие может принимать различные формы и возникать под влиянием различных политических и культурных импульсов. Тем не менее, основная структура морализма сводится к следующему – к убеждению, что Евангелие можно свести к улучшению поведения.

К сожалению, это ложное Евангелие особенно привлекательно для тех, кто считает себя евангелистом, движимым библейскими побуждениями. Слишком много верующих и их церквей поддаются логике морализма и сводят Евангелие к посланию о моральном совершенствовании. Другими словами, мы сообщаем заблудшим людям, что Бог желает для них и требует от них, чтобы они исправили свою жизнь.

В каком-то смысле мы рождены быть моралистами. Созданные по образу и подобию Божьему, мы наделены нравственной способностью – совестью. С самого раннего детства совесть взывает к нам о нашей вине, недостатках и проступках. Другими словами, совесть сообщает нам о нашей греховности.

К этому следует добавить, что процесс воспитания и образования детей, как правило, прививает морализм с самого раннего возраста. Мы очень быстро усваиваем, что родители заботятся о нашем поведении. Хорошо ведущие себя дети вознаграждаются родительским одобрением, в то время как плохое поведение влечет за собой родительские санкции. Эта мысль подкрепляется другими авторитетами в жизни молодых людей и пронизывает всю культуру в целом.

Писатель Феррол Сэмс, рассказывая о своем детстве в сельской местности штата Джорджия, описал глубоко укоренившуюся традицию «правильного воспитания». По его словам, ребенок, которого «воспитывают правильно», радует своих родителей и других взрослых соблюдением моральных норм и социального этикета. Из «правильно воспитанного» ребенка вырастает взрослый человек, который соблюдает законы, уважает соседей, хотя бы на словах соблюдает религиозные предписания и не лезет на рожон. Смысл понятен – этого ожидают родители, это утверждает культура, и это прославляют многие церкви. Но в наших общинах полно людей, которых «правильно воспитали», но они направляются в ад.

В соблазнительности морализма и заключается его сила. Нас так легко соблазнить, заставив поверить в то, что своим поведением мы действительно можем получить все необходимое нам одобрение. Конечно, для того чтобы участвовать в этом соблазне, мы должны договориться о моральном кодексе, который определяет приемлемое поведение с бесчисленными лазейками. Большинство моралистов не утверждают, что они не грешат, а просто не скандалят. Это считается достаточным.

Моралистов можно разделить на либеральных и консервативных. В каждом случае моральные ожидания определяются определенным набором моральных проблем. В качестве обобщения можно сказать, что либералы часто ориентируются на набор моральных ожиданий, связанных с социальной этикой, а консерваторы – на личную этику. Суть морализма проявляется в обоих случаях – это вера в то, что мы можем достичь праведности с помощью правильного поведения.

Богословский соблазн морализма – это то, чему многим христианам и церквям трудно противостоять. Опасность заключается в том, что церковь как прямыми, так и косвенными методами внушает падшему человечеству, что Бог ожидает от него нравственного совершенствования. Тем самым церковь подрывает Евангелие и сообщает падшему миру ложное Евангелие.

У Церкви Христа нет иного выбора, кроме как учить Слову Божьему, а Библия достоверно раскрывает Закон Божий и всеобъемлющий моральный кодекс. Христиане понимают, что Бог явил Себя в творении таким образом, что одарил все человечество сдерживающей силой закона. Более того, Он обратился к нам в Своем Слове, даровав конкретные повеления и всеобъемлющие нравственные наставления. Верная Церковь Господа Иисуса Христа должна отстаивать праведность этих заповедей и благодать, данную нам в познании добра и зла. Мы также обязаны свидетельствовать об этом знании добра и зла нашим ближним. Сдерживающая сила закона необходима для человеческого сообщества и цивилизации.

Подобно тому, как родители правильно учат своих детей повиноваться нравственным наставлениям, церковь также несет ответственность за обучение своих детей нравственным заповедям Бога и за свидетельство перед всем обществом о том, что Бог объявил правильным и хорошим для Своих человеческих созданий.

Но эти побуждения, как бы ни были они правильны и необходимы, не являются Евангелием. Действительно, одним из самых коварных лжеевангелий является морализм, обещающий грешникам Божью благосклонность и удовлетворение Божьей праведности, если они будут вести себя хорошо и возьмут на себя обязательства по нравственному совершенствованию.

Моралистский импульс в церкви сводит Библию к кодексу поведения человека и подменяет Евангелие Иисуса Христа нравоучениями. Слишком много кафедр евангельских церквей заняты морализаторством, а не проповедью Евангелия.

Корректировка морализма исходит непосредственно от апостола Павла, когда он настаивает на том, что «человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа». Спасение приходит к тем людям, которые «уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал. 2:16).

Мы грешим против Христа и искажаем Евангелие, когда внушаем грешникам, что Бог требует от них нравственного совершенствования в соответствии с Законом. Морализм имеет смысл для грешников, поскольку он является лишь расширением того, чему нас учили с самого раннего детства. Но морализм – это не Евангелие, и он не спасет. Единственное Евангелие, которое спасает, – это Евангелие Христа. Как напоминал Павел галатам: «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Гал. 4:4-5).

Мы оправданы только верой, спасены только по благодати и искуплены от греха только Христом. Морализм порождает грешников, которые (потенциально) ведут себя лучше. Евангелие Христа превращает грешников в усыновленных сыновей и дочерей Божьих.

Церковь никогда не должна уклоняться от Закона Божьего, приспосабливаться к нему, пересматривать или скрывать его. Ведь именно Закон показывает нам наши грехи, разъясняет нашу неполноценность и полное отсутствие праведности. Закон не может дать жизнь, но, как настаивает Павел, он «был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (Гал. 3:24).

Смертельная опасность морализма является постоянным искушением для церкви и удобной заменой Евангелия. Очевидно, что миллионы наших ближних считают, что морализм –это наше послание. Ничто, кроме самой смелой проповеди Евангелия, не сможет исправить это впечатление и привести грешников ко спасению во Христе.

Ад будет в значительной степени населен теми, кто был «правильно воспитан». Гражданами неба станут те, кто по милости и благодати Божьей оказался там исключительно благодаря вмененной праведности Иисуса Христа.

Морализм – это не Евангелие.

__________________________

Источник: ru.thegospelcoalition.org

Альберт Молер
Д-р Р. Альберт Молер-младший является президентом Южной баптистской богословской семинарии.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *