Джон Пайпер называет себя «семипунктовым кальвинистом» полушутя, полусерьезно. Исторически существуют пять пунктов кальвинизма, а не семь. Пайпер не собирается добавлять еще два. Он безусловно верит в пять традиционных пунктов (полная неспособность, безусловное избрание, ограниченное искупление, непреодолимая благодать и стойкость святых), но также обращает внимание на две дополнительные «кальвинистские» истины, которые проистекают из них: двойное предопределение и «лучший из всех миров».

«Шестой» пункт есть не что иное, как оборотная сторона безусловного избрания. Так же, как Бог избирает спасаемых не взирая ни на какие особенности самого человека (Ефес. 1:5-6; Деян. 13:48; Откр. 17:8), Он также избирает и неспасаемых независимо ни от каких особенностей человека (Ин. 10:26; 12:37-40; Рим. 9:11-18; 1 Пет. 2:7-8). По определению решение избрать некоторых людей ко спасению обязательно предполагает решение не избирать ко спасению тех, кто не был избран. Бог усматривает не только то, что некоторые будут избавлены от грядущего гнева, но и то, что остальные обязательно предстанут перед судом. Это не значит, что если некто будет страстно желать спасения, он может оказаться отвержен, потому что внесен в неверный список. Скорее, каждый из нас мертв во грехах и не желает самостоятельно искать Бога. Истинное, искреннее желание спасения во Христе – само по себе свидетельство избрания, а посему никто, кто истинно приходит ко Христу во спасение, не будет изгнан вон (Иоанна 6:37-40).

Точно так же, как Бог не избирает ко спасению каких-то людей, потому что они лучше других (безусловное избрание), Он не избирает других людей к осуждению, потому что они хуже первых (безусловное отвержение, или двойное предопределение). Все мы потеряны во грехе, и никто имеет ничего, чтобы поручиться за другого. И из всего обилия падших людей Бог выбирает спасти одних и оставить других.

«Седьмой» пункт, «лучшее из всех миров», означает, что Бог ведет ход истории так, что в конце концов Его слава будет более полно отражена в Его народе. Человек же, представляющий Божий народ, будет больше удовлетворен в этой славе, чем в любом другом мире. Если посмотреть на положение вещей в это время в этом падшем мире, ни у кого язык не повернется назвать этот мир «наилучшим». Но если посмотреть на весь ход истории от сотворения до искупления и до вечности и увидеть всю полноту Божьего замысла, мы увидим, что это наилучший из всех возможных замыслов, и он ведет в наилучшую из всех возможных вечностей. А посему эта вселенная (в том числе события, происходящие в ней от сотворения до вечности, если их взять в целом) – наилучший из всех миров.

__________

Оригинал статьи на сайте desiringgod.org

Перевод сделан — Hleb Yermakou

Поделиться
Написал Мэтт Перман
Спикер, блогер и автор. Мэтт является автором книги «Что дальше?»: «Как Евангелие преобразует ваш путь к достижению цели».