В стихах «о добродетельной жене» говорится: «Встают дети и ублажают [благословляют] ее» (Прит. 31:28). В другом русском переводе эта мысль выражена иначе: «Ее дети встают и благословенной ее зовут».
В Луки первой главе нам предлагается назвать благословенной еще одну женщину. В стихе 42 Елисавета говорит будущей матери: «Благословенна ты между женами». Так евреи выражали мысль «ты — самая благословенная из женщин». В стихе 48 женщина, которой адресованы эти слова, ответила: «Отныне будут называть меня блаженной все роды». Не только собственные дети будут называть ее благословенной, но все люди признают, что Бог благословил ее. В этом отрывке говорится о Марии, матери Иисуса.
Все матери благословенны, но Мария — в особенности. Из всех живших в то время иудеек именно ее Бог выбрал быть матерью Своего Сына. Размышляя над этим фактом, мы спрашиваем: «Почему? Что было такого особенного в Марии?» Бога ничто не вынуждало избрать Марию. В Слове нет ни намека на то, что Мария была такой добродетельной и совершенной, что у Бога просто не было иного выбора.
Напротив, нам говорится, что выбор Марии был выражением Божьей благодати. Ангел приветствовал Марию словами: «Радуйся, благодатная!» (Лк. 1:28). «Благодатная» — значит «получившая благодать», а слово «благодать» говорит о «незаслуженном благоволении». И все же, раз Бог избрал Марию, она должна была обладать какими-то особыми качествами.
Поэтому мы снова спрашиваем: «Что это были за качества?»
Сегодня мы приглядимся к ее жизни и попытаемся выяснить, почему Бог избрал Марию.
Обратимся для начала к Луки 1:26. Стих начинается словами: «В шестой же месяц…» Шел шестой месяц беременности Елисаветы, матери Иоанна Крестителя. «В шестой же месяц послан был ангел Гавриил от Бога в город галилейский, называемый Назарет». Назарет был небольшим поселением в двадцати пяти километрах к западу от западного побережья Галилейского моря и в тридцати пяти километрах от Средиземного моря, на одном из самых южных отрогов Ливанских гор.
Ангел был послан «к деве, обрученной мужу по имени Иосиф, из дома Давидова» (1:27). Иосиф был потомком царя Давида, но царская линия переживала тяжелые времена. Иосиф был бедным плотником (Мф. 13:55), жившим в Назарете (Лк. 2:4).
Деву, к которой был послан ангел, звали Мария (1:27). «Мария» — греческий вариант еврейского имени «Мариамь«. Как и Иосиф, она была из рода царя Давида и тоже, очевидно, происходила из простой семьи. Мария была обручена с Иосифом (Мф. 1:18). В те дни многие женщины обручались в очень юном возрасте.
Когда исполняются Божьи намерения, среда и обстоятельства не имеют большого значения. Бог может использовать кого угодно где угодно. Этот отрывок также косвенно говорит о том, что не нужно ждать, пока вы станете старым и морщинистым, чтобы вас использовал Бог.
Божий ангел явился молодой девушке, чтобы возвестить ей о той помощи, которую она окажет в осуществлении божественного плана.
ОНА НЕ БОЯЛАСЬ РАЗМЫШЛЯТЬ
Ангел сказал Марии: «Радуйся, благодатная! Господь с тобой» (1:28). От cлов ангела она «смутилась» (1:29). Большинство людей в Библии трепетали, оказавшись лицом к лицу с небесным посетителем. Но вместо того чтобы прийти в ужас, она стала размышлять, «что бы это было за приветствие» (1:29). Мария была из тех, кто умеет думать. Позже мы прочтем, что она размышляла над событиями вокруг рождения Иисуса (Лк. 2:19). Она не боялась использовать разум, который дал ей Бог.
ОНА ВЕРИЛА В БОГА И ЕГО СИЛУ
Ангел продолжил:
«И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца» (1:31-33).
Юную Марию волновало не то, что должно было произойти в будущем. В ушах все еще звенели слова: «Зачнешь во чреве и родишь Сына». И она сказала ангелу: «Как будет это, когда я мужа не знаю?» (1:34).
На первый взгляд, это напоминает ответ Захарии, когда он не поверил ангелу, вследствие чего на девять месяцев лишился способности говорить (1:18, 20), — но Мария спрашивала не о том, будет ли это, а о том, как это будет. В нашем тексте подчеркивается, что она поверила ангелу (1:45).
Ангел ответил на ее вопрос «как«. Он сказал: «Дух Святой найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; поэтому и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (1:35).
Мария не просила знамения, но ангел все равно дал его ей: «Вот и Елисавета, родственница твоя, называемая неплодной, и она зачала сына в старости своей, и уже на шестом месяце» (1:36). И добавил: «Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (1:37). Именно этому ангел просил Марию верить — и она поверила (1:45). Именно этому должны верить и мы с вами, если хотим справиться с задачами, которые ставит перед нами жизнь.
ОНА ОБЛАДАЛА СМИРЕННЫМ ДУХОМ
Мария ответила: «Вот раба Господня; да будет мне по слову твоему» (1:38). Если и есть стих, который проясняет, почему Бог избрал Марию, то это он. Во-первых, обратите внимание на выражение «раба Господня». «Раба» — это рабыня, а женщины-рабыни часто были самыми презренными и забитыми, занимая положение еще ниже рабов-мужчин. Позже Мария пела: «Призрел Он на смирение рабы Своей» (1:48).
ОНА БЫЛА ПОКОРНА БОЖЬЕЙ ВОЛЕ
Посмотрите на вторую часть стиха 1:38: «Да будет мне по слову твоему». Вдумайтесь во все то, что стоит за этими словами. (Не забывайте, что Мария умела думать; она шла на это с открытыми глазами). Она молода, обручена — и вдруг беременеет. Ее будущий муж наверняка заявит: «Это не мой ребенок!»
Нам даже трудно понять всю опасность ее ситуации в таком городишке, как Назарет. Вообразите взгляды, перешептывания, сплетни и кривотолки. Она могла бы даже поплатиться жизнью, ибо закон гласил, что обрученную женщину, которая совершила прелюбодеяние, следует побить камнями до смерти (Втор. 22:23, 241). В Ветхом Завете из всех грехов, заслуживавших наказания смертью, женщине было труднее всего отрицать грех прелюбодеяния, когда в результате наступала беременность. Найти пару свидетелей против нее (Втор. 17:6; 19:15) не составило бы особого труда; достаточно было бы двоих-троих первых встречных, увидевших Марию на шестом или седьмом месяце беременности.
Мария наверняка знала обо всех последствиях. И все же она сказала ангелу: «Да будет мне по слову твоему». Другими словами, «Если этого хочет Бог, да будет так». Она была покорна Божьей воле. Вот такого человека может использовать Бог — будь то мать, отец, сын или дочь.
После того как «отошел от нее ангел» (1:38), Мария «с поспешностью пошла в нагорную страну» (1:39) к своей родственнице Елисавете. Уж кто-кто, а Елисавета поверит тому, что случилось с ней. Увидев Марию, «Елисавета исполнилась Святого Духа» (1:41) и «воскликнула громким голосом» (1:42): «Благословенна ты между женами и благословен плод чрева твоего! И от куда это мне, что пришла мать Господа моего ко мне?» (1:42, 43).
ОНА ЗНАЛА ПИСАНИЯ
Мария ответила замечательной хвалебной песней, которая начинается в стихе 46 и продолжается вплоть до стиха 55. Э.Хаузер пишет, что это короткое возвышенное поэтическое произведение — «одна из жемчужин Нового Завета». В этих десяти стихах содержится большая часть слов матери Иисуса, о которых у нас имеется письменное свидетельство.
Слова Марии напоминают нам песнь Анны в 1 Цар. 2:1-10. В песне Марии три главные темы: (1) что Бог сделал для нее (1:46-49), (2) что Бог сделал для всех людей — Он помогал беспомощным, смиренным и голодным (1:50-53) и (3) что Бог сделал для Израиля (1:54, 55). Последнее доказывало, что Бог всегда держит Свое слово!
Обдумывая сказанное Марией, мы поражаемся тому факту, что она знала Писания. В ее славословии отражены двенадцать ветхозаветных отрывков. Это было удивительно в те дни, когда посещать школы при синагогах разрешалось только мальчикам. Но продолжаем. Лк. 2 рассказывает о рождении Иисуса и приходе пастухов. Стих 19 говорит, что «Мария хранила все слова эти, размышляя в сердце своем».
ОНА БЫЛА СМЕЛОЙ
Приблизительно через сорок дней после рождения Иисуса Мария с Иосифом принесли младенца в иерусалимский храм, чтобы совершить жертву (Лев. 12:2-4, 6-8). Там человек по имени Симеон взял Иисуса на руки и рассказал обо всем, что совершит Младенец (Лк. 2:25-35). В его вдохновенных словах было и зловещее предупреждение Марии: «И тебе самой оружие пройдет душу…» (2:35).
Вдумайтесь в ту задачу, которая ожидала Марию. У Марии было, по меньшей мере, семеро детей — и самый старший из них был Сын Божий! Не могу даже представить себе, чего это стоило — быть ответственной за воспитание Божьего Сына. И вот, ко всему прочему, Симеон говорит ей, что в конце ее душу пронзит меч. Впереди ее ждало страшное горе!
Только смелая женщина могла встретить — и пережить — эти испытания. Мария показала свою смелость, с готовностью приняв последствия, которые могли ждать незамужнюю мать в те дни, когда подобное было почти неслыханным. Она и дальше демонстрировала мужество, принимая все, что было сопряжено с положением матери нашего Господа.
Эта истина помогает объяснить, почему Бог избрал бедную, неизвестную молодую женщину из неприметного, даже презренного селения, а не избалованную милашку из царского дворца. Богу нужен был сильный, крепкий физически и душевно человек. Можно сказать, что Богу нужен был твердый орешек. В период личного служения Иисуса ничего не говорится об Иосифе — только о Марии и ее детях. По мнению многих, это указывает на то, что Иосиф был старше Марии и умер еще до того, как Иисус начал Свою публичную деятельность. Вполне вероятно, что Марии пришлось одной растить семерых или более детей. Как некоторые из вас могут засвидетельствовать, это очень нелегко. Повторяю: Богу нужен был твердый орешек!
ОНА БЫЛА ГОТОВА ВЗЯТЬ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Твердость характера Марии связана с другой ее чертой, которой недостает многим: она была готова взять на себя ответственность.
Чтобы проиллюстрировать это, можно воспользоваться историей о двенадцатилетнем Иисусе (Лк. 2:41-51). Потеряв Иисуса, Иосиф и Мария обыскали весь Иерусалим. Ведь Бог поручил им заботиться о Нем. К сожалению, некоторые сегодня не хотят ни за что отвечать — ни в личной жизни, ни в браке, ни в семье.
ОНА ВЫРАЖАЛА УВЕРЕННОСТЬ В СВОЕМ СЫНЕ
Мы перескакиваем через восемнадцать лет в то время, когда Иисус начал Свое публичное служение. В самом его начале Мария с Сыном были на свадебном пиру в Кане. Когда там закончилось вино, Мария сказала Иисусу: «Вина нет у них» (Ин. 2:3). Затем она обратилась к служителям: «Что скажет Он вам, то сделайте» (Ин. 2:5). Она верила, что ее Сын справится с ситуацией.
Она проявила черту, которая нужна каждому родителю: она была уверена в своем ребенке и выразила эту уверенность.
ОНА БЕСПОКОИЛАСЬ О БЛАГОПОЛУЧИИ ДРУГИХ
В одном из немногих эпизодов, когда речь идет о Марии в следующие три с чем-то года, как можно понять, она беспокоилась, что Иисус недоедает (Мк. 3:20, 21). Она пришла с другими детьми, чтобы забрать Его домой (Мк. 3:3135). Этот случай выставляет Марию и ее семью не в лучшем свете; они явно не до конца понимали, кто был Иисус и какова была Его миссия. Тем не менее, здесь видно, что Мария заботилась о своем Сыне. Если у вас есть мать, которая беспокоится о вас, я надеюсь, вы благодарите Бога за заботливую мать.
ОНА БЫЛА ВЕРНА СВОЕЙ ЗАДАЧЕ — ДО КОНЦА
В этом месте повествования мы теряем Марию из виду — до креста. Вот как эту мучительную сцену описывает Иоанн:
«При кресте Иисуса стояли мать Его, и сестра матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев мать и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит матери Своей: «Женщина! Вот сын Твой». Потом говорит ученику: «Вот мать твоя!…»(Ин. 19:25-27).
Видите стоящую там Марию, взирающую на своего распятого Сына? Видите текущие по ее щекам слезы? Видите ее руки, как бы качающие дитя, когда она вспоминает, как прижимала к себе Его крошечное тельце?
На холме, называемом Голгофа, Мария, наконец, поняла слова, которые услышала много лет назад: «И тебе самой оружие пройдет душу» (Лк. 2:35). Рискуя утомить вас, я не могу не сказать еще раз, что Богу был нужен твердый орешек.
Остается последняя сцена: после смерти, погребения и воскресения Иисуса ученики ждали в Иерусалиме прихода Святого Духа и рождения церкви. Лука пишет, что там с учениками были Мария и братья Иисуса (Деян. 1:14). Братья уверовали; вера Марии расцвела пониманием.
Здесь мы должны оставить Марию. По одному невдохновенному преданию, она умерла в Иерусалиме, по другому — переехала с Иоанном в Эфес и умерла там. Мы не знаем, что с ней произошло. Бог открыл нам лишь то, что она была с церковью в волнующие первые дни ее существования, после чего опустил занавес на историю матери нашего Господа.
Почему Бог избрал Марию? Мы назвали несколько черт характера, которые, несомненно, помогли Марии справиться с почти невозможной задачей, которую Бог возложил на нее:
Она не боялась размышлять.
Она была благочестивой.
Она верила в Бога — и в Его силу.
Она была смиренной.
Она покорялась Божьей воле.
Она знала Писания.
Она была смелой.
Она была готова взять на себя ответственность.
Она выражала уверенность в своем Сыне.
Она беспокоилась о благополучии других.
Она была верна своей задаче — до конца.
Эти свойства характера помогут любому справиться с жизненными задачами. Что более важно, эти качества делают любого пригодным для того, чтобы быть использованным Богом и послужить Ему.
В завершение хочу вернуться к одному особому качеству Марии: «Она покорялась Божьей воле». Вспомните ее слова ангелу: «Да будет мне по слову твоему» (Лк. 1:38). Кен Джайр так комментирует ответ Марии:
«…ее решение было быстрым, а послушание полным. Она была готова покориться Богу. Несмотря на вопросы, которые это вызовет. Или поднятые брови. Несмотря на цену, которую придется заплатить. Или последствия. Несмотря не то, что это могло означать утрату доброго имени. Или человека, которого она любила.
Даже саму жизнь….Из всех положительных качеств, которыми обладала эта молодая женщина, наверное, именно это «несмотря» сделало ее наиболее подходящей для задачи воспитания [Иисуса]…«
А вы готовы повиноваться своему Господу — несмотря на цену, несмотря на последствия? Если да, значит вы тоже будете таким человеком, которого может использовать Бог в Своем деле.