Объяснение Евангелия

Давайте посмотрим правде в глаза: слово «Евангелие» в христианском общении сегодня используется довольно свободно – настолько, что его весомое значение может быть утеряно или, по крайней мере, приглушено. Чтобы понять благую весть Евангелия, мы должны сначала осознать значение этого слова «весть». В конце концов, именно оно отличает христианство от всех других религий.

Христианство, по сути, не является добрым советом. Это объявление доброй вести.

Вам не нужно учиться в семинарии, чтобы понять Евангелие. Вам не нужно быть в служении, чтобы понять Евангелие. Вам даже не нужно быть христианином в течение пяти минут, чтобы понять Евангелие достаточно хорошо, чтобы донести его до других.

Все, что вам нужно понять, это то, что 2 000 лет назад произошло вторжение. Небеса пришли на землю в лице Иисуса, и Он открыл новое Царство. В течение 33 лет Он жил жизнью непоколебимой, совершенной верности Богу Отцу. Он жил той жизнью, которой мы, как бы ни старались, не можем жить. И потому что Он любит нас, Он умер той смертью, которую мы заслужили. Как верующий в Иисуса, я могу знать, что на кресте с Ним поступили так, как будто Он прожил мою грешную жизнь, чтобы со мной поступили так, как будто я прожил Его праведную жизнь.

И тогда Иисус был похоронен. До тех пор, пока не был – потому что через три дня Он встал и вышел из Своей гробницы. Теперь каждый, кто обращается от своего бунтарства – будь то явно нечестивого или утонченно «религиозного» – и доверяет Иисусу, соединяется с Ним в этой и следующей жизни. Верующие однажды воскреснут в новых телах, подходящих для новой, воскрешенной земли. Мы войдем в радость нашего триединого Господа – Отца, Сына и Святого Духа – и будем вечно править под Его началом как короли и королевы вселенной.

В эпоху скептицизма это может показаться надуманным, как сказка для легковерных детей. Слишком хорошо, чтобы быть правдой. Но эта новость полностью правдива. Просто она не заслужена – более того, она несправедлива. Как говорится в одной песне, «Почему я должен получить от него награду? Я не могу ничего дать взамен».

Но милосердие никогда не бывает справедливым. Поэтому оно и называется милосердием.

Одно Евангелие, две точки зрения

Я пастор в Ричмонде, штат Вирджиния, и есть вещи о моем городе – размер, планировка, плотность населения и так далее – которые я могу лучше всего узнать с высоты полета самолета. Есть много других вещей, которые я могу лучше узнать, прогуливаясь по Брод-стрит. Обе точки зрения полезны и даже необходимы для понимания Ричмонда. Вид с уровня улицы без воздушной перспективы, которая его обрамляет, или вид с воздуха без перспективы с уровня улицы, которая его заполняет, неизбежно даст усеченную систему координат. Конечно, мы говорим только о географии – историю и культуру Ричмонда, например, нужно изучать другими способами, – но неспособность увидеть город с разных сторон создает одномерную, искаженную картину.

Точно так же, как отметил Мэтт Чандлер, Евангелие можно с пользой наблюдать с двух библейских точек обзора: «в воздухе» и «на земле». Как в Вирджинии нет двух столиц, так нет и двух Евангелий. Есть одно, на которое мы можем смотреть с двух сторон.

Евангелие «в воздухе» – это всеобъемлющая история от Бытия до Откровения, которую можно свести к нескольким сюжетным моментам (например, творение, грехопадение, искупление и новое творение). Евангелие «на земле», тем временем, раскрывает, как это эпическое повествование становится благой вестью для таких грешников, как мы (например, рассматривая Бога, человечество, Христа и наш ответ).

В начале этой статьи я предложил краткое изложение евангельской истории. Но мы можем наполнить ее еще больше. Возможно, один из способов синтезировать лучшее из этих взаимодополняющих перспектив – «в воздухе» и «на земле», «широкий объектив» и «зум-объектив» – это рассмотреть евангельскую историю в четырех движениях: Правитель, Восстание, Спасение и Ответ. Я надеюсь, что это более глубокое погружение обеспечит богатый контекст, с помощью которого вы сможете поделиться своей верой.

Правитель

«В начале сотворил Бог…» (Быт. 1:1). Библия открывается самым главным утверждением истории о реальности.

Бог создал, поддерживает и управляет всем, что существует. Вопреки культурным заблуждениям, Он не Санта на небе, не космический торговый автомат, не раздражительный прапорщик, не отец-бездельник. Он – Царь славы и Господь любви. Он – вечное сообщество личностей, Отец, любящий Своего Сына в радости Святого Духа. И поскольку этот любящий и радостный Бог есть Троица – один Бог, вечно существующий в трех лицах, – любовь лежит в основе вселенной.

Этот триединый Бог создал человечество – вас и меня – по Своему образу и подобию, чтобы мы познали Его любовь и наслаждались ею. Мы были созданы Богом (что означает, что только Он владеет нами) и для Бога (что означает, что только Он удовлетворяет нас). Человеческие существа были специально созданы для того, чтобы найти смысл, удовлетворение и жизнь в нашем Творце, а не в успехе, популярности, отдыхе, романтике, самосовершенствовании.

Разве это история вашей жизни – быть полностью удовлетворенным в своем Создателе и ценить Его превыше всего? Это точно не история моей жизни.

Что произошло?

Бунт

Мы ищем любовь не в тех местах, потому что в наших сердцах что-то пошло не так. Это повторяет то, что произошло, когда наши первые родители, Адам и Ева, отвернулись от Бога и решили сами править, расколов Его творение и ввергнув носителей Его образа в пучину греха. Вместо того чтобы жить для нашего Создателя, мы живем для себя. Щупальца греха деформировали наши сердца и исказили нашу любовь. Каждый из нас по своей природе и по своему выбору восстал против Господа любви.

Легко думать о грехе как об относительно незначительной вещи, возможно, о внешнем озорстве или о чем-то вроде небесного штрафа за парковку. Но когда Библия говорит о грехе, она говорит о «космической измене» – восстании против самих небес.

Нам крайне важно понять две истины о природе греха.

1. Грех больше связан с отношениями, чем с поведением.

Когда Адам и Ева восстали против Бога, это был не просто поведенческий проступок. Это было предательство на уровне сердца. Мы изменяли своему Создателю, поэтому грех Израиля в Ветхом Завете так часто описывается в терминах духовного прелюбодеяния. Мы отчаянно пытались строить свою жизнь вокруг других вещей – чего угодно, только не Его. Мы брали хорошие дары и превращали их в заменители Дарителя.

2. Грех скорее вертикальный, чем горизонтальный.

Хотя его горизонтальные последствия разрушительны, грех, по сути, является вертикальной проблемой. Давид, «муж по сердцу [Божьему]» (1 Цар. 13:14), хорошо признается в затруднительном положении всех нас: «Беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал» (Пс. 50:5-6; ср. Быт. 39:9; Лк. 15:21).

Вот что интересно: «грех» – это единственное существительное в английском языке, которое имеет большую форму единственного числа. «Грех» – это большая категория, чем «грехи». Таким образом, на самом глубоком уровне справедливо утверждение, что мы грешны не потому, что грешим – мы грешим потому, что мы грешники.

Но бывает и хуже. Подумайте вот о чем: результатом нашего «эгоцентризма» и идолопоклонства является не что иное, как катастрофическая пропасть между нами и Богом. «Беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лицо Его от вас, чтобы не слышать» (Ис. 59:2). Мы нарушили Божий замысел о нас, носителях Его образа, и поэтому мы отрезаны от конечного Источника жизни и любви. И когда мы умираем, наступает время справедливости: «Человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9:27).

В результате нашего греха мы справедливо находимся под Божьим гневом – Его святым и решительным противостоянием злу. «Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим. 8:31) – спрашивает Павел верующих. Но верно и обратное, для тех, кто вне Христа: если Бог против вас, то кто может быть за вас?

Итак, если вы постигли Евангелие, насколько хорошим вы должны быть, чтобы попасть на небеса? Вот ошеломляющий ответ: настолько, насколько хорош Бог. Только те люди, которых Бог считает совершенными, могут жить с Ним вечно.

Конечно, необходимость в нравственном совершенстве – это всегда плохая новость. Оставленные на произвол судьбы, мы стоим на краю пропасти безнадежного будущего в аду – не просто отсутствие Бога, но присутствие Его правого и доброго правосудия.

Вот как Павел объясняет это ефесянам:

И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие. (Еф. 2:1-3)

Однако вместо титров Павел продолжает: «Но…»

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что вся ваша вечность зависит от этого одного маленького слова?

Спасение

В истории произошло нечто, что изменило траекторию спасения тех, кто полагается на Иисуса, и вот решающее «но»: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены» (Еф. 2:4-5).

После многовекового восстания Божьего народа Божий Сын – вторая личность вечной Троицы – стал эмбрионом, младенцем, подростком, мужчиной. Мы не могли добраться до Бога, поэтому Бог пришел к нам (Евр. 2:14-15). В течение 33 лет плотник из Назарета жил жизнью непрерывной преданности и послушания своему Небесному Отцу. Он молился многими молитвами, но ни разу не молился молитвой исповедания, потому что у Него никогда не было греха, который нужно было исповедовать.

Иисус жил жизнью нравственного совершенства, которую не смог прожить Адам, не смог прожить Израиль и не смогли прожить мы с вами.

Долгожданный Мессия Израиля стал «послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2:8). Тот, Кто установил закон, исполнил его, а затем умер за тех, кто его нарушил. Создатель закона стал его исполнителем и умер за нарушителей закона.

Мы подошли к раскаленному добела центру христианской веры: смерти Иисуса Христа. На кресте Бог наказал Своего Сына, Который совершенен, за грехи тех, кто не совершенен.

Но это не единственное, что произошло. Если бы Бог только отменил наш грех, то это просто вернуло бы нас к нулю.

Подумайте об этом так: в обычном чемпионате НБА 82 игры. Ни одна команда никогда не добивалась идеального сезона – одного без единого поражения. «Но подождите», – может возразить какой-нибудь болельщик. – «У моей команды сейчас 0:0. Это же идеальный сезон – мы не проиграли ни одной игры!».

Мы справедливо закатим глаза. «Ваша» команда не проиграла, потому что не сыграла все свои игры. Чтобы провести идеальный сезон, нужно никогда не проигрывать и всегда побеждать – до самой последней игры.

В Эдемском саду у Адама и Евы был моральный рекорд – 0:0. Они не согрешили, поэтому были «непобедимы». Но они также не достигли праведности на протяжении всей жизни, так что это не был «идеальный сезон». И когда они отвернулись от Бога, они стали духовными банкротами. Они опустились до 0-82 – нравственный рекорд, который мы сейчас наследуем.

Однако в середине истории один человек собрал беспрецедентный рекорд: 82-0.

Продолжая иллюстрацию, вот в чем суть: если бы Иисус заплатил только за наши грехи, наш моральный рекорд был бы 0-0. Но на кресте Иисус не только поглотил наши 82 поражения, Он также отдал верующим Свои 82 победы, подтвержденные Его пустой гробницей (Рим. 4:23-25). Таким образом, наш рекорд в одно мгновение изменился с 0-82 на 82-0. В глазах святого Бога мы теперь выглядим так, как будто не сделали ничего, чтобы оскорбить Его, и все, чтобы угодить Ему.

Павел говорит об этом так, ссылаясь на Христа: «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:21). На кресте Бог поступил с Христом так, как если бы Он прожил греховную жизнь верующего, чтобы Он мог поступить с нами так, как если бы мы прожили безупречную жизнь Христа. Неудивительно, что богословы называют это «сладким обменом».

Что это означает на практике, когда мы постигаем Евангелие для себя и других? Говоря словами пуританина Ричарда Сиббса, «во Христе больше милосердия, чем греха в нас». Неважно, кто вы и что вы сделали, услышьте великолепную новость: в Иисусе больше милосердия, чем греха в вас.

В наше культурное время очень важно понять, что Иисус умер не только для того, чтобы поднять нашу самооценку или подать моральный пример. Такая точка зрения, какой бы благонамеренной она ни была, принижает Его поступок. Он опустился, чтобы занять наше место на кресте, потому что мы стремимся занять Его место на троне. Мне нравится, как Джон Стотт объясняет это:

Можно сказать, что концепция замещения лежит в основе как греха, так и спасения. Ибо суть греха в том, что человек подменяет собой Бога, а суть спасения в том, что Бог подменяет собой человека. Человек утверждает себя против Бога и ставит себя туда, где заслуживает быть только Бог; Бог жертвует Собой ради человека и ставит Себя туда, где заслуживает быть только человек. Человек претендует на прерогативы, принадлежащие только Богу; Бог принимает наказания, принадлежащие только человеку.

Аминь. И все же мы должны быть осторожны, представляя Евангелие, чтобы не оставить Иисуса висеть на кресте.

После Его смерти Его истерзанное тело было помещено в «надежную» гробницу (Матф. 27:65-66), чтобы о Нем больше никогда не слышали. Только вот о Нем снова услышали – потому что сила смерти не могла подавить Автора жизни (Деян. 2:24; ср. 3:15). И вот, как Он и обещал, на третий день Он вышел из гробницы.

Когда мы готовимся поделиться своей верой, воскресение не является «дополнением» к евангельской истории, потому что без него нет евангельской истории. Воскресив Иисуса из мертвых, Бог публично подтвердил, что Его жертва на кресте была принята, став справедливой и полной платой за грех. Если в Страстную пятницу чек на искупление был подписан, то в Пасхальное воскресенье чек был погашен.

И однажды тот же Иисус – Который умер, воскрес, вознесся на небо и ходатайствует за Свой народ – вернется. Те, кто не доверял Ему, получат правосудие, те, кто доверял, – получат милость. Наша конечная надежда как христиан – это не эвакуация с этой земли, а ее восстановление. Искупленный Божий народ унаследует переделанный мир, не омраченный бичом греха. Вот почему Писание изображает наш будущий дом в конкретных, материальных терминах – «новое небо и новая земля» (Ис. 65:17; ср. 2 Пет. 3:13; Откр. 21:1-4). Вопреки распространенному мнению, мы не будем парить вокруг, играя на золотых арфах с пухлыми ангелочками. Мы будем бегать, работать, играть, петь, смеяться, отдыхать и наслаждаться бесконечными чудесами нашего доброго и прекрасного Бога.

Ваш ответ

Когда вы проезжаете по платному шоссе и общаетесь с человеком в будке, является ли это значимым опытом? Не совсем. Это деловая операция: вы платите деньги, а он поднимает шлагбаум. Вы делаете свою часть работы, он – свою.

Стать христианином, друг, не так. Это не холодная сделка. Это больше похоже на вступление в брак – очень личный союз. Ты бросаешься к Иисусу за милостью, а Он ловит тебя и не отпускает.

Итак, постигая это Евангелие, которое мы стремимся передать другим, мы можем быть готовы ответить на самый важный вопрос: «Что я должен делать, чтобы быть в ладу с Богом?»

1. Обратиться

Во-первых, мы обращаемся от греха. Мы умеем исповедовать зло других, но больше всего нас должно сокрушать наше собственное зло. В этом и заключается смысл покаяния – изменить свой разум и повернуться лицом к Богу, развернуться на 180 градусов и перестать жить для себя.

2. Доверять

Во-вторых, мы доверяем Иисусу Христу. Мы говорим «нет» греху и «да» Ему, принимая то, что Он совершил для нас, и Его нерушимое обещание простить. В конце концов, покаяние и вера – это две стороны одной медали.

3. Сокровище

Мы также дорожим Иисусом. Технически, это не третий шаг – это следствие второго. Но его стоит подчеркнуть, потому что многие «принимают» Христа так же, как принимают, скажем, руку. Принятие Евангелия подразумевает принятие Иисуса как Господа, Спасителя и Сокровища.

Это означает, среди прочего, что Иисус Христос – это бесконечно больше, чем просто пропуск в рай. Он – живая личность, за которой нужно следовать, поклоняться, лелеять и наслаждаться. Познание Его – единственный способ восстановить правильные отношения с Богом, для Которого мы созданы (Иоанна 14:6; 17:3). Через Него мы можем испытать радость прощения, помощь Святого Духа и надежду на грядущий мир.

Ни один человек не спасется, если примет крещение, пойдет в церковь, будет делать репосты христианских высказываний, помолится молитвой, подпишет открытку, пройдет по проходу или бросит полено в костер в летнем лагере. Критический вопрос, стоящий перед каждым из нас, проходит мимо всего внешнего, потому что он нацелен в самое сердце: Полагаетесь ли вы прямо сейчас на одного Иисуса в своем положении перед Богом?

Евангелие требует ответа. «Теперь день спасения», – настаивает Павел (2 Кор. 6:2). Делясь своей верой, давайте призывать людей откликнуться на требования Христа и привести их к этому вечно важному моменту принятия решения.

Это величайшая из когда-либо рассказанных историй, и каждый может принять в ней участие.

_____________________

Источник: ru.thegospelcoalition.org

Мэтт Сметерст
Редактор и колумнист на The Gospel Coalition и автор нескольких книг.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *