Псалом 87 называют одним «из самых печальных псалмов и одна из самых безрадостных песен». Слова этого псалма образуют тихий непрерывный плач. «Мы встречаемся с самыми сильными проявлениями человеческой скорби и страдания».
Случаются ли в жизни такие времена, когда в молитве мы просто изливаем перед Богом свою душевную боль? Да, и псалом 87 является примером такой молитвы. День казался псалмопевцу настолько хмурым, а будущее таким мрачным, что его молитва стала самым унылым и печальным псалмом во всей Псалтири. Он является поэтическим выражением чувств человека в состоянии глубокого душевного страдания. Начатый и завершенный словами печали, псалом напоминает горестный вопль отчаяния.
«Кажется, что автор использует самые мрачные и горькие выражения для описания своей безнадежной ситуации. Ему кажется, что у него нет выхода – он словно лежит в одиночестве в палате для неизлечимо больных. Оттуда его могут увезти только в морг; рано или поздно лицо его накроют простыней и увезут на тележке, и это лишь вопрос времени». (МакДональд)
Один исследователь Библии предположил, что автор псалма на протяжении долгого времени страдал от какой-то ужасной болезни, возможно, от проказы или паралича. Эта болезнь стоила ему друзей, которые больше не могли переносить его вида. И вот он стоит на пороге смерти. Он не жалуется на нападки врагов и не исповедуется ни в каких грехах, но все же считает свои продолжительные страдания результатом Божьего гнева. Псалом представляет собой один протяжный, отчаянный стон без изменения темы или настроения.
Согласно подзаголовку, данный псалом относится к скорбным песням из собрания, которое было составлено и использовалось сынами Кореевыми. Написан он для начальника хора. Далее мы читаем: «На Махалаф для пения». Что значит «Махалаф», мы не знаем. Очевидно, псалом 87 был написан известным мудрецом, о котором упоминается в 3 Цар. 4:31, или рассказывает историю его жизни. Псалом назван «учением», то есть предназначался для назидательных целей.
Псалом показывает, как поступает верующий, когда, кроме Бога, ему не к кому обратиться. Молитва не является последним средством, но временами все, что мы можем делать, – это молиться. Когда наше состояние безнадежно и никто не может нам помочь, нам остается только рассказать об этом Богу и просить помощи у Него. А Он пусть поступает, как знает. Именно в таком положении оказался псалмопевец. Находясь в плачевном состоянии, он обратился в молитве к Богу, описывая свою боль и моля о помощи.
Псалмопевец показывает, что у вас остается, когда, как вам кажется, у вас не осталось ничего. Он оплакивает свою жизнь перед лицом отчаяния, тьмы и смерти.
Когда вы потеряли здоровье, лишились друзей, а небеса хранят молчание, что же остается?
Давайте посмотрим.
Во-первых,
Вы можете молить Бога, у вас есть молитва (ст. 2–10)
Псалом раскрывает перед нами важную истину: мы всегда можем молиться. У автора псалма остается вера, которую он выражает, призывая Бога.
«Господи, Боже спасения моего! днем вопию и ночью пред Тобою:
да внидет пред лице Твое молитва моя; приклони ухо Твое к молению моему,
ибо душа моя насытилась бедствиями, и жизнь моя приблизилась к преисподней.
Я сравнялся с нисходящими в могилу; я стал, как человек без силы,
между мертвыми брошенный, — как убитые, лежащие во гробе, о которых Ты уже не вспоминаешь и которые от руки Твоей отринуты.
Ты положил меня в ров преисподний, во мрак, в бездну.
Отяготела на мне ярость Твоя, и всеми волнами Твоими Ты поразил меня».
(2-8)
Эти стихи дышат на нас приближением смерти. Единственным лучиком света для автора является его знание того, что Бог есть Господь спасения. Он молится Ему, находясь на краю преисподней. Его прежние друзья уже смотрят на него, как на мертвеца, сходящего в могилу. Мертвые перестают получать земные благословения от Бога; они отринуты от руки Его.
Обратим особое внимание на слова «пред Тобою». «Это ясное указание на то, что у всех стенаний автора было четкое направление и цель. Его плач был не греховным сетованием, а взыванием благочестивого сердца к Господу и Спасителю». (Чарльз Сперджен)
Чарльз Сперджен комментируя данные стихи, добавляет:
«Несчастному автору казалось, что Бог отринул его, поразил его десницей Своей и предал его наказанию вместе с осужденными на вечные муки. Он стенал, чувствуя, что рука Господня отошла от него и что он отлучен от Источника жизни. Вот что такое настоящая горечь. Удары человека — пустяк и ничто по сравнению с ударами жезла Господня, сокрушающего сердце благочестивого человека. Для сердца нет ничего ужаснее, чем осознание божественной немилости и неудовольствия».
Псалом уникален по своему использованию разнообразных синонимов слова «могила» и связанных с ней понятий. «Преисподняя», по еврейски шеол (ст. 4), – значит «могила». Слова, переведенные «могила» (ст. 5), «мертвые» (ст. 6, 11) и «гроб» (ст. 6), – это уже другие слова, сходные по значению со словом «преисподняя«. В стихе 7 появляется слово «ров» вместе с прилагательным «преисподний«, добавляются слова «мрак«, «бездна«. В стихе 12 вновь употребляется слово «гроб» и появляется слово «тление» (евр. абаддон), а стих 13 содержит иную форму слова «мрак» вместе с горьким определением: «земля забвения«.
«Ты удалил от меня знакомых моих, сделал меня отвратительным для них; я заключен, и не могу выйти.
Око мое истомилось от горести: весь день я взывал к Тебе, Господи, простирал к Тебе руки мои».
(9,10)
Оставшись без друзей, псалмопевец очень страдает. Иов столкнулся с такими же переживаниями (Иов 2:9, 10; 12:4; 16:1–4). Знакомые оставили его, для них он стал мерзостью. Единственный, к кому он может обратиться, – это Господь.
Во-вторых,
Вы можете положиться на Бога, у вас есть Его обетования (ст. 11–19)
Этот псалом также показывает нам, что у нас есть Божьи обетования. Сама молитва является выражением веры автора псалма. Человек, у которого полностью отсутствует надежда и вера, не станет утруждать себя и молить Бога о помощи. Псалмопевец твердо верит, что Бог отвечает тем, кто уповает на Него. Поэтому он рассказывает о себе Богу.
«Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут, и будут славить Тебя?» (ст. 11).
Автор боится, что может так и умереть, не получив милости. Может быть, Бог собирается воскрешать умерших, чтобы они славили Его?
«или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя — в месте тления?
разве во мраке познают чудеса Твои, и в земле забвения — правду Твою?»
(12,13)
Может, Бог ждет, когда псалмопевец окажется в могиле, чтобы тогда проявить милость Свою к нему? Не будет ли это слишком поздно? Неужели Бог забыл об обетованиях, данных праведным? Место абаддон, в стихе 12 названное местом тления, – это еще одно слово, означающее могилу.
«Но я к Тебе, Господи, взываю, и рано утром молитва моя предваряет Тебя.
Для чего, Господи, отреваешь душу мою, скрываешь лице Твое от меня?
Я несчастен и истаеваю с юности; несу ужасы Твои и изнемогаю.
Надо мною прошла ярость Твоя, устрашения Твои сокрушили меня,
всякий день окружают меня, как вода: облегают меня все вместе.
Ты удалил от меня друга и искреннего; знакомых моих не видно».
(14-19)
Несмотря на то, что молится он часто, с утра до вечера, он так и не получил ответа. Он страдает давно и не знает облегчения. Он чувствует себя отрезанным от людей и от Бога. «Почему?» – вопрошает он Бога. Эта молитва напоминает нам Иисуса, висящего в агонии на кресте и вопрошающего Отца, почему Тот оставил Его. Псалмопевец считает, что Бог скрывает от него Свое лицо.
Такое впечатление, что автор всю свою жизнь мучился от боли. Пораженный в дни юности, он изнемогает, медленно умирая. Каждый день он испытывает испепеляющий гнев Божий, окружающий его подобно бурным водам. Из-за болезни и наказания, друзья оставили его.
Автор не услышал ответа с небес. Рука Божья даже не пошевелилась в ответ на его молитвы. Однако он знает, что Божьи обетования все еще поддерживают его.
Так заканчивается самый печальный из псалмов. Если вы удивляетесь, почему он был включен в Библию, то давайте послушаем свидетельство Дж. Н. Дарби. Он сказал, что было время, когда только этот отрывок Писания мог помочь ему… он видел, что кому-то до него было так же плохо: «Во всей Библии есть только один такой псалом, так что данный опыт довольно редок, но он дает уверенность даже самым отчаявшимся в том, что Бог не оставит их».
В псалме 87 мы слышим, как человек изливает душу свою Богу. Он был болен, оставлен друзьями, без видимой надежды и без ответа на молитвы. Он не знал, что делать, кроме как продолжать молиться. Он видел в Боге Господа спасения.
Какова же главная мысль этого псалма?
Иногда в нашей жизни нам не на что больше опереться, кроме как на молитву и Божьи обетования. Временами в ответ на наши просьбы небеса хранят молчание. Но вспомните о нашем Господе, когда Он молился на кресте: «Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Мк. 15:34). Если бы Бог ответил положительно на Его просьбу в саду («Да минует меня чаша сия» Мф. 26:39), никто из нас не получил бы спасения. На некоторые молитвы невозможно получить положительный ответ.
Стивен Лоусон проницательно добавляет:
«И хотя мы часто радуемся жизни на горных вершинах, нам никак не избежать темных долин. Это относится к жизни любого христианина. Наша плачевная песнь показывает, как трудно иногда бывает истинным верующим. Перед лицом скорбей Божьим детям часто приходится, несмотря ни на что, твердо верить Богу. Данный псалом, несомненно, чрезвычайно мрачный — тем не менее, он отражает реальные переживания, знакомые многим. В такую трудную минуту мы должны обращаться к Господу и просить у Него силы. Как же это чудесно — знать, что довольно Его благодати!»
Эта молитва, этот псалом, без всякого сомнения, включена в Псалтирь, чтобы побудить нас обращаться к Богу, когда мы чувствуем себя покинутыми. Во дни мрака и мучений мы можем молиться, уповая на Его обетования.