Майк Уилкерсон переплетает историю библейского исхода с историями из жизни людей, сломленных грехом и зависимостями, чтобы показать глубину христианского искупления.

Каждая глава рассказывает об одном из эпизодов Исхода, а истории из душепопечительской практики автора подтверждают, как израильтяне тысячи лет назад и мы сегодня нуждаемся в искуплении. Так шаг за шагом, проливая свет Евангелия в тьму людского рабства, он доказывает, что в познании Иисуса Христа лежит свобода от идолов и ран греха. Это путь к исцелению ради того, чтобы жить жизнью, предназначенной нам Богом, — в поклонении Ему.

Книга основана на материалах, подобранных Майком Уилкерсоном и его коллегами-пасторами для помощи членам его церкви в борьбе с различными страданиями. Так сформировались «группы искупления» и со временем разрослись в целое служение, которое сегодня помогает с душепопечением многим церквам.

«Искупление» станет хорошим инструментом для вас исследовать собственное сердце. Главы заканчиваются ссылками на библейские отрывки, которые автор советует внимательно перечитывать, и вопросами для размышления. Благодаря этому книга также хорошо подойдет для коллективного чтения и обсуждения в малых группах или в ходе душепопечительских бесед.

Пол Трипп так говорит о об этой книге:

«Прекрасный благовестнический труд, полный примеров из жизни людей, изведавших страдания. Эта глубокая богословская книга наглядно показывает преображающую силу Евангелия, а также искушения, которые мешают нам увидеть и познать эту силу во всей полноте. Ее следует распространять по всему миру. На мой взгляд, еще никому не удавалось то, что удалось Уилкерсону. Он сделал поистине большой шаг вперед в деле евангельской помощи нынешнему сокрушенному поколению. Браво!»

Рекомендуем вам эту книгу к прочтению. И поэтому, представляем вашему внимаю небольшой отрывок из этой замечательной книги:

ВСЕВИДЯЩИЙ И ВСЕЗНАЮЩИЙ БОГ

Почему Господь медлил четыре с лишним сотни лет, прежде чем освободить Израиль? Этого мы не знаем, но сам факт промедления отнюдь не противоречит ни Божьей мудрости, ни благости, ни милосердию. Когда Бог вмешивается в ход событий, у нас не остается ни тени сомнения: Он слышит вопли Своего народа и полон сострадания к нему.

«Израильский народ по-прежнему был вынужден тяжко трудиться. Они взывали о помощи, и Бог услышал их. Бог услышал их молитвы и вспомнил о Соглашении [завете], заключенном с Авраамом, Исааком и Иаковом. Бог увидел страдание израильского народа и знал…» (Исх. 2:23–25, РСП)

«Бог знал» — обыкновенные, на первый взгляд, слова имели глубокий смысл для первых читателей. Они значили не простую осведомленность об их положении, а то, что Бог глубоко, лично, сокровенно знал Свой народ и сострадал ему. Он переживал за израильтян и огорчался из-за того, что им отказано в главной привилегии — быть носителями образа Божьего. Комментируя этот отрывок, Уильям Эдгар пишет:

«Быть познанными Богом — значит быть любимыми и пребывать в наилучшем из всех возможных положений, ибо теперь бремя несет на Себе Бог, а не люди. Знание здесь означает полное принятие и готовность вступиться»

Этот отрывок во второй главе Исхода отражает Божий характер, в частности, Его готовность вмешаться. Как знание в данном контексте не простая осведомленность, так и память о завете с народом не простое воспоминание — это шаг к действию. Израильтяне были Божьим народом, поэтому фараон не мог поступить по-своему.

Бог не бессловесное, далекое, холодное и бесстрастное божество. Он слышит стенания Своего народа. Он знает его страдания. Он исполнит обещание и освободит их. Бог воззвал к Моисею из горящего куста и сказал: «Я увидел
страдание народа Моего… Я знаю скорби его и иду избавить его от руки египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную» (Исх. 3:7, 8).

Как свидетельствует история исхода, Бог освободил Свой народ, послав ему избавителя, Моисея, выходца из того же народа. Моисей — прообраз Искупителя рода человеческого, самого Бога, ставшего одним из нас в лице Богочеловека Иисуса Христа. Он сошел с небес, чтобы возвысить нас. Иисус — наивысшее  воплощение Божьего сострадания к Своему народу и залог того, что Бог действительно понимает нашу боль. Иисус испытал муку, подобную той, что сегодня испытываем мы. Иисус, как и мы, родился от бренного человеческого тела (Евр. 2:10, 17, 18). Он терпел поругание от грешников (Евр. 12:3). Его презирали и унижали. Муж скорбей, Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни, Его били, оплевывали и мучили (Ис. 53:3–6). Он познал душевные муки из-за предательства близких, Его собственных учеников. Иисусу хорошо известно гнетущее чувство, что тебя все оставили (Пс. 21:1; Мф. 27:46).

Христос не понаслышке знает, что значит страдать в одиночестве. В Гефсиманском саду, предвидя, что недалек тот час, когда Он окажется в руках палачей, Иисус сказал ученикам: «Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною» (Мф. 26:38). Он обратился с этой просьбой к близким друзьям, к тем, кто, без сомнения, при любых обстоятельствах остался бы рядом с Ним. Отойдя от них, Он пал ниц и стал молиться Отцу, а вернувшись, нашел самых близких друзей спящими. Его душу терзали мучения и страх перед грядущими страданиями на кресте и разобщением с Отцом. Душевные терзания Иисуса оказались настолько сильными, что Он исходил кровавым потом, апостолы же тем временем безмятежно дремали (Лк. 22:44). Как мы видим, даже самые преданные друзья Иисуса не проявили к Нему сострадания в ту ночь.

Христос также знает, как непросто смиряться с тем, что Бог по Своей мудрости допускает в жизни людей такую боль. Ему
известно, как трудно полагаться на Бога, который в силах остановить все это — но почему-то ничего не предпринимает. О чем молился Иисус той ночью в Гефсимании, пока Его лучшие друзья спали? Он умолял Бога: «Отче, если хочешь, пронеси эту чашу мимо Меня» (Лк. 22:42). Можно с уверенностью сказать: в Его голосе не было стоической покорности. Все Его существо противилось замыслу Отца, ведь Свою мольбу Он повторял трижды (Мф. 26:39, 42, 44).

Тогда, в Гефсимании, Иисус не первый раз горячо молился, вверяя Себя в руки Отца. Так же Он молился всю ночь напролет, перед тем как избрать Себе двенадцать апостолов (Лк. 6:12–16). Конечно же, Он просил мудрости, чтобы выбрать верных мужей, которые были бы готовы жить и умереть ради Божьего дела и оставались бы верны Ему всегда и во всем. На следующий день это произошло. И среди них оказался предатель — Иуда, донесший на Него, о чем Иисус знал заранее

Боюсь, окажись мы на Его месте, нам было бы сложно полагаться на Отца после ночи молитв (а теперь еще и другой такой же ночи), в результате которой рядом с нами оказался Иуда… На мой взгляд, всем нам свойственно разочаровываться в тех, кто, как нам кажется, нас подвел. Однако в ту памятную ночь в саду Иисус поступил иначе. Как бы ни сгущались обстоятельства вокруг нас, насколько бы непостижим ни был для нас их смысл — Бог Отец по-прежнему достоин доверия. Вера Иисуса и Его твердое упование на Отца в наиболее тревожный и тягостный момент жизни поистине неизмеримы.

Кстати, обратите внимание, чего Иисус не делал в столь критический момент: Он не закрывал глаза на всю мучительность Своего положения. Он не заглушал Свою боль с помощью вина или иного дурмана. Он не пытался ее отрицать. Более того, Иисус не маскировал ее избитыми фразами — мол, «все в руках Божьих». Он посмотрел в глаза боли и излил страдания в разговоре с Отцом. Душевные муки, которые Христос испытал в Гефсиманском саду, большинству из нас едва ли оказались бы по плечу. Но Иисусу предстояло пережить нечто большее: отречение
Петра, неправедные суды, издевательства, бичевание и, наконец, распятие.

Имя Иисуса связано с сильнейшими страданиями, ведь Он подвергся не только мучительной смерти, но и полному отделению от Отца (Мф. 27:46). Дело в том, что никто из нас не может до конца познать всю глубину перенесенных Христом страданий. Из Книги Исход мы знаем, что Бог не отворачивался от мучений израильского народа: Он всегда находился рядом, видел, слышал и знал их боль. Он призывает и нас поступать так же. Проблема не в том, что, как нам кажется, Бог оставил нас наедине с нашей бедой, а в том, что мы часто отказываемся взглянуть в глаза своей беде вместе с Ним.

 

Книгу можно приобрести — в Украине inlumine.org; в России Время Благодати

Поделиться
Написал Антон Иванов
Магистр практического богословия, автор статей, рецензент и блогер. Женат.