Если бы я спросил вас: “Откуда вы знаете, что вы христианин?” Как бы вы отреагировали?

Где вы ищете свою уверенность в спасении? Вы заглядываете внутрь себя? Обращаетесь ли вы в прошлое – возможно, к какому-то поступку или решению, которое вы приняли? Или вы смотрите за пределы себя? Однажды я писал об учении об уверенности в спасении, вере, которую Джон МакАртур справедливо называет “правом по рождению и привилегией каждого истинно верующего во Христа”. Сегодня я хочу связать это с другой темой, которая меня волнует. Я говорю о “возрождении принятия решений”, термине, который описывает многое из того, что мы понимаем под обращением в современном евангелизме.

Прежде чем мы обратимся к возрождению, основанному на принятии решений, мы должны сначала дать определение возрождению. Дж. И.Пакер подробно определяет возрождение как “…духовное изменение, произведенное в сердце человека Святым Духом, в котором его/ее изначально греховная природа изменяется, чтобы он/она мог с верой отвечать Богу и жить в соответствии с Его волей (Мф. 19:28; Иоан. 3:3,5,7; Тит 3:5). Это внутреннее воссоздание падшей человеческой природы милостивым суверенным действием Святого Духа (Иоан. 3:5-8). Это изменение приписывается Святому Духу. Оно исходит не от человека, но от Бога (Иоан. 1:12, 13; 1 Иоан. 2:29; 5:1, 4). Оно распространяется на всю природу человека, изменяя его руководящий характер, освещая его разум, освобождая его волю и обновляя его природу”. Проще говоря, возрождение — это действие Духа, посредством которого Он дает человеку новую природу, которая освобождает его волю и дает ему расположение к Богу. Это определение полностью реформатское и, следовательно, полностью библейское.

Обзор христианской доктрины выявил бы три преобладающих мнения о том, когда происходит возрождение. Обратите внимание, что каждая традиция будет иметь несколько иное определение этого термина.

Первый известен как возрождение при крещении. Римско — католическая традиция, а также традиция, которой придерживаются англиканские и лютеранские группы, считают, что возрождение происходит в момент крещения. Когда ребенок крестится, Святой Дух немедленно возрождает этого человека. Католический катехизис типизирует эту точку зрения: “Крещение не только очищает от всех грехов, но и делает неофита ”новым творением», приемным сыном Божьим, который стал «причастником божественной природы», членом Христа и сонаследником с ним, а также храмом Святого Духа». (Стр. 354, № 1265) Эта точка зрения была признана ложной подавляющим большинством протестантов, которые считают, что она подрывает простое учение Священных Писаний.

Вторая точка зрения состоит в том, что Святой Дух возрождает человека в то время, когда Бог избирает его. Мы могли бы назвать это “монергистическим возрождением”, чтобы указать, что оно зависит исключительно от Бога. Это возрождение не зависит от человека или от какого-либо желания или решения с его стороны. Дух движется в человеке, придавая ему новую природу и позволяя ему выразить веру и желание знать Бога и доверять Ему. Эта точка зрения тесно связана с кальвинизмом и реформатской верой, а также с ее высоким представлением о Божьем суверенитете.

Третья точка зрения-это та, которая нас интересует, и она подчеркивает принятие решения, отсюда и термин «возрождение через решение». Эта точка зрения, довольно позднее дополнение к христианству, была популяризирована Чарльзом Финни и в настоящее время является позицией большинства в евангелизме. С этой точки зрения, человек был «обработан» Духом до такой степени, что теперь способен верить в Бога, и затем он выражает эту веру в решении следовать за Господом. Когда он принимает это решение, он немедленно возрождается. Хотя решение является внутренним, оно часто выражается в молитве, физическом действии, таком как поднятие руки или поход к алтарю, или даже в чем-то таком простом, как пометка в карте принятия решения.

Джей Адамс пишет: “Огромное теологическое различие между современным евангелизмом и библейским евангелизмом зависит от этого основного вопроса, является ли истинная религия делом Божьим или человеческим. В лучшем случае, учение о ”возрождении через решение» приписывает новое рождение частично человеку, а частично Богу». Когда Бог и человек сотрудничают в деле спасения, становится важным апеллировать к человеческим эмоциям и желаниям и обеспечить человеческую реакцию на то, что Библия говорит нам о Божьем деле. Мы позволяем человеку играть роль Бога и решать за свое собственное спасение. Человек позволяет Духу войти в свое сердце через акт принятия решения, вместо того чтобы верить, что Дух совершает работу независимо от воли человека. Таким образом, возрождение через решение подавляет учение о том, что только Бог активен в спасении, в даровании жизни, и что человек совершенно беспомощен без Него.

Риск, на который мы идем, говоря людям, что они спасены после того, как они отметили карту или подняли руку, заключается в том, что мы знаем только то, что они приняли какое-то решение. Это решение может быть искренним и благонамеренным, но оно не обязательно указывает на то, что Дух возродил человека. Наследие Чарльза Финни в истории церкви в значительной степени связано с неудачами, с созданием масс людей, которые верили, что они христиане, но большинство из которых не показали тому никаких доказательств. Они были уверены в своем решении, которое они всегда могли рассматривать как веху в своей жизни, но, хотя они подняли руку и, без сомнения, чувствовали себя искренними, когда делали это, они никогда не обращались ко Христу. Почему они этого не сделали? Потому что Дух не совершил в них никакой работы, и они, таким образом, не были возрождены. Они пытались сделать себя верующими, а это задача, которую может выполнить только Бог. Та же проблема существует и сегодня. Когда мы говорим людям, что их решение свидетельствует об их спасении, мы можем дать им ложную надежду. Мы можем дать им уверенность, которую не должны давать мы. Библейская реальность такова, что Бог дает спасение тому, кому Он желает. “Ибо как Отец воскрешает мертвых и оживляет их, так и Сын оживляет, кого пожелает” (Иоан. 5:21).

В прошлом я тоже фокусировался на внешнем признаке веры человека в то, что он или она спасены, будь то отметка на карточке принятия решения или поднятие руки. Позже я заинтересовался другим аспектом евангельских обращений. В то время как я боролся с этим в течение некоторого времени, веб-сайт, который я посетил вчера, побудил меня написать об этом. Чтобы продолжить свое исследование по теме, о которой я скоро напишу, я посетил один сайт и отметил письмо, содержащееся на сайте, которое призывает людей обратиться к Господу. Она завершается следующей молитвой: “Отче, я признаю, что я грешник, и я отвернусь от своего греха и буду творить добро. Я верю, что Иисус был Твоим Сыном и что Он пришел сюда, чтобы умереть за меня, чтобы мои грехи были прощены. Я прошу тебя простить меня, и я покаюсь в своих грехах. Во имя Иисуса я молюсь”. Затем автор сайта пишет: “Если вы просто молились этой молитвой и думали об этом от всего сердца, тогда Бог узнает вас как одного из Своих”.

Что поразило меня в этом письме, которое довольно типично для содержания евангельского призыва к алтарю (и, на самом деле, я слышал много, много подобных призывов), так это то, что существует неоспоримо ясная человеческая потребность в спасении. Мы можем отметить, что молитва будет эффективной только в том случае, если человек говорит это от всего сердца.

Теперь, хотя все протестанты утверждают, по крайней мере теоретически, что спасение — это всецело акт Божий, следует признать, что к такому призыву о спасении добавляется человеческое требование: искренность. И поэтому я возвращаюсь к вопросу, с которого я начал эту статью. Когда вы ищете уверенности в своем спасении, куда вы смотрите? Найдете ли вы прибежище в искренности своей молитвы? Будете ли вы утешать себя, говоря: “Я имел в виду это от всего сердца”? Если вы находите прибежище в собственной искренности или в страсти, которую вы чувствовали много лет назад, когда молились молитвой, вы строите свою уверенность на шаткой почве.

Я уже стремился показать, что во многих отношениях современный евангелизм может создать атмосферу, в которой многие, считающие себя таковыми, могут иметь ложную уверенность в своем спасении. Исторически доказано, что система обращения и возрождения, основанная на принятии решений, создает многих, кто верит, что они христиане, но все же проявляют мало признаков обращения. Я, в частности, рассматривал заверения, данные людям на основе их искренности, например, в обращении, в котором говорится: “Если вы просто помолились этой молитвой и имели это в виду всем своим сердцем, тогда Бог узнает вас как одного из Своих”. Такое обращение зависит, по крайней мере, от одного человеческого фактора: искренности.

Сейчас я начну связывать это с уверенностью в спасении, начиная с трех утверждений.

Для христианина возможно и даже нормально испытывать уверенность в спасении.

Джон МакАртур называет уверенность в спасении “правом по рождению и привилегией каждого истинно верующего во Христа”. Эта уверенность не только возможна, но и должна быть обычным опытом для любого верующего во Христа. Рим. 8:16 учит, что уверенность в спасении является частью служения Святого Духа. “Сам Дух свидетельствует вместе с нашим духом, что мы дети Божьи…”

Мэтью Генри говорит следующее об этом стихе: “Но у освященных есть Дух Божий, свидетельствующий их духам, что следует понимать не как какое-либо немедленное экстраординарное откровение, а как обычную работу Духа, в утешении и посредством утешения, возвещающего мир душе. Это свидетельство всегда соответствует написанному слову и поэтому всегда основано на освящении; ибо Дух в сердце не может противоречить Духу в слове”. 2 Пет. 1:10 заходит так далеко, что повелевает нам добиваться этой уверенности. “Поэтому, братья, будьте тем более усердны, чтобы убедиться в своем призвании и избрании, ибо если вы будете практиковать эти качества, вы никогда не падете”. Однако еще более ясным, чем эти стихи, является 1 Иоан. 5:13. Когда Иоанн завершает это послание, он раскрывает свою цель при его написании. “Я пишу это вам, верующим во имя Сына Божьего, чтобы вы знали, что у вас есть вечная жизнь”. Бог счел нужным предоставить нам целую книгу в Библии, которая научит нас знать, что у нас есть вечная жизнь. Конечно, тогда мы можем согласиться с тем, что Бог хочет, чтобы у нас была уверенность в том, что мы Его дети.

Убедившись в том, что для христианина возможно и нормально испытывать уверенность в спасении, мы теперь переходим ко второму пункту, который кажется почти противоречивым:

Для нехристианина возможно и даже нормально испытывать ложную уверенность в спасении.

Предзнаменование одной из самых ужасных сцен, которые когда-либо переживет мир, разворачивается в Мтф. 7, в разделе, часто озаглавленном “Я никогда не знал Тебя”. “Не каждый, кто говорит мне: «Господи, Господи», войдет в Царство Небесное, но тот, кто исполняет волю моего Отца, который на небесах. В тот день многие скажут мне: «Господи, разве мы не пророчествовали во имя Твое, и не изгоняли бесов во имя Твое, и не творили много великих дел во имя Твое?» И тогда Я объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от меня, творцы беззакония”.» Когда наступит Страшный суд, многие будут потрясены, узнав, что они не являются истинно верующими. Они сойдут в могилу, уверенные, что спасены, но придут на суд и обнаружат, что они должны быть изгнаны из присутствия Иисуса. Это должно быть отрезвляющим для всех, кто считает себя христианами. Неудивительно, что Павел искал уверенности в своем спасении, заявляя в 2 Тим.1:12: “Я знаю, Кому я поверил, и я убежден, что Он способен охранять до того дня то, что было доверено мне”.

Конечно, поучительно взглянуть на основания для уверенности тех, кто только думает, что они истинно верующие. Мы рассмотрим это более подробно в нашей следующей статье, а пока обратите внимание на короткую фразу: “Разве мы не…” Из этих нескольких коротких слов мы можем многому научиться. Те, у кого есть ложная уверенность, возлагают свои надежды на самих себя и на свои собственные усилия. Они апеллируют скорее к своему делу, чем к делу Христа.

Теперь мы обратимся к нашему третьему утверждению, которое должно обеспечить большое утешение тем, кто борется в этой области.

Для христиан возможно и даже нормально сомневаться в своем спасении

Нет ничего необычного в том, чтобы иногда сомневаться в своем спасении. Единственное, что необычно в сомнении, — это испытывать его и не бороться с ним, бороться с ним, пока оно не будет подавлено силой Духа. Опрос многих великих верующих наших или прошлых дней доказал бы, что часто приходится сталкиваться с некоторым уровнем сомнений. Обычно это не всепоглощающее сомнение, которое приводит человека к постоянной депрессии и отчаянию, а более редкое сомнение, которое может быть преодолено служением Духа.

Дональд Уитни перечисляет несколько важных понятий об этом типе сомнений.

Во-первых, сомневаться в уверенности — это не то же самое, что испытывать неверие. Человек может иметь сильную, живую веру в Иисуса Христа, все еще испытывая некоторое сомнение. Мы не должны делать сомнения и неверие синонимичными терминами, чтобы человек не почувствовал, что его краткие периоды сомнений указывают на серьезное неверие в его сердце. Неверие предполагает отрицание многих важных положений доктрины, где сомнение — это просто неуверенность в них.

Во-вторых, есть много причин для сомнений. Мы можем сомневаться из-за нападений сатаны, из-за испытаний или трудных обстоятельств, из-за греха в нашей жизни или даже из-за психического или физического состояния. Сомнение не обязательно возникает из-за подавляющего греха в нашей жизни.

В-третьих, духовная незрелость может способствовать возникновению сомнений. С большей зрелостью приходит большее понимание Бога и нашего положения перед Ним через искупительную смерть Иисуса. Таким образом, мы обычно ожидаем, что сомнения уменьшатся по мере того, как человек становится духовно зрелым.

В-четвертых, чувствительность ко греху может привести к путанице в отношении уверенности. Верующие, благодаря своим возрожденным сердцам, наделены большей чувствительностью к греху. Это обостренное понимание тяжести греха может привести молодых христиан к сомнениям. Однако следует отметить, что это возросшее понимание греха на самом деле является признаком работы Духа с сердцем человека.

В-пятых, сравнение с другими верующими может затуманить уверенность. Сравнение себя с другими верующими может подчеркнуть незрелость веры человека. Мы должны понимать, что люди взрослеют только с большими усилиями и в течение большого количества времени. Часто бывает нереалистично сравнивать себя с гораздо более зрелым верующим. Наконец, обращение в детстве может повлиять на уверенность. Человек, обращенный в христианство в детстве, может почувствовать, что его обманули, когда он принимал решение. Он может чувствовать, что его решение как-то менее значимо, потому что христианство — это все, что он когда-либо знал.

Таким образом, мы видим, что существует множество возможных причин, которые могут привести христиан к потере уверенности в спасении. Некоторые из них являются внутренними факторами, а некоторые — внешними. Некоторые из них, на самом деле, могут быть даны Самим Богом, чтобы испытать и отточить нас. Таким образом, верующий может быть уверен, что некоторые сомнения присущи христианской жизни и что, хотя сомнение является симптомом жизни в грешном мире, бороться с ним не обязательно греховно.

В порядке краткого обзора мы увидели, что уверенность в спасении возможна для верующего, что ложная уверенность в спасении возможна для неверующего и что для христиан нормально время от времени испытывать сомнения в спасении. Мы завершим обсудив сначала основу уверенности, а затем некоторые признаки спасения.

Мы все знаем людей, которые думают, что они спасены, когда все доказательства указывают на что-то другое. Это печальный факт, и мы рассмотрели его, говоря, что многие, кто считает себя христианами, таковыми не являются. На страшном суде многие приблизятся к Иисусу, убежденные в том, что они спасены только для того, чтобы им сказали, что Иисус никогда не знал их (и, следовательно, что они никогда не знали Его). Сегодня мы часто можем различить этих людей, просто спрашивая других, откуда они знают, что им будет дан вход на небеса. Ответ на этот вопрос многое говорит о понимании человеком Евангелия.

Слишком много людей в конечном счете зависят от самих себя в вопросе уверенности. Я подозреваю, что это относится в равной степени как к верующим, так и к неверующим. Человек может быть действительно спасен, но все же взирать на себя в поисках уверенности в этом спасении. Это опасная почва, по которой не следует ступать, потому что, когда человек испытывает время сомнений, он может довести себя до отчаяния из-за своей неуместной уверенности. В статье, которую я написал год или два назад, я предостерег от заявлений об уверенности, которые начинаются со слов “Потому что я…”, Когда наша уверенность основывается на чем-то, что мы сделали, на обещании, которое мы дали, или на молитве, которую мы помолились, мы поставили нашу уверенность на шаткую почву.

Давайте обратимся к Библии, чтобы обнаружить истинную основу нашей уверенности.

Уверенность в спасении основывается на характере Бога

Я уже процитировал слова апостола Павла в 2 Тим. 1:12.

Что было основой уверенности Павла? Он покоился в характере Божьем. Он знал, Кому он верил, и знал, что Бог добр и сохранит его. Он верил в благость Божью и в Божье желание спасти Свой народ. Он опирался на слова Иисуса о том, что “Все, что дает мне Отец, придет ко мне, и того, кто придет ко Мне, Я никогда не изгоню”. Он знал, что Иисус никогда не отвергнет никого, кто пришел бы к Нему со смирением и искренностью.

Уверенность в спасении основывается на Божьих обетованиях

Мы не должны позволять нашей уверенности основываться на словах какого-либо простого человека. Это Бог спасает нас, и поэтому мы должны услышать Его сердце по этому вопросу. Послушайте некоторые из Божьих обетований относительно спасения.

• “Веруйте в Господа Иисуса, и вы будете спасены…” (Деян. 16:31).
• “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную” (Иоан. 3:16).
• “И это обетование, которое Он дал нам,- жизнь вечная” (1 Иоан. 2:25).
• “всякий, кто слышит мое слово и верит пославшему Меня, имеет жизнь вечную. Он не приходит на суд, но перешел от смерти к жизни” (Иоан. 5:24).
• “Всякий, призывающий имя Господне, спасется” (Деян. 2:21).

Божьи обетования верны

В последние дни я читал новую книгу Марка Девера, которая представляет собой обзор Нового Завета с одной главой, посвященной каждой книге. Название книги-Послание Нового Завета и подзаголовок — “Обетования выполнены». Название говорит само за себя, потому что Новый Завет — это книга исполненных обетований. Нам не нужно и не требуется большего доказательства того, что Бог выполняет Свои обещания, чем Новый Завет, где мы видим, как Бог исполняет обещание за обещанием. Если Бог уверяет нас, что Он принимает нас на основе дела Иисуса Христа, как мы можем спорить? Как мы можем сомневаться? Если Библия заслуживает доверия, рассказывая нам, как мы можем спастись, она также должна быть достойна доверия в том, как она предписывает уверенность в этом спасении. Если мы не будем доверять Писанию, чему мы можем доверять?

Уверенность в спасении основывается на завершенном деле Иисуса Христа

Перед рождением Иисуса, когда Иосиф размышлял о беременности Марии и разрабатывал план избавления от нее, его посетил ангел, который заверил его, что этот ребенок от Святого Духа. Ангел также рассказал Иосифу, чего достигнет жизнь Иисуса. “…Он спасет свой народ от их грехов” (Мтф. 1:21). Три десятилетия спустя, когда Иисус готовился испустить Свой последний вздох, Он воскликнул: “Совершилось!” Он взывал ко всему миру, чтобы услышать, что Он достиг цели, для которой послал Его Отец. Когда Иисус умер, Он не просто сделал спасение возможным для тех, кто ухватился за него, но Он полностью и действенно спас тех, кто верит в Него.

Мы можем основывать нашу уверенность на том факте, что Иисус Христос умер, совершив наше спасение. Его работа была закончена. И поэтому вопрос, с которым мы сталкиваемся как верующие, звучит так: “Верим ли мы в это?” Верим ли мы, что Иисус действительно выполнил Свою миссию? В своем первом письме к Тимофею Павел пишет: “Заслуживает доверия и полного признания, что Христос Иисус пришел в мир, чтобы спасти грешников…” Совершил ли Иисус то, для чего Он пришел, или Он просто допустил возможность того, что эта работа будет выполнена?

И поэтому мы видим, что основой нашего спасения является Сам Бог. Мы можем быть очень уверены в том, что Бог действительно желает, чтобы у нас была уверенность, и что Он готов, желает и способен предоставить ее нам.

Знаки спасения

Это область, которую по какой-то причине я чувствую себя прискорбно неадекватной для обсуждения. Я собираюсь обратиться к Дону Уитни, чья работа по этому вопросу во многом повлияла на мое понимание уверенности. Я приведу в общих чертах признаки спасения, которые он дает. Он начинает с обсуждения внутреннего подтверждения от Духа. Он показывает, что Святой Дух служит нам через Слово Божье, чтобы открыть наши сердца и умы Библии таким образом, чтобы дать нам уверенность. Затем Он учит, что уверенность может быть испытана частично через отношение и действия, которые, как говорит Библия, будут сопровождать спасение. Вот несколько вопросов, которые могут помочь нам в поиске уверенности:

• Делитесь ли вы сокровенными тайнами христианской жизни с другими верующими?
• Глубоко ли вы осознаете свой грех против Слова и любви Божьей?
• Живете ли вы в сознательном послушании Слову Божьему?
• Вы презираете мир и его обычаи?
• Жаждете ли вы возвращения Иисуса Христа и уподобиться Ему?
• Вы обычно больше делаете то, что правильно, и меньше грешите?
• Любите ли вы христиан жертвенно и хотите ли быть с ними?
• Ощущаете ли вы присутствие Святого Духа внутри себя?
• Вам нравится слушать учения апостолов, которым учат сегодня?
• Верите ли вы в то, чему учит Библия об Иисусе Христе?

Эти библейские принципы, взятые в целом, многое сделают для того, чтобы убедить верующего в том, что Бог действует в его жизни. Аавтор упомянутого мной сайта пишет: “Если вы просто молились этой молитвой и думали об этом от всего сердца, тогда Бог узнает вас как одного из Своих”. Но обязательно ли это так? Этот человек сделал искренность молящегося признаком истинного обращения. Вполне может быть, что человек, молящийся этой молитвой, стал верующим. Но я надеюсь, что он выйдет за рамки своей искренности и обратится к Богу за своей уверенностью.

Вывод 

Мы могли бы еще многое обсудить на эту тему, но, тем не менее, я собираюсь заканчивать.

Однако я верю, что вы пришли к пониманию того, что уверенность в спасении — это привилегия христианина и что мы благословлены возможностью стремиться к ней. Я верю, что вы пришли к пониманию того, что наша уверенность в спасении не должна основываться на нашей искренности или на чем-либо, что мы сделали. Скорее, наша уверенность полностью основывается на характере Бога, Божьих обетованиях и завершенной работе Иисуса Христа. Мы можем иметь уверенность, и я молюсь, чтобы и вы, и я нашли и испытали это во славу Божью.

_________________________________

Оригинал статьи на challies.com

Перевод статьи Inquisitor Eisenhorn

Поделиться
Написал Тим Чаллис
Христианин, муж и отец. Несет пасторское служение в церкви «Общение благодати» в Торонто, Онтарио. Соучредитель издательства Cruciform Press.