В обоих Заветах, Ветхом и Новом, Иисус изображён страдающим Спасителем, но мы должны также видеть Его победителем. Наш распятый победитель добыл победу через унижение. В своём пророчестве Исаия описывает Его как Искупителя, чей вид «так был обезображен, более всякого человека» (Ис. 52:14). Он будет «презрен и умалён пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни» (Ис. 53:34). Удивительно, но Богу «угодно было поразить Его» (Ис. 53:10). В псалме, который называют «псалмом распятия», Давид изображает незабываемую пророческую картину Иисуса, который говорит о Себе: «Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце моё сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей» (Пс. 21:15).

В Новом Завете Павел заявлял, что решил не знать ничего, «кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1 Кор. 2:2). Он утверждал, что Иисус «отдал Себя Самого за грехи наши», «сделавшись за нас проклятием» (Гал. 1:4; 3:13), и «обнищал ради [нас], дабы [мы] обогатились Его нищетой» (2 Кор. 8:9). Пётр называл себя свидетелем «страданий Христовых» (1 Пет. 5:1). Он писал: «потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, Праведник—за неправедных, быв умерщвлён по плоти, но ожив духом» (1 Пет. 3:18).

Иудеям было трудно понять значение судов и распятия Христа. Они ждали победоносного Христа, а вовсе не страдающего Спасителя. Для иудеев распятый Христос был камнем преткновения, а для язычников —свидетельством глупости (1 Кор. 1:23). Иудеи хотели, чтобы Мессия пришёл с победой, чтобы был могущественным князем, который восстановит царство Израилю. Язычники же считали, что могут поверить только в случае демонстрации философской мудрости. Но вместо этого Богу было угодно, чтобы Его силу, любовь и мудрость явил крест, презренная и позорная смерть. Самую страшную смерть, какую только можно себе представить, Он обратил в престол, с которого Христос будет править как Господь. Он «избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Кор. 1:27). Для грешников, которые примут Его, этот Иисус, пострадавший и умерший на кресте, есть Божья премудрость, праведность, освящение и искупление (1 Кор. 1:30). Своими страданиями Иисус добыл спасение.

Его победа над страданием служит нам примером. Она показывает нам, как справляться с болью. Пётр писал: «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Пет. 2:21; курсив добавлен). Христос—наш образец во всех аспектах жизни, но в высказывании Петра Иисус являет Собой пример того, как праведные люди справляются с болью и страданием. Как Иисус вёл Себя, когда для Него пришло время испытаний? Будучи отвергнутым и гонимым, Он не согрешил и никого не обманул. Он не мстил за совершённое против Него зло: «Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал» (1 Пет. 2:23). Он принял всю боль, унижение и скорбь, что обрушились на Него, и вверил их Богу, который всё судит праведно и должным образом (1 Пет. 2:23).

Для христианина путь не всегда будет гладким и лёгким. Он может переживать трудности, насмешки и даже физическую боль. Ом, как и его Господь, может испытывать на себе ненависть мира, психологическое и общественное давление. Как христианину вести себя, когда солнце скрывается за тучами противодействия и гонения? Взирать на Господа и подражать тому, как Оз реагировал на Свои мрачные часы. Иисус стоит рядом со страдающим христианином и, указывая на Свои пробитые гвоздями руки и проткнутый копьём бок, напоминает ему, чтобы своё страдание ом передал Богу.

Его победа через страдание демонстрирует любовь Бога. Что побудило великого Бога небес пролить кровь, мучиться и умереть за нас? Павел пишет: «Ибо едва ли кто умрёт за праведника; раз за благодетеля, может быть, кто и решится умереть» (Рим. 5:7). Иисус пошёл а смерть за ас не потому, что мы были праведными или как-то иначе заслужили это. Мы должны в истине и смирении признать, что Христос умер за нас, «когда ещё мы были немощны», то есть когда мы были грешными, непокорными, без чести и надежды из-за нашего непослушания (Рим. 5:6). Мы были мертвы во грехе, во власти дьявола, непокорны Божьей воле, побуждаемы похотями плоти, поступали как дети гнева (Еф. 2:3). И вот несмотря на то, что мы были в таком жалком положении, Бог «богатый милостью» и побуждаемый великой любовью к вам, «воскресил [нас] с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» (Еф. 2:4, 6). Когда мы смотрим на то, что сделал Иисус, мы можем только воскликнуть: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец» (1 Ин. З:1). «Нет больше той любви, как если Кто положит душу Свою за друзей своих» (Ин. 15:13)

Своей победой через страдание Он удовлетворил Божью справедливость. Искупление, которое Бог предусмотрел для человека, требовало от Иисуса такого страдания, какое человеческий разум даже не может постичь. Иисус пришёл, чтобы стать умилостивлением за наши грехи; «Умилостивить» значит унять Божий гнев. Божья праведность требовала, чтобы грех был наказан в соответствии со всей Его святостью, чистотой и праведностью. Бог не мог просто игнорировать трех. Его справедливость требовала наказания и удовлетворения за человеческий грех, тогда как Его благодать стремилась спасти и простить человека.

Кажется, что эти качества вступают друг другом в конфликт, но Божья природа не имеет противоречий. Его качества совершенны и совершенным образом согласуются. Справедливость требовала наказания, но благодать удерживала его; благодать требовала спасения, но Его справедливость препятствовала этому. Ответом из требования Божьей святости стал Иисус. Будучи воплощением благодати, Ом понес наказание за трех. Иисус претерпел всё, чего требовала Божья праведность для искупления греха человека, потому что Бог возлюбил вас и захотел спасти. Мы хотим знать: «Как благой Бог может послать грешного человека в ад» А Новый Завет спрашивает: «Ках праведный Бог может взять грешного человека на небеса?» Бог ответил па вопрос одним словом: «Иисус». Павел подытоживает эту глубокую истину в Рим. 3:25, 26:

«Бог сделал Его жертвой умилостивления в крови Его для всех, кто верит. Бог пожелал проявить Свою справедливость, простив грехи, совершенные в прежние века. Он долго терпел, чтобы сейчас, в наше время, показать Свою праведность. Он Сам праведен и оправдывает того, кто верит в Иисуса»

Иисус, распятый победитель, пришёл не как могущественный воин, размахивающий мечом и призывающий к революции и реформе, но ках Страдающий Раб. Он понёс наши скорби и печали и был проткнут копьём за наши прегрешения, хотя во время Его страданий казалось, что «Он был поражаем, наказуем и уничижён Богом» (Ис. 53:4). «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53:5). Победил грех и смерть и добыл нам спасение не царь на престоле, а агнец, закланный до основания мира.

Поделиться
Написал Антон Иванов
Магистр практического богословия, автор статей, рецензент и блогер. Женат.