Рука об руку с нравственной гордостью идет гордость доктринальная, которая подразумевает, что мои доктринальные убеждения, какими бы они ни были, — правильные, а всякий, кто придерживается других взглядов, пребывает в теологическом заблуждении.
Этой форме гордости подвержены те из нас, для кого доктрины стоят во главе угла. Неважно, кто мы – арминиане или кальвинисты, приверженцы диспенсационализма, теологии заветов или, возможно, какой-нибудь разновидности эклектического богословия, — мы склонны считать свои доктринальные убеждения единственно верными и относиться к тем, кто придерживается иных убеждений, с определенным презрением.
Кроме того, дополняя спектр этого вида гордости, есть и такие люди, которые считают, что доктрины вообще не имеют значения, и презирают всех, кто думает иначе. Другими словами, данная разновидность гордости основана на определенной системе верований и выражается в чувстве духовного превосходства над всеми, кто придерживается других убеждений.
Павел говорит о подобной гордости в восьмой главе Первого послания Коринфянам, рассматривая вопрос употребления пищи, посвященной идолам. Некоторые из христиан Коринфа пришли к заключению, что подобная практика вполне вписывается в рамки христианской свободы, и Павел не стал оспаривать эту точку зрения. Однако он упрекнул их за доктринальную гордость, ставшую следствием их убеждений. Павел отметил: «О идоложертвенных яствах мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает» (1 Коринфянам 8:1). Он был согласен со «знанием» коринфян (то есть их доктринальными убеждениями в отношении употребления идоложертвенной пищи), однако обличал их в доктринальной гордости. «Знание» сделало их надменными.
Если из-за своего кальвинизма, арминианства, диспенсационализма, представлений о конце времен или презрения по отношению к любым доктринальным убеждениям вы испытываете чувство доктринального превосходства над теми, кто придерживается иных взглядов, то, скорее всего, вы виновны в грехе доктринальной гордости. Я не хочу сказать, что не нужно стремиться к познанию истин Писания и развитию доктринальных убеждений относительно того, чему оно учит.
Просто нам следует придерживаться своих убеждений со смирением, осознавая, что многие благочестивые и теологически подкованные люди исповедуют другие взгляды.
Однажды меня попросили прокомментировать книгу, посвященную учению об освящении, с которым я был категорически не согласен. В своем письме я написал следующее: «Пожалуйста, обратите внимание, что я говорю лишь о своем несогласии, а не о том, что автор неправ. Когда я окажусь на небесах, может оказаться, что неправ был именно я».
Означает ли это, что мои убеждения поколебались? Ничуть. Во всяком случае, прочитав ту книгу, я лишь еще больше утвердился в своих убеждениях. Но это означает, что я хочу придерживаться своих взглядов со смирением и относиться к автору этой книги с таким же уважением, как и к людям, разделяющим мои собственные представления о доктрине освящения. (Я осознаю, что использовать себя в качестве примера смиренного поведения может быть проявлением «гордости смирения». Но, надеюсь, это не так, ибо в ряде других случаев я не был столь же великодушен и почтителен по отношению к тем, с кем не согласен).
Цель данного раздела — указать на опасность доктринальной гордости и направить вас к молитвенному размышлению о том, не является ли она одним из ваших «допустимых» грехов. Если вы допускаете такую вероятность, то предлагаю выучить наизусть стих 1 Коринфянам 8:1, говорящий о «надмевающем знании», и молиться на его основании.
Затем попытайтесь более точно выявить сферы, в которых вы склонны к доктринальной гордости, и попросите Бога научить вас придерживаться своих убеждений в духе истинного смирения.
Отрывок из книги: Джерри Бриджеса, «Терпимые грехи». Глава 11: Гордость. Стр. 127-129
Книгу можно приобрести вот тут: http://nard.com.ua/books/Book_RS.html