Джон Беньян: радость и страдание

Джон Беньян наиболее известен как автор книги «Путешествие пилигрима»; однако он оставил гораздо большее сокровище, чем любая из его книг, проповедей или достижений. Возможно, самым большим подарком, который оставил нам Джон Беньян, была невероятная история о его радости в страданиях за Евангелие.

Чтобы понять наследие, которое он запечатлел на страницах истории, давайте сначала кратко остановимся на жизни Беньяна.

Беньян родился в бедной и неграмотной английской семье в 1628 году и, кажется, был предназначен для обычной и неинтересной жизни в Бедфорде. Но он не только стал первым человеком в своей семье, который научился читать и писать, но к концу его 60-летней жизни у него было почти 60 опубликованных работ.

Семья Беньянов не была религиозной, как и Джон, по крайней мере, в начале. В ранние годы Джон был известен как мятежный юноша, который доставлял много хлопот своему окружению. Позже он описывал себя в юности так: «Мне было мало равных, особенно с учетом моих лет… в проклятиях, ругани, лжи и хуле на святое имя Божие».

Однако из-за ряда трагических и чудесных событий, в том числе смерти его матери и сестры и его собственной смертельной схватки во время службы в армии, отношение Беньяна к Богу радикально изменится.

Бог суверенно использовал ряд случаев, чтобы заставить Беньяна прийти к спасительной вере, прежде всего его брак с набожной пуританской женщиной, с которой у него было четверо детей. После своего обращения Беньян стал членом общины, а затем дьяконом в церкви Бедфорда. Во время своего пребывания в церкви он рос в своей страсти к Богу, Писанию и к проповеди. Однако на этот раз не обошлось без испытаний, так как его жена умерла, оставив его с четырьмя детьми на попечение. Беньян вскоре женился снова на молодой женщине по имени Элизабет.

В это время в Англии было много политических и религиозных волнений, и парламент начал преследовать пуритан и ограничивать их свободу проповедовать. Только лицензированные служители имели законную возможность учить публично. Угроза изгнания, тюремного заключения и даже смерти витала над теми, кто бросил вызов авторитету англиканской церкви.

Однако угроза преследования мало чем помешала Джону Беньяну. Будучи преисполнен решимости делать так, как, он верил, Бог призвал его делать, Беньян продолжал смело проповедовать Слово Божье народу Бедфорда.

12 ноября 1660 года, когда Беньян молился, он был внезапно прерван представителями местных властей и арестован. Ему был предъявлен ультиматум: прекратить проповедовать или отправиться в тюрьму. Он ответил, что твердо верит в свое призвание проповедовать Евангелие и призывать людей «оставить свои грехи и приблизиться ко Христу, чтобы [они] не погибли безнадежно».

У решимости Беньяна были непосредственные и трагические последствия. После известий о его аресте вторая жена Джона, Элизабет, пережила преждевременные роды, и ее ребенок умер. Это было только начало страданий, которые должны были наступить. Когда Беньян, наконец, оказался в суде, он продолжал твердо придерживаться своих убеждений о проповеди Слова. Беньян был обвинен в том, что он, «дьявольски и пагубно удерживался от прихода в [англиканскую] церковь, чтобы услышать богослужение, являлся сторонником нескольких незаконных собраний, причиняющих беспокойства и смущение среди добрых подданных этого королевства, вопреки законам нашего суверенного лорда короля».

Он был признан виновным, и с этого началось его 12-летнее заключение.

Все, что нужно было сделать Беньяну, чтобы воссоединиться со своей семьей, – это согласиться прекратить проповедовать. Это было непростое решение для Беньяна, особенно учитывая тот факт, что он не мог обеспечить свою жену и четверых детей. Было бы легко справиться с давлением и оправдать желание быть со своей семьей, но Беньян был непоколебим в своих обязательствах.

Он говорил об этом трудном времени откровенно:

«Расставание с моей женой и бедными детьми я ощущал как срывание плоти с моих костей… также потому, что я должен был часто вспоминать о многих трудностях, страданиях и желаниях, с которыми моя бедная семья была вынуждена встретиться, когда я должен был быть взят от нее, особенно от моего бедного слепого ребенка [Мэри], который лежал ближе к моему сердцу, чем все, что у меня было кроме нее; о, мысли о трудностях, которые, как я думал, могут добить мою слепую дочь, разрывали мое сердце на куски».

Он был готов пожертвовать своей семьей, своей свободой и даже своей жизнью ради провозглашения Евангелия. Беньян отказался отречься от призвания, к которому он был призван – проповедовать истину Евангелия миру.

Время Беньяна в узах окажется испытательным полигоном для его веры. Это время станет, как очищающий огонь, который приблизит его к Христу. Джон написал свои «Тюремные размышления», говоря о росте своей веры, которую породили эти трудности:

«Я действительно сейчас в тюрьме. В теле, но мой разум свободен в постижении Христа, и того, как Он добр ко мне. Ибо, хотя люди держат моего внешнего человека под замком за решеткой, тем не менее, верой Христа я могу подняться выше звезд. Их оковы не могут ни сковать дух, ни отлучить меня от Бога. Моя вера и надежда не пошатнутся».

Как это могло быть? Как Беньян мог так радостно написать о столь трагическом времени в его жизни? Конечно, ответом является Источник его радости, Христос. Отношение Беньяна похоже на отношение апостолов в Деяниях, которые, будучи заключенными в тюрьму и избитыми, «радуясь тому, что они оказались достойными понести такое бесчестие ради имени Иисуса» (Деян. 5:41).

Беньян не только находил утешение в страданиях за Христа, но даже его понимание Писания за это время значительно углубилось. Его душа была пробуждена к Слову Божьему, как никогда раньше.

В это примечательное время он написал: «Я никогда в жизни не имел такого великого доступа к Слову Божьему, как сейчас. Те Писания, в которых я ничего не видел прежде, стали, в этом месте и состоянии, светить мне. Иногда, когда я вдыхал их аромат, я мог смеяться над разрушением и не бояться ни лошади, ни наездника. У меня были сладкие видения прощения моих грехов здесь и моего пребывания с Иисусом в другом мире».

Беньян действительно находил радость среди страданий.

Из почти 60 книг и рукописей, которые Джон написал за всю свою жизнь, дюжина была написана во время его нахождения в тюрьме. Самой известной из них было, конечно же, «Путешествие пилигрима» . Эта впечатляющая книга – просто одно из многих свидетельств того, что в жизни Джона были невероятные плоды его страданий. Несмотря на то, что власти пытались заставить Беньяна замолчать, удерживая его взаперти, послание и правду из его трудов и свидетельств невозможно было удержать за решеткой.

Джон Беньян был верным пастором, отцом, мужем и рабом Христа, и его жизнь до сих пор бросает нам вызов.

1) Жизнь Беньяна заставляет нас быть приверженными непоколебимому провозглашению Слова Божьего. Готовы ли вы пожертвовать своей семьей, своей свободой, своим комфортом и даже своей жизнью ради провозглашения Евангелия? Большинству живущих сегодня в Америке, возможно, никогда не придется сталкиваться с такими преследованиями. Для многих быть осмеянным и названным «фанатиком» – это почти самое худшее в жизни. Но готовы ли мы страдать даже от этого?

Сегодня наша культура постоянно оказывает давление на христиан, чтобы они были более «непредубежденными», скомпрометировали библейские истины и сделала библейское послание менее оскорбительным для тех, кто с этим не согласен. Сам Иисус обещает, что те, кто последует за Ним, будут гонимы: «Если преследовали Меня, то будут преследовать и вас» (Ин. 15:20). Готовы ли вы твердо стоять в своей приверженности Божьему Слову, как это делал Джон Беньян?

2) Жизнь Беньяна заставляет нас быть радостными среди страданий. Нет лучшего места Писания, чем Иак. 1:2-4, для решения этой проблемы: «Братья, когда вы сталкиваетесь с различного рода испытаниями, считайте это великой радостью. Вы знаете, что испытание вашей веры вырабатывает стойкость, а стойкость должна настолько возрасти в вас, чтобы вы стали зрелыми и цельными, без всяких недостатков.» Христианину следует не только ожидать страданий и испытаний, но и приветствовать их. Нельзя отрицать трансформирующий и освящающий эффект страдания, особенно в жизни Беньяна.

В заключение я оставлю вам цитату из Джона Пайпера, когда он размышлял о жизни писателя:

«Я прихожу к Джону Беньяну с растущим чувством того, что страдание является нормальным, полезным и необходимым элементом христианской жизни и служения. Оно не только отлучает нас от мира и учит нас жить по Богу, как говорится в 2 Кор. 1:9, но и делает служителей более способными укреплять Церковь и делает миссионеров более способными достигать народов Евангелием благодати Божией».

____________________

Оригинал статьи на blog.tms.edu

Перевод сделан Inquisitor Eisenhorn

Джо Лейнен
Выпускник магистерской программы богословия в The Master's Seminary.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *