Десять заповедей задают основы христианской этики. Йохем Даума в книге «Десять заповедей. Руководство для христианской жизни» объясняет каждую из заповедей в ее первоначальном, древнем контексте. Он также показывает, как можно обоснованно применить эти заповеди для решения современных этических проблем.

Рекомендуем вам эту книгу к прочтению. И поэтому, представляем вашему внимаю небольшой отрывок из этой книги:

Десять заповедей — две скрижали

Пре­жде чем пе­рей­ти от рас­смот­ре­ния про­ло­га к теме де­ся­ти за­по­ве­дей, хочу по­де­лить­ся неко­то­ры­ми об­щи­ми на­блю­де­ни­я­ми.

Пер­вое на­блю­де­ние ка­са­ет­ся раз­де­ле­ния де­ся­ти за­по­ве­дей. По этому по­во­ду су­ще­ству­ют до­воль­но боль­шие раз­но­гла­сия во мне­ни­ях. Какие за­по­ве­ди были на­чер­та­ны на пер­вой скри­жа­ли, а какие — на вто­рой? Или, воз­мож­но, все за­по­ве­ди пер­во­на­чаль­но были на­пи­са­ны на одной скри­жа­ли, а вто­рая про­сто была ее ко­пи­ей? По­след­няя точка зре­ния воз­ник­ла, когда уче­ные про­ве­ли де­таль­ное ис­сле­до­ва­ние си­най­ско­го за­ве­та и хетт­ских до­го­во­ров, за­клю­чен­ных между фе­о­да­ла­ми-сю­зе­ре­на­ми и их вас­са­ла­ми. Сю­зе­рен и вас­сал по­лу­ча­ли свою копию до­го­во­ра. Ра­зу­ме­ет­ся, оба эк­зем­пля­ра были оди­на­ко­вы­ми. Может быть, и Яхве на­пи­сал один эк­зем­пляр де­ся­ти за­по­ве­дей для себя, а дру­гой, точно такой же, для Сво­е­го на­ро­да?

Эта точка зре­ния мне ка­жет­ся слиш­ком умо­зри­тель­ной и ма­ло­ве­ро­ят­ной, осо­бен­но по­то­му, что, как ска­за­но, обе скри­жа­ли позд­нее были по­ло­же­ны в ков­чег за­ве­та (Втор. 10:1–5). Нигде не го­во­рит­ся, что имен­но было на­пи­са­но на одной скри­жа­ли, а что на вто­рой. Мы точно знаем, что за­по­ве­дей было де­сять (хотя даже по этому во­про­су нет пол­но­го со­гла­сия). Можно также упо­мя­нуть о том, что де­сять за­по­ве­дей обоб­ща­ют­ся в две: воз­лю­би Бога и воз­лю­би ближ­не­го, как учил нас Хри­стос (Мф. 22:37–40). Прав­да, это не озна­ча­ет, что каж­дая из двух за­по­ве­дей обоб­ща­ет одну из скри­жа­лей.

Иудеи, ка­то­ли­ки, ре­фор­ма­ты и лю­те­ране по-раз­но­му делят за­по­ве­ди — я по­дроб­но рас­ска­жу об этом в про­цес­се рас­смот­ре­ния от­дель­ных за­по­ве­дей. Как уже было от­ме­че­но, иудеи счи­та­ют про­лог к де­ка­ло­гу от­дель­ной за­по­ве­дью. Я в этой книге при­дер­жи­ва­юсь тра­ди­ци­он­но­го ре­фор­мат­ско­го де­ле­ния.

Правила толкования

Пра­виль­ное по­ни­ма­ние де­ся­ти за­по­ве­дей воз­мож­но толь­ко в кон­тек­сте всего Свя­щен­но­го Пи­са­ния. Мы уже не на­хо­дим­ся у под­но­жия Синая, а живем после при­ше­ствия Хри­ста. По этой при­чине пра­виль­но по­нять де­сять за­по­ве­дей можно толь­ко в кон­тек­сте На­гор­ной про­по­ве­ди Иису­са. Рас­смат­ри­вая за­по­ведь «не уби­вай», мы долж­ны го­во­рить о про­яв­ле­нии гнева и оскорб­ле­нии, за­по­ведь «не пре­лю­бо­дей­ствуй» — о по­хот­ли­вом взгля­де муж­чи­ны на жен­щи­ну (Мф. 5:21–26, 27–32). Нель­зя огра­ни­чить­ся бук­вой де­ся­ти за­по­ве­дей — нужно по­ста­рать­ся по­стичь их во всей глу­бине и ши­ро­те.

Биб­лей­ские ком­мен­та­то­ры часто пред­ла­га­ют кон­крет­ные пра­ви­ла для тол­ко­ва­ния де­ся­ти за­по­ве­дей. При­ве­ду самые важ­ные из них.

  1. Де­ка­лог необ­хо­ди­мо тол­ко­вать ду­хов­но. Об этом я толь­ко что го­во­рил: закон по­ни­ма­ет­ся во всей своей глу­бине толь­ко тогда, когда мы рас­смат­ри­ва­ем его ис­пол­не­ние в Иису­се Хри­сте и когда тол­ку­ем его по-хри­сти­ан­ски. Ду­хов­ное тол­ко­ва­ние зи­ждет­ся на по­сы­ле, что од­ни­ми внеш­ни­ми дей­стви­я­ми закон ис­пол­нить нель­зя, он тре­бу­ет по­свя­ще­ния серд­ца (Мф. 22:37–40; 1 Тим. 1:5).
  2. За­пре­ща­ю­щие за­по­ве­ди («не делай») под­ра­зу­ме­ва­ют также раз­ре­ша­ю­щее со­дер­жа­ние, и на­о­бо­рот.
  3. Каж­дая за­по­ведь долж­на рас­смат­ри­вать­ся как си­нек­до­ха, ко­то­рая на­зы­ва­ет часть вме­сто це­ло­го. Это озна­ча­ет, что, хотя в за­по­ве­ди на­зван один грех, на самом деле она охва­ты­ва­ет весь диа­па­зон род­ствен­ных гре­хов.
  4. За­по­ве­ди о любви к Богу имеют боль­ший вес, чем за­по­ве­ди о любви к ближ­не­му. На­при­мер, лю­бовь к Богу пре­вос­хо­дит лю­бовь к ро­ди­те­лям.
  5. От­прав­ная точка и цель всех за­по­ве­дей — лю­бовь.

Неко­то­рые из этих пра­вил я про­ком­мен­ти­рую более по­дроб­но в про­цес­се рас­смот­ре­ния кон­крет­ных за­по­ве­дей.

 

Книгу можно приобрести — http://epbook.by/books/Desyat-zapovedej-1118 

Поделиться
Написал Антон Иванов
Магистр практического богословия, автор статей, рецензент и блогер. Женат.