Десять заповедей задают основы христианской этики. Йохем Даума в книге «Десять заповедей. Руководство для христианской жизни» объясняет каждую из заповедей в ее первоначальном, древнем контексте. Он также показывает, как можно обоснованно применить эти заповеди для решения современных этических проблем.
Рекомендуем вам эту книгу к прочтению. И поэтому, представляем вашему внимаю небольшой отрывок из этой книги:
Десять заповедей — две скрижали
Прежде чем перейти от рассмотрения пролога к теме десяти заповедей, хочу поделиться некоторыми общими наблюдениями.
Первое наблюдение касается разделения десяти заповедей. По этому поводу существуют довольно большие разногласия во мнениях. Какие заповеди были начертаны на первой скрижали, а какие — на второй? Или, возможно, все заповеди первоначально были написаны на одной скрижали, а вторая просто была ее копией? Последняя точка зрения возникла, когда ученые провели детальное исследование синайского завета и хеттских договоров, заключенных между феодалами-сюзеренами и их вассалами. Сюзерен и вассал получали свою копию договора. Разумеется, оба экземпляра были одинаковыми. Может быть, и Яхве написал один экземпляр десяти заповедей для себя, а другой, точно такой же, для Своего народа?
Эта точка зрения мне кажется слишком умозрительной и маловероятной, особенно потому, что, как сказано, обе скрижали позднее были положены в ковчег завета (Втор. 10:1–5). Нигде не говорится, что именно было написано на одной скрижали, а что на второй. Мы точно знаем, что заповедей было десять (хотя даже по этому вопросу нет полного согласия). Можно также упомянуть о том, что десять заповедей обобщаются в две: возлюби Бога и возлюби ближнего, как учил нас Христос (Мф. 22:37–40). Правда, это не означает, что каждая из двух заповедей обобщает одну из скрижалей.
Иудеи, католики, реформаты и лютеране по-разному делят заповеди — я подробно расскажу об этом в процессе рассмотрения отдельных заповедей. Как уже было отмечено, иудеи считают пролог к декалогу отдельной заповедью. Я в этой книге придерживаюсь традиционного реформатского деления.
Правила толкования
Правильное понимание десяти заповедей возможно только в контексте всего Священного Писания. Мы уже не находимся у подножия Синая, а живем после пришествия Христа. По этой причине правильно понять десять заповедей можно только в контексте Нагорной проповеди Иисуса. Рассматривая заповедь «не убивай», мы должны говорить о проявлении гнева и оскорблении, заповедь «не прелюбодействуй» — о похотливом взгляде мужчины на женщину (Мф. 5:21–26, 27–32). Нельзя ограничиться буквой десяти заповедей — нужно постараться постичь их во всей глубине и широте.
Библейские комментаторы часто предлагают конкретные правила для толкования десяти заповедей. Приведу самые важные из них.
- Декалог необходимо толковать духовно. Об этом я только что говорил: закон понимается во всей своей глубине только тогда, когда мы рассматриваем его исполнение в Иисусе Христе и когда толкуем его по-христиански. Духовное толкование зиждется на посыле, что одними внешними действиями закон исполнить нельзя, он требует посвящения сердца (Мф. 22:37–40; 1 Тим. 1:5).
- Запрещающие заповеди («не делай») подразумевают также разрешающее содержание, и наоборот.
- Каждая заповедь должна рассматриваться как синекдоха, которая называет часть вместо целого. Это означает, что, хотя в заповеди назван один грех, на самом деле она охватывает весь диапазон родственных грехов.
- Заповеди о любви к Богу имеют больший вес, чем заповеди о любви к ближнему. Например, любовь к Богу превосходит любовь к родителям.
- Отправная точка и цель всех заповедей — любовь.
Некоторые из этих правил я прокомментирую более подробно в процессе рассмотрения конкретных заповедей.
Книгу можно приобрести — http://epbook.by/books/Desyat-zapovedej-1118