Да, установления церкви действительно изменяют людей

Евангельские христиане – это потомки протестантской реформации. Мы верим, что человек обретает спасение только по благодати только по вере и только во Христа. В ряду того, что реформаторы отвергали, была также и система таинств католической церкви, схожая по замыслу с православной. Католики утверждают, что крещение и Вечеря Господня — неотъемлемые инструменты спасения.

Тем не менее, лишь то, что реформаторы отвергли установления как неотъемлемые инструменты спасения, не значит, что установления не важны в христианской жизни. Мы верим, что Господь Иисус учредил эти установления для того, чтобы народ Божий соблюдал их, когда собирается вместе для поклонения. Эти установления – символ единения христиан с Христом и друг с другом.

И потому мы верим, что установления действительно изменяют людей. Позвольте привести вам три причины.

1. Установления — это Слово, которое мы видим
Установления неразрывно связаны с Божьим Словом. Более того, именно благодаря Слову Божьему неверующие приходят к вере (Рим.10:13-17), а христиане становятся подобными Христу (Ин. 17:17). Когда церковь собирается вместе, Слово стоит в центре наших собраний через молитвы, проповедь, чтение Писания и пение, а также через соблюдение крещения и Вечери Господней. Эти установления делают Слово видимым.

Наш Господь Иисус установил крещение (Матф.28:18-20) и Вечерю Господню (Луки 22:14-20; 1 Кор.11:23-30). Это часть Божьего плана по назиданию церкви. Он повелевает Своей церкви совершать крещение и Вечерю Господню потому, что они полезны для нас как инструменты освящения. Как и Божье Слово, установления сами по себе не наделены волшебными свойствами. Но они действительно изменяют людей!

2. Установления указывают на наше единение с Христом и друг с другом
Установления – это видимые символы Евангелия. Вы можете спросить: «Что это означает?» Позвольте пояснить.
В крещении мы видим Евангелие, представленное в погружении раскаявшегося грешника. Посредством крещения его грех был «омыт» (Деян. 22:16). Крещение провозглашает, что человек соединен с Христом в Его смерти и воскресении (Кол. 2:11-12, также Рим. 6:3-4).

В Вечере Господней мы видим картину Евангелия, когда церковь, как одно тело, причащается от одного хлеба и чаши (1 Кор. 10:16-17). Вечеря Господня – это трапеза воспоминания, во время которой тело Христа вспоминает Христово тело, которое Он отдал за Свой народ, и кровь Христову, которую Он пролил, чтобы утвердить новый завет.

Эти символы не абстрактны. Они видимым образом демонстрируют незримые истины спасения, возрождения и единения с Христом. Вот почему Христос даровал эти символы церкви. Те, кто участвуют в этих установлениях, должны быть христианами, чтобы видимое представление соответствовало невидимой реальности. Другими словами, можно сказать, что установления действительно меняют людей. Но, кроме этого, они еще и указывают на уже измененных людей. Вот, что я имею в виду.

Когда мы крестились, мы отождествили себя с покаянием (Деян. 2:38, см. Рим. 6:3–4) и возрождением, то есть с нашей новой жизнью во Христе (Ин. 3:5–7; Рим. 6:4). Более того, мы публично подтвердили свое посвящение не только Богу, но и Его народу. И вот это посвящение народу становится зримым через Вечерю Господню, во время которой поместная церковь собирается вместе для того, чтобы почтить смерть Господа Иисуса и напомнить друг другу о дне Его возращения (1 Кор. 11:23–26).

1 Коринфянам 11 четко дает нам понять, что участвующий в Вечере Господней должен исследовать себя (1 Кор.11:28). Требуется задать по крайней мере два вопроса: «Каковы наши отношения с Господом?» и «Каковы наши отношения с братьями и сестрами в церкви?»

Вечеря побуждает нас вспомнить подвиг Христа, который Он совершил за нас, и в очередной раз посвятить свою жизнь Богу. Подобное исследование себя ведет к покаянию. Изменение – это неотъемлемая черта установлений. Другими словами, установления действительно изменяют людей.

3. Установления на самом деле имеют значение
И наконец, учение Писания об установлениях должно убедить нас в том, что установления действительно изменяют людей. В своем первом послании Петр говорит, что «крещение… и вас теперь спасает…[оно] не есть удаление нечистоты плоти, но обязательство доброй совести пред Богом, чрез воскресение Иисуса Христа (1 Петр. 3:21, см. Рим. 6:3–4; Кол. 2:11–12)». Обратите внимание, что не вода спасает, но обязательство доброй совести через воскресение Иисуса Христа. Тем не менее, отметьте для себя: в этом отрывке говорится, что крещение «спасает». Что это значит, если ранее я уже говорил о том, что крещение не обязательно для спасения?

Мы можем сравнить это с парой, которая сочетается узами брака. Мужчина и женщина могли бы просто встретиться и заключить личное, обоюдное соглашение. Но публичная церемония с публичными обещаниями в присутствии свидетелей – это уже видимое всем соглашение, и это меняет все. Во время церемонии бракосочетания мужчина и женщина публично берут на себя обязательства и провозглашаются мужем и женой. Также и в крещении церковь признает человека верующим на основании его исповедания веры. Крестившийся входит в новую жизнь, получает новое самосознание, новую принадлежность. Теперь он принадлежит новому народу.

Что касается Вечери Господней, Павел спрашивает коринфян: «Чаша благословения, которую мы благословляем, не есть ли приобщение крови Христовой; хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение тела Христова? Так как хлеб – один, то мы многие – одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10:16–17; см. Ин. 6:53–58).

Чаша и хлеб – это видимые и осязаемые символы. Но когда члены поместной церкви используют эти символы в Вечере Господней, они становятся чем-то большим. Они становятся инструментами общения с Христом и друг другом. Вот почему Павел позже говорит, что «не можете чашу Господню пить и чашу бесовскую…» (1 Кор. 10:21). Когда мы достойно принимаем участие в Вечере Господней, мы действительно общаемся с Богом и друг другом. Когда мы делаем это недостойно, мы приобщаемся к чему-то другому.

Конечно же, воды крещения, хлеб и чаша не имеют каких-то магических свойств. Как Слово Божье, так и церковные установления, должны быть приняты верой, чтобы принести нам пользу. Другими словами, установления действительно изменяют людей. Но помните: предшествовать этому должна вера.

Тьяго Оливейра
Член Баптистской церкви на Капитолийском холме. Студент PhD в Пуританской Реформатской богословской семинарии.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *