Человек-разумный?

«Верю и потому разумею», — сказал великий Августин. Он верно заметил, что в духовной сфере вера предшествует пониманию. Его высказывание очень глубоко и имеет много применений. Цель наших размышлений  — применить эту истину в отношении благовестия тем, кто не верит ни в какого Бога. Дело в том, что сталкиваясь с атеистами, большинство христиан направляют свои усилия на предъявление доказательств в пользу бытия Бога. В этом процессе они начинают апеллировать в основном к разуму оппонента, например, доказывая научную несостоятельность теории эволюции, надеясь путем нехитрых логических умозаключений направить разум собеседника в сторону Бога. Они используют всевозможные аргументы для доказательства существования Бога (онтологический, телеологический, космологический, трансцендентальный, пари Паскаля и т.д.). Некоторые из этих аргументов очень сильны и логичны. Однако, как показывает практика, они едва ли обратили хоть одного. Дело в том, что у всех этих аргументов есть одна главная слабость — попытка задействовать разум или логику неверующего оппонента. Но человек неспособен прийти к Богу путем рациональных измышлений. Почему?

Особенности функционирования разума

Разум как инструмент рационального мышления

Любую информацию человек воспринимает разумом, оценивая ее и проверяя на истинность (насколько это возможно) точно так, как руки ощупывают новый предмет, а глаза его осматривают. Выслушивая, например, доказательства о существовании Бога, разум изучает информацию, делает какие-то умозаключения, рождает вопросы и возражения. Пользуясь именно разумом атеист «отбивается» от того, кто рассказывает ему о Боге и призывает к Нему. Он приводит какие-то стандартные доводы в пользу несуществования Бога, или невозможности доказать Его существование. Он анализирует предлагаемую ему альтернативу и делает свой выбор. Точно также он делает выбор между несколькими вариантами покупки, всегда выбирая то, что, по его мнению, принесет ему максимальную пользу. Можно предположить, что разум отвечает в этом случае за правильный или разумный выбор.

Логика как функция разума

В процессе выбора разум пользуется, в том числе, логикой. Под логикой понимается разумность, правильность умозаключений, их внутренняя закономерность*.

Отличительная особенность правильного (логического) вывода в том, что от истинных посылок он всегда ведет к истинному заключению. Такой вывод позволяет из имеющихся истин получать новые истины с помощью чистого рассуждения, без обращения к опыту, интуиции и т. п.*

Логика указывает, как выводить правильные заключения из посылок, являясь необходимым предусловием всякого мышления. По сути, она основана на фундаментальных законах реальности и истины, на тех принципах, которые делают рациональное мышление возможным*.

Одним из таких фундаментальных законов реальности, делающий логику возможной, является закон причины и следствия, которому подчинены абсолютно все процессы в мире. Следует сразу отметить, что причинно-следственная связь явлений возможна только благодаря сверхточной упорядоченности физических законов, на которых основана сама Вселенная.

Например, брошенный предмет везде и повсеместно на Земле неизменно упадет вниз с определенной скоростью благодаря закону гравитации и некоторым другим закономерностям. Или вода при определенной температуре закипает всегда. Нерушимость этого и других законов делает логику возможной и одинаковой для всех людей. Благодаря универсальности законов природы, универсален принцип причинно-следственной связи, и, как следствие, законы логики тоже универсальны. Логика, подчиняющая себя существующим законам, будет правильна. Вследствие этого, два человека более-менее одинаково могут мыслить касательно категорий возможного и невозможного. Никто не оспорит того факта, что слоны не летают. Элементарные знания об устройстве слонов и об основных физических законах не требуют даже проведения соответствующих опытов. Есть сферы, где выводы будут не такими очевидными, но один человек, используя логику, может убедить в чем-то другого человека.

Наука, как одна из сфер применения разума

Зададимся все тем же вопросом: а может ли христианин, используя логику, убедить атеиста в существовании Бога? Ведь пользуясь элементарными логическими выкладками можно доказывать существование Творца.

Например, если объединить космологический* и телеологический* аргументы, то аргументация может быть следующей: окружающий мир во всем своем многообразии, сложности, упорядоченности и красоте свидетельствует о своем Дизайнере. Имеет ли такая аргументация право на логичность? Безусловно. Вокруг полно аналогий, признаваемых самым ярым атеистом. К примеру, сотовый телефон – это интеллектуальное изделие*. Его устройство указывает на разумного создателя. Сложность, упорядоченность, дизайн свидетельствуют в пользу существования конструктора этого телефона. Никому и в голову не придет подумать, что, валяющийся на дороге сотовый телефон был создан ничем, то есть, появился сам по себе. Утверждающий такое будет незамедлительно объявлен сумасшедшим. Почему? Потому что такое утверждение не соответствует законам логики, оперирующей знаниями об известных ей физических законах Вселенной. Науке не известен ни один закон природы, по которому самостоятельное возникновение сотового телефона было бы возможным. Напротив, известные законы прямо противоречат возникновению такого сложного устройства самостоятельно*.

Наука, как известно, оперирует доказанными фактами.

«Любой общепринятый научный закон выведен в ходе 4-ступенчатого процесса: 1) наблюдение за явлением, 2) сбор данных, 3) создание гипотезы или теории в результате индуктивных размышлений, 4) проверка гипотезы путем повторяющихся наблюдений и проведения контрольных опытов»*.

Так возникли математика, физика, механика, химия и прочие науки. Их существование возможно только благодаря упорядоченности и закономерности всех процессов во Вселенной, то есть, в их основе все та же нерушимость причинно-следственной связи. В науках подобных этим атеист демонстрирует прекрасное владение разумом и логикой. Здесь он понимает, что каждое следствие имеет свою причину.

Таким образом, вряд ли возможно убедить хоть одного атеиста, что сотовый телефон может возникнуть сам по себе. Законы логики не позволяют ему предположить подобное, потому что сюда не применим вышеупомянутый 4-ступенчатый процесс. А как насчет возникновения человека? Человек в миллионы раз сложнее сотового телефона. Это общеизвестный факт*. Способен ли он возникнуть самостоятельно? Согласно тем же непредвзятым законам логики это невозможно. Если у сотового телефона (следствие) должен быть разумный создатель (причина), то и у человека (следствие) должен быть разумный создатель (причина). Это весьма логично. Но только не для атеиста.

Казалось бы, даже беглый взгляд на человека (хотя бы на его биологическую составляющую) должен моментально закончиться выводом: у людей, таких сложных (настолько, что многое до сих пор не понятно), многофункциональных, разумных существ должен быть еще более разумный создатель. Однако бездушному телефону атеист припишет создателя без малейших сомнений, тогда как человеку откажет в этом праве, категорически возражая. При том, что атеист уверен, что у любого даже простейшего устройства есть разумная причина, он не находит такую же разумную причину у самого сложного известного «устройства» во Вселенной — человеческого существа. С необычайной легкостью, нарушая все законы логики, он приходит к выводу, что разумный человек — продукт безмозглой природы. Как так? Почему такое возможно? Почему пользуясь разумом, признающим причинно-следственную связь, человек открывает законы и пользуется ими, но при этом не способен тем же разумом, обнаружить свою Первопричину — Создателя? Может с этим разумом что-то не так?

Особенности функционирования разума неверующего человека

Сердце, как господин разума

Если выделить такую способность человека, как рациональное мышление, то становится понятным, что разум атеиста может хорошо функционировать. Доказательство этому — стремительно развивающиеся технологии. Здесь человечество непрерывно развивается, то есть, на лицо такое явление, как прогресс. Совершаются новые и новые открытия. Пытливый ум человека находится в непрерывном исследовании окружающей среды и приспособлении ее под свои нужды. Человек обнаруживает мощный интеллект, позволивший ему забраться даже в космос.

Но ум человека содержит один серьезный изъян. Логические выкладки и рациональное мышление хорошо функционируют только тогда, когда они не ведут к идее Бога и не касаются области этического. Другими словами, разум признает причинно-следственную связь, только пока цепочка этой причинно-следственной связи не ведет его к Богу. Как только его разум хоть слегка соприкасается с областью божественного, обнаруживается некая сила, которая начинает контролировать разум в его способности делать правильные умозаключения наподобие тех, что он делает в области наук. Умнейший человек, минуту назад блестяще рассуждавший о последних событиях в политике или экономике, вдруг начинает нести полный бред, когда предметом обсуждения становится Бог или что-либо связанное с Ним. В чем дело?

Дело в том, что у разума есть господин, управляющий им, и ни один атеист не сможет идентифицировать его просто потому, что разум его находится под воздействием этой самой контролирующей силы, скрывающей себя. Обнаружить его можно только при помощи внешнего откровения — Слова Божьего. Писание срывает маски с этого контролера и называет его «сердце». Характеристика, которую Библия дает ему, очень не лестна. «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер.17:9). «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Марк. 7:21-23).

Сердце определяется Писанием, как центр управления человеком (Прит. 4:23). Оно осуществляет все известные функции: мыслит (Матф. 13:15, Лук. 24:38, Деян. 5:4), чувствует (Еккл. 7:9, 1 Цар. 1:8, Иоан. 16:6, Иак. 3:14) и принимает решения (4 Цар. 12:4, Исх. 35:22, Иоан. 14:1, 27; Рим. 1:21). Сердце – это то, что человек представляет из себя на самом деле. Что самое важное для нашего исследования — именно сердце определяет нравственную природу человека.

Сфера духовного и разум

Сердце необращенного человека порабощено греху. Оно (сердце) заражено грехом со дня зачатия и функционирует на основании нравственных принципов, встроенных в него. Поэтому все движения разума (слуги сердца) в сфере морали, подчинены в первую очередь моральным принципам, на основании которых функционирует само сердце. Будучи лживым и крайне испорченным, оно контролирует, а по сути, искажает, работу разума в вопросах нравственности. То есть, разум имеет способность делать безошибочные логические выкладки в любой сфере кроме моральной.

Изучая идею Бога, разум уже очень предвзят в своих оценках просто потому, что его хозяин антагонистически настроен по отношению к Богу. Поэтому разум — это не что-то нейтральное, способное функционировать самостоятельно. Каждая мысль кому-то пленяется (2 Кор. 10:5). Не следует рассматривать разум атеиста как нечто свободное и непредвзятое в своих умозаключениях, как нечто автономное*.

В известной басне Ивана Андреевича Крылова «Волк и ягненок», описываются попытки ягненка доказать свою невиновность в ответ на волчьи обвинения. Ягненок пользуется железными и доказуемыми доводами, борясь с наглой клеветой. Но волк планомерно придумывает новые и новые обвинения и так до тех пор, пока, в конце концов, устав от безуспешных попыток оправдать предстоящее убийство, волк честно признается в действительной причине уже заранее принятого решения: «ты виноват лишь тем, что хочется мне кушать». Подобно тому, как волк не сможет найти ни одну причину, почему бы не съесть ягненка (ведь изначально по своей природе волк далеко не нейтрален по отношению к нему), так и разум атеиста не позволит себе беспристрастно исследовать вопрос существования Бога, ибо изначально данный объект исследования его разуму искренне неприятен.

Разум как препятствие на пути к Богу

Таким образом, ход размышлений, которые бы вели к Богу, для атеиста просто невозможен. Он не может сделать разумом даже первый шаг в сторону осмысления реальности Бога. Это действие ненавистно его сердцу, поэтому и разум, ответственный за необходимые для этого логические выкладки, парализуется. Более того, мышление безбожника всегда как бы движется в направлении от Бога. Это своеобразное интеллектуальное бегство. При таком господине разум становится не просто бесполезным, но становится препятствием на пути к Богу. Он начинает рождать абсолютно безумные идеи с точки зрения объективной логики (как, например, теория эволюции), для того чтобы избежать встречи с такой реальностью, как Бог. Само понятие рационального обнаруживает совершенно иные стандарты, как только разум сталкивается с идеей Бога. Тогда наука с легкостью принимает формы волшебства, именно волшебства!

Представим себе человека, замурованного в бетонной комнате, без окон и без дверей. Куда бы ни бросил он свой взгляд, он видит бетон! Бетон снизу и сверху. Выхода нет. Но вдруг этот человек восклицает: «А я могу проходить сквозь стены! Я уже вышел из комнаты и вижу небо и деревья. Я иду по берегу реки…». Вы верно заподозрите, что он сошел с ума, ибо из комнаты выхода нет.

Точно так всякий родившийся в этот мир «замурован» в Бога, Который везде. Реальность Бога окружает человека со всех сторон, и сверху, и снизу. Куда бы ни бросил он свой взгляд, он видит дела Божьи. Но вдруг, подобно нашему сумасшедшему, объявившему о своей способности проходить сквозь стены, атеист произносит волшебные «сим-салябим» и придумывает новую реальность. Он закрывает глаза и говорит: «Бетона нет». Он и вправду сошел с ума. Об этом говорит Писание. «Называя себя мудрыми, обезумели» (Рим. 1:22).

Важно понять, что лживое сердце обманывает человека тем, что представляет проблему доказательства существования Бога, как проблему интеллектуальную, коварно отсылая ее под юрисдикцию ослепшего разума. Оно вынуждает верить, что атеизм — это естественное следствие недостатка фактов в пользу существования Бога. Но утверждать подобное — это все равно, что искать доказательства в пользу существования себя. Их больше, чем достаточно. Что касается фактов, вся доступная Вселенная во всей своей красоте, многообразии и упорядоченности – свидетельство ее разумной причины. «Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим. 1:19-20).

Заметьте, это категорическое утверждение Писания, уничтожающее агностицизм* на корню, хотя многие христиане считают, что он имеет право на существование с точки зрения рационального. То есть, они соглашаются с тем, что существование Бога нельзя доказать, но при этом радостно добавляют, что нельзя доказать и Его несуществование, наивно полагая, что это кого-то может заинтересовать. К сожалению, это ни что иное как, во-первых, отрицание авторитета Слова Божия, а во-вторых, некая либерализация интеллекта. Это принятие правил игры, которые подсовывает безбожный мир. Вселенная вопиет о разумном Создателе каждую секунду и на каждом шагу. Именно испорченность ума, а по сути, сердца, не позволяет людям увидеть совершенно очевидные вещи. Духовная слепота и глухота, о которой не раз говорит Писание в отношении человека (Иоан. 12:39-40), характерна невосприимчивостью ко всему, что касается Бога. Это и есть духовная смерть.

Если бы человек обладал действительно нейтральным разумом, то в вопросе существования Бога для него не составило бы труда провести нехитрые причинно-следственные аналогии, как, например, с сотовым телефоном. Автономный разум неизбежно бы пришел к выводу о существовании некой разумной силы, создавшей Вселенную, ибо доказательства находятся везде, куда бы ни устремился взгляд человека. Доказательство — это сам человек, его мысли, чувства, совесть и все движения души. Дело не в недостатке фактов, свидетельствующих в пользу существования Бога*. Проблема отрицания Бога — не интеллектуальная! Это проблема из другой области. Она — нравственная!

Из-за своей нравственной испорченности, то есть греховности, человек подавляет любую истину, хоть косвенно указывающую на Бога. «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» (Рим. 1:18). Вот почему безбожники так крепко цепляются за любые безумные идеи, альтернативные Богу, и… ВЕРЯТ в них так страстно. Они поверят во что угодно, и это будет казаться им разумным. Но дело не в том, что поверить в Бога — это что-то крайне неразумное. На самом деле разумнее этого ничего нет. Просто поверить в Бога — это крайне невыгодное решение для того, кто любит зло. «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы…» (Иоан. 3:19-20).

Отрицание Бога — это решение, которое принимается сердцем человека — его центром управления. «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога»…» (Пс. 13:1). Именно там, глубоко внутри, в самом центре сущности человека принимается решение стопроцентно нравственного характера – неверие. А разум, как марионетка, повинуется решению своего господина. Если решение принято не в пользу Бога, то разум становится инструментом, оправдывающим и объясняющим богоотступничество. В таком случае ему даются повеления дискредитировать идею Бога, как антинаучную, иррациональную, безумную, и он бросается на поиски «доказательств». Конечно же, он «находит» их, и они кажутся ему железными.

Апеллировать к такому разуму бессмысленно. Система доказательств и умозаключений, построенных на фундаменте причинно-следственной связи, которую атеист сам использует, когда надо, будет немедленно и крайне эмоционально им отвергнута при попытке перенести ее в область доказательства Бога. Это похоже на внезапный и необъяснимый сбой в работе какого-либо оборудования, вроде помех в радиоприемнике или несвязной и нечленораздельной речи того, кто только что высокоинтеллектуально о чем-то размышлял.

Любые доказательства в пользу бытия Бога будут отвергаться по одной простой причине: греховное сердце не позволит разуму сделать и шагу по пути поиска Бога. Бессмысленно использовать законы логики для того, чтобы доказывать атеисту существование Бога, потому что сами эти законы с легкостью нарушаются, когда его (атеиста) разум сталкивается с перспективой признания Высшего разума. Самые безупречные логические выкладки будут осмеяны и отброшены как несостоятельные и сумасшедшие только потому, что они ведут к нежелательному выводу. И хотя атеист вроде готов к дискуссии, он уже принял решение, что такой вариант исключен. Это похоже на игру двух команд в футбол, при которой игроки одной из команд предусмотрительно унесли свои ворота с поля. Поэтому, неважно насколько точны будут пассы, голевые передачи и удары в сторону ворот. Забить гол невозможно, потому что команда соперника заранее приняла решение не проигрывать. Она лишила себя возможности проиграть, приняв нечестные правила игры.

Безумный бунт

Проанализируйте себя — когда вы более всего искушаемы сомневаться в существовании Бога. Думаю, не ошибусь, если предположу, что в моменты сильных трудностей, боли и бед. То есть, вряд ли кто, сидя на берегу моря и наблюдая шикарный закат, вдыхая морской воздух и слушая крики чаек, глубоко вздохнет и скажет с сожалением: «Да-а, а все-таки Бога нет». Подобные слова хочется произнести, когда жизнь направляется по очень непривлекательному для нас сценарию. Это указывает на то, что очень часто отрицание Бога уходит корнями в разочарование в Нем. Стоп! В этот момент мы уже мыслим нравственными категориями «хорошо/плохо», «правильно/неправильно», а не интеллектуальными категориями «может быть/не может быть». Если я сильно разочарую вас, наступив на ваши ожидания относительно меня, разве это означает, что я не существую? Совсем нет! Но, обидевшись, вы можете начать вести себя так, как будто меня нет, выражая этим свое отношение ко мне и к тому, что я сделал или не сделал. Ваше поведение будет чистой воды бунтом и своего рода местью мне.

Замечали ли вы, что атеисты, в то время как подчеркивают иррациональность существования Бога, в своих атаках пользуются, как правило, аргументами не интеллектуального, но нравственного плана, нападая на характер Творца? Большую часть времени они посвящают высмеиванию библейского Бога, вместо того, чтобы перечислять «научные» доказательства Его несуществования. Их отрицание Бога носит ярко выраженный эмоциональный характер. В нем плохо скрываемое раздражение и ненависть. Но это не странно, если понимать, что суть неверия — это обыкновенный бунт. А перенесение вопроса в область разумного – лишь попытка придать делу «законный вид и толк», как это сделал вышеупомянутый волк из басни Крылова.

И напоследок еще один аргумент в пользу несостоятельности обращения человека через научные или логические доказательства существования Бога. Человек, как было сказано, — существо в первую очередь нравственное. Его нравственные принципы проявляются во всем, что он делает, что говорит и о чем думает. Но особенно нравственным он становится, вступая в отношения. Тогда он мыслит в первую очередь этическими категориями, а не интеллектуальными. Другими словами, как только один человек начинает взаимодействовать с другим человеком (или существом), то в этом процессе, прежде всего, задействованы его этические принципы, а не интеллект. Теперь вспомним ту характеристику, которое Писание дает сердцу — нравственному стержню человека. Оно — злое! Ни что иное, как сердце управляет всеми видами отношений (вступать в них или нет, с кем, как, и на каких условиях и т.д.). Поверить в Бога — это не то же самое, что поверить в соседнюю галактику. Когда людям рассказывают о Боге, им, по сути, предлагают вступить с Ним в отношения. Грешнику, любящему зло, предлагают вступить в отношения со Святым Богом и отказаться от всего того, что он любит. Гордецу предлагают встать на колени. И какая должна быть реакция?! Причем здесь интеллект?!

Заключение

Итак, вопрос веры в Бога — это глубоко нравственный вопрос. Не следует позволять, чтобы он искусственно перемещался атеистом в область рационального. Это — отвлекающий маневр лживого сердца вашего собеседника, о котором не догадывается даже он сам. К Богу не приходят путем доказательств! Разум бессилен в духовных поисках, ибо он просто слуга того, кто ненавидит Бога. Поэтому, используя аргументацию исключительно из области рационального, вы гарантируете себе поражение в благовестии. С нравственной проблемой нужно разбираться, используя нравственную аргументацию. Нужно нанести удар по самому господину разума — сердцу. А для этого нет ничего эффективнее, чем Слово Божье, которое «проникает до разделения души и духа и судит помышления сердечные» (Евр. 4:12).

Если кто-то уверяет вас, что не верит в существование Бога, он готовится пустить вас по ложному следу. Не дайте себя обмануть, поверив ему. Поверьте Писанию, которое утверждает, что все знают о существовании праведного Бога, благодаря доказательствам, которые Он оставил в творении и, что не менее важно, в совести человека (Рим. 1:19-21; 2:14-15). Даже самый отпетый атеист в минуту смертельной опасности, автоматически воззовет: «Господи помоги!». Тот, кто на самом деле уверен в отсутствии Бога, в такую минуту даже не вспомнит о Нем, как не вспомнит, например, о герое Матрицы Нео или Супермене. Их не существует и в этом не сомневается никто. Однако идея Бога прочно сидит у каждого в сознании, как бы он ни пытался от нее сбежать, и постоянные отрицания этого Бога лишний раз доказывают, что до конца поверить в Его несуществование так и не получается.

Поэтому вместо того, чтобы тратить драгоценное время на игру по нечестным правилам атеиста (доказывая, как глупа теория эволюции, рассказывая о научных фактах, свидетельствующих о существовании Высшего Разума и т.д.), выньте из ножен свое самое мощное оружие — Слово Божье – и просто расскажите ему Евангелие. Расскажите ему, что Бог свят, а он грешен, и что будет суд и вечное наказание. Призовите его к покаянию и к вере в Иисуса Христа, и проповедуйте ему Слово, пока он вас слушает (а это продлится недолго). Только свет Слова Божия обладает силой разогнать кромешный мрак тюрьмы, в которой томится сердце, ополчившееся против Бога. Только меч Слова Божия может разрубить оковы богоненавистничества. Только истина Слова Божия может исцелить неверие. Мертвому нужна возрождающая сила, а не логические выкладки. Такая сила есть только у Слова Божия!

Когда человек духовно возрождается, вера поселяется у него в сердце, и оно примиряется с Богом. Тогда и разум начинает учиться функционировать как следует относительно всего, что касается Бога. Вдруг пелена спадает с глаз, и мир преображается для верующего, становясь трехмерным и цветным. Он начинает замечать руку Творца абсолютно во всем! Происходит удивительное: разум начинает помогать вере! В моменты искушений неверием (а это, как правило, периоды разочарований в Боге), часто именно разум становится буксиром и тянет ослабевшую веру. Он воспринимает и передает вере то, что проповедует ему Творение. «Небеса проповедуют славу Божью, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка и нет наречия, где не слышался бы голос их. По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их» (Пс. 18:2-5). Просветленный разум устремляется навстречу своему Создателю чтобы учиться любить Его всецело (Матф. 22:37). Но такое прозрение приходит только к тому, кто верит. И потому великий Августин прав, говоря: «верю и потому разумею».

 

*http://www.dict.t-mm.ru/all/logika.html; *http://www.edudic.ru/log/157; *Норман Л. Гайслер. Энциклопедия христианской апологетики. Библия для всех: 2004. С. 524.; *Всякое следствие имеет свою причину, в том числе и Вселенная.; *Упорядоченность, сложность и красота наблюдаемого мира свидетельствует о разумном Создателе.; *На мой взгляд, не интеллектуальных изделий не бывает. Это относится к любому предмету, который вы найдете во вселенной.; *Например, второй закон термодинамики (все самопроизвольные процессы в природе идут с увеличением энтропии).; *Эд Белкли. Почему христиане не могут доверять психологии. Тинейджер: 2005. С. 53.; *Доказать это просто. Человек может создать любое известное устройство (придумать или повторить), но не может создать живое существо, даже одну живую клетку. Значит живое существо намного сложнее.; *Ричард Л. Пратт. Пленяем всякое помышление. 2003. С. 120.; *Филосовская установка, согласно которой невозможно однозначно доказать соответствие познания действительности. http://slovari.yandex.ru/книги/История%20философии/Агностицизм; *Все сомнения человека по этому поводу – следствие серьезного искажения природы человека, вызванного грехопадением. Скажу более, не может быть ни одного факта в пользу не существования Бога.

 

 

Тимур Расулов
Тимур Расулов - известный христианский душепопечитель и проповедник, магистр служения и библейского душепопечения, служитель Церкви "Преображение" г. Самары, автор книг.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *