Оправдывать, отрицать или приуменьшать свой грех — значит говорить себе, что вы не нуждаетесь в благодати Иисуса Христа. По-другому не бывает.
Иван и Таня в очередной раз оказались в тупике. Из-за какого-то недоразумения разгорелась безобразная ссора с взаимными оскорблениями, пошатнувшая их доверие к друг другу. Атмосфера в доме сгущалась, оба задыхались от напряженного молчания. Со времени ужасной стычки прошло три дня, но шагов к сближению не было. Эти три дня Иван то и дело убеждал себя, что все дело в Тане, а он лишь защищался от ее нападок. Таня говорила себе, что муж оскорбляет ее, а она — его жертва. Они были не способны к примирению, потому что ни один не желал осознать собственный грех, не говоря уж о том, чтобы признаться в нем перед Богом или друг перед другом. Оба отрицали свою вспыльчивость и грубость, оба оправдывали свой грех, обвиняя во всем другого, и оба говорили себе, что, учитывая обстоятельства, ничего страшного в их поведении, в общем-то, и не было.
Все это повторялось раз за разом и было им хорошо знакомо. Ни один из них никогда, в сущности, по-настоящему не признавал свою вину, но они, так и не загладив нанесенные друг другу обиды, как-то продолжали жить дальше — до следующей мучительной ссоры. Но дело не только в том, что это разрушало их брак — гораздо страшнее было то, что они не признавали, как нужна им спасительная, прощающая, дающая силы благодать Иисуса. Отказываясь исповедовать свой грех, они, по сути, говорили, что не нуждаются в благодати Иисуса, приобретенной для них на голгофском Кресте. Они не признавали свой грех, не обращались к Спасителю с мольбой о прощении и помощи, а потому не возрастали в благодати и в любви друг к другу. Их брак замкнулся в порочном круге греха и боли. Надежда сменилась цинизмом, доверие — самооправданием, а новые и новые обиды, наносимые друг другу, ожесточили когда-то нежные и любящие сердца.
Все просто: если мы считаем, что не нуждаемся в помощи, мы не просим о ней, и это вполне понятно. Мы не жаждем того, что кажется нам ненужным. Возможно ли, чтобы Крест оставался средоточием нашего официального богословия, если мы, по сути, отрицаем свою потребность в этой всепобеждающей жертве любви и благодати? Если вы, будучи верующим, согрешаете, совесть не дает вам покоя. Угрызения совести — обличительная благодать Святого Духа, и есть только четыре возможные реакции на такие благодатные предупреждения, что вы поступили плохо. Давайте рассмотрим каждую из них, исходя из того, что Крест обязывает нас видеть и признавать в самих себе.
1. Оправдания. Тяжело признавать, что вы поступили дурно и что ответственность несете только вы. Легко приуменьшать свою вину, называя причиной своих поступков кого-го другого или что-то другое. Вот почему перекладывание ответственности кажется вполне приемлемым и таким заманчивым. Вы живете в падшем мире, где многое вокруг вас идет не так, как следует, поэтому оправданий можно найти великое множество. Рядом с вами или вместе с вами живу люди, которые далеко не совершенны. Они не всегда говорят, как следовало бы, и не всегда поступают правильно. Они не всегда относятся к вам с добром. Они не всегда выполняют свои обещания. Они не всегда заботятся о ваших интересах. Они такие же, как и вы: люди, которые нуждаются в спасительной Божьей благодати.
Вам приходится принимать как должное всевозможные и постоянные недостатки и нарушения: в своем районе, на дорогах, на работе, в правительстве и в образовании, в магазинах, где вы делаете покупки — и такой список можно продолжать и продолжать. Мы живем не в раю (ну, вдруг вы не заметили), и все в этом мире идет не так, как когда-нибудь будет в раю. И тем не менее посреди всего Бог идет к вам навстречу со
Своей благодатью, дающей силы, открывающей новые возможности, изменяющей и сердце ваше, и вашу жизнь. Правильно поступать в мире, который пошел по неправильному пути, вполне возможно. И эта исправленная жизнь начинается с признания того, что вы нуждаетесь в Божьей благодати. А это признание начинается с решимости не выискивать оправдания для своих поступков, то есть не отрицать свою потребность в Божьей благодати.
2. Отрицание. Не меньший соблазн — переписывать историю каких-то событий, чтобы представить себя более праведным, не таким, каким вы были на самом деле. Вам может показаться, что я повторяюсь, причем без всякой нужды, но стоит подумать вот о чем: такое отрицание — в конечном счете, отрицание греха. Если вы говорите, что того или иного не было, дело безнадежно: к вам уже не подступиться, вы отвергаете мысль, что вам нужно меняться, и любуетесь собой, когда вам следовало бы чувствовать себя виноватым. А значит, у вас нет уже никакой потребности в Божьей благодати — прощающей, исправляющей и дающей силы. Отрицание никогда не доводит до добра, оно нисколько не полезно для вашего сердца, оно никоим образом не углубляет ваши отношения с Богом и не ведет ни к чему хорошему в отношениях с ближними.
3. Приуменьшение. Если вы стремитесь избежать ответственности за свои проступки, один из заманчивых способов состоит не в том, чтобы оправдывать или отрицать свой грех, а в том, чтобы приуменьшать его. Зло становится более приемлемым для вашего сердца, если удается приуменьшить его тяжесть, значение или последствия. Если вы в состоянии представить свой грех не сознательным нравственным мятежом против Бога, не желанием обидеть ближнего ради собственного блага, а чем-то менее серьезным, то он уже не кажется вам таким уж злом. Если у вас получается изобразить свой грех как что-то, не заслуживающее названия греха, то вам не нужна та благодать, которую Бог предлагает грешникам. Нельзя приуменьшать свой грех, не обесценивая при этом дивную Божью благодать. Это попросту невозможно.
4. Исповедание. Крест Христов не оставляет нам иного выбора: если мы совершили то, что дурно перед Богом, мы должны признавать это. Если грех можно оправдать или отрицать, если он не так уж и важен, значит Крест Иисуса Христа не нужен. Исповедание всегда подразумевает, что грех — это зло, И что ничем иным он быть не может. Грех нельзя оправдать, его нельзя отрицать, а приуменьшать его тяжесть — нечестно. Поэтому его нужно признавать и исповедовать Тому, Кто властен не только простить, но и освободить нас от владычества греха над нашими сердцами.
Что такое исповедание греха? Исповедовать грех — значит признать личную ответственность за свои слова и поступки, без всяких оправданий, без перекладывания вины на кого бы то ни было. Исповедание — это приглашение к более глубокой благодарности за Божью близость, за Его обещания и благодать. Исповедание — это приглашение относиться к ближним с большим смирением, честностью, открытостью и любовью. Исповедание — приглашение не бояться узнавать себя или быть узнанным другими, ведь вы понимаете: что бы люди ни узнали о вас, что бы ни стало о вас известно, в этом нет ничего, что не было бы искуплено кровью Иисуса. Исповедание — это приглашение жить с миром и покоем в душе.
Итак, в эту пору года, когда вы размышляете о жертве Христа, принесенной за вас, когда Дух начинает обнажать ваше сердце, и в него проникает осознание грехов, не защищайтесь — не оправдывайтесь, не отрицайте, не приуменьшайте тяжесть греха. Ведь все это означало бы, что вы бежите прочь от благодати своего Спасителя. Бегите к Нему и признавайтесь в своих проступках, полагаясь на то, что всем, приходящим с таким признанием, Он обещает благодать. «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» (Прит. 28:13).
Вопросы для размышления
1. На словах вы, вероятно, соглашаетесь с мыслью, что нуждаетесь в Боге. Но подтверждается ли это вашими поступками, взглядами и молитвенной жизнью?
2. Как вы обычно реагируете, когда сталкиваетесь с собственным грехом — оправдываете его, отрицаете, приуменьшаете или исповедуете? Какие факторы влияют на то, как вы реагируете в разных случаях?
3. К каким последствиям, по вашим наблюдениям, приводит каждая из этих четырех реакций: оправдание, отрицание, приуменьшение, исповедание?
Прочтите Пс. 61:6-9, смиряясь перед Богом в молитве.
_______________________
Источник: книга «Путь к кресту. Духовные чтения в предпасхальный пост» Пол Трипп