Семь причин, почему тяжело бывает слушать проповедь

Я приближаюсь к своему 43 дню рожденья. Я всю жизнь ходил в церковь. Простая математика показывает, что я прослушал приблизительно 4000 проповедей (что, конечно же, должно было значительно улучшить мои познания в Библии и сделать меня святее!). В течение последних 10-15 лет я также сказал несколько проповедей. Недавно, размышляя “о своем личном”, я вдруг начал обдумывать те элементы, которые делают проповедь тяжелой для восприятия. Я записал их – и теперь решил поделиться с вами.

Нет ясной структуры. Большинство людей сегодня не привыкли слушать длинные пространные рассуждения. Проповедники должны помочь людям слушать и понимать их проповеди с помощью некой структуры, схемы. Нет нужды составлять шедевры аллитерации, но общине легче слушать проповедника, когда она хотя бы знает, как будет разворачиваться “сюжет” проповеди. Четкая структура поможет слушателям “вернуться” к проповеди, если их мысли начнут где-то блуждать. Если слушатель “витает в облаках” и в голове его уже возникла настоящая каша, из этого состояния его может вывести такая фраза проповедника, как: “Это подводит нас ко второй важной истине этого отрывка”. (Полагаю, лучше избегать слова “пункт” – например, “следующий пункт моей проповеди…”. Старайтесь более творчески выражать структуру своей проповеди).

Слишком много изучения слов. Проповедь редко когда становится более эффективной после слов пастора “на греческом это слово означает…”. Считаю, что только в некоторых случаях упоминание и объяснение греческого или древнееврейского термина может способствовать лучшему пониманию текста, – но это бывает довольно редко. Гораздо чаще изучение слов должно быть процессом, которым пастору следует заниматься в своем кабинете, “не вынося на церковь”. Проповедник должен так подготовиться, чтобы общине было видно: он провел глубокий анализ текста и приложил все усилия для максимально точного его понимания. Но не всегда нужно демонстрировать “сам этот анализ”. (Кстати, мы все уже знаем, что слово “динамит” происходит от греческого термина “дунамис” – что значит “сила”).

Слишком много цитат из различных комментариев. Комментарии весьма важны для правильного понимания текста. Проповедники правильно делают, что тратят значительное время своей подготовки на ознакомление с мнениями экспертов из различных комментариев. Но не так много бывает случаев, когда этих экспертов целесообразно цитировать. Когда проповедник зачитывает цитату ученого-библеиста – особенно какой-нибудь подробный анализ, – сразу меняется тон его голоса: он становится более “лекционным”, “учительным”. Сразу же резко меняется форма коммуникации: вместо устной проповеди – “чтение книги”. Общине тяжело “перестроиться” на новый лад и не менее тяжело понять суть прочитанной цитаты. В большинстве случаев намного лучше будет просто передать своими словами суть выбранной цитаты.

Использование ссылок. В колледжах и семинариях чрезвычайно важно правильно использовать источники цитат и ссылки. Если вы пользуетесь идеей не своей, но чужой, вам нужно четко на это указывать. Но в проповедях это не так уж важно. Если вы собираетесь приводить длинную цитату или ваша проповедь во многом опирается на книгу какого-нибудь автора (чего, скорее всего, вы делать не должны), тогда, возможно, есть смысл указать ссылку. В ином случае сохраняйте информацию об использованных вами источниках для своих собственных целей и не считайте себя обязанным указывать ссылки в проповеди на академическом уровне. Проповедь – не диссертация. И церковь – не семинария. Снова-таки, обычно намного лучше будет кратко передать суть цитаты, нежели прямо ее цитировать, да еще и с указанием ссылки.

Использование всевозможных взглядов и мнений. Библия содержит много отрывков, которые открыты к различным обоснованным интерпретациям. Идет ли речь в Рим. 7 о возрожденных или невозрожденных? Означает ли написанное в Иак. 5:14 конкретное повеление использовать елей или Иаков просто говорит о важности молитвы над больными (и елей необязателен)? Говорит ли Кол. 3:16 о трех различных видах христианского пения или текст просто призывает к разнообразию в песнопении? Хотя иногда проповеднику полезно ознакомиться с различными взглядами и мнениями, чаще всего наиболее эффективным решением будет сделать конкретный выбор и сконцентрировать внимание слушателей именно на нем. Вооружитесь следующим важным принципом: не отвечайте на те вопросы, которые слушатели не задают. Не тратьте много времени на обсуждение тех взглядов, которые ваши слушатели никогда бы не рассматривали. (Иногда сам проповедник не уверен, какого толкователя мнение ему принять. Поэтому он может просто выбрать одно толкование и предложить его церкви. Это позволительно.)

Долгие рассуждения без иллюстраций. Иллюстрации – великая сила. Они не только позволяют преподнести ту же самую истину другим, более иллюстративным языком, но и позволяют слушателям закрепить материал, а также чуть отдохнуть, когда “закипают мозги”. Разумеется, иллюстрации могут быть удачными и неудачными. Обычно, короткие иллюстрации эффективнее пространных. Наилучшие из них – самые лаконичные. Это, по сути, сравнения со словами “как” “подобно”, часто выраженные одним предложением. Наихудшие иллюстрации – длинные примеры; особенно если они взяты из фильмов, книг или из поп-культуры, с которой верующие не так хорошо знакомы. Вы, скорее всего, знаете: плоха та иллюстрация, которая сама нуждается в объяснении! (Маленький совет: если мы что-то объясняем детям, это сразу же привлекает внимание и взрослых. Поэтому в своих иллюстрациях ориентируйтесь на детей – и взрослым тоже будет интересно.)

Монотонное изложение. Главное – содержание проповеди. Но сама презентация проповеди также весьма важна. Восприятие и понимание проповеди во многом зависит от тона и громкости голоса проповедника. Когда мы думаем о монотонности, то обычно представляем проповедника, который говорит слишком спокойно, невыразительно, все время на одной высоте тона – “ни выше, ни ниже”, – из-за чего проповедь слушается тяжело. Но монотонность также имеет место и тогда, когда спикер кричит “на полную мощность” – и кричит слишком долго. Или когда переходит на “драматический шепот” и “шепчет” до бесконечности. Точно так же, как проповедник должен делать все возможное для правильного понимания библейского и текста и максимально точной передачи его смысла людям, он должен прилагать все усилия и к тому, чтобы произнести проповедь максимально эффективно. Он должен знать, где повысить голос, а где понизить. Где сделать акцент и создать напряжение, а где снять это напряжение. Резкое усиление громкости голоса и переход на шепот, увеличение скорости речи или ее замедление – все это может усилить воздействие проповеди. Но может и отвлекать от содержания проповеди.

Конечно, на эту тему можно еще многое сказать…. В конце своих размышлений о проповеди я вдруг глубоко осознал поразительную вещь: для передачи Своей могущественный истины Бог избрал таких слабых людей, как мы, — с такими ограниченными способностями и навыками. Нет совершенных проповедей и совершенных проповедников. Но есть совершенное, неизменное и непогрешимое Послание, которое и в наше время сияет своим величием через наши слабые проповеди.

 

Тим Чаллис
Христианин, муж и отец. Несет пасторское служение в церкви «Общение благодати» в Торонто, Онтарио. Соучредитель издательства Cruciform Press.

1 комментарий

  1. Хорошие мысли! Как раз хотела написать что-то подобное, но это лучше!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *