Реформация была призывом вернуться к первоначальному христианству, попыткой при помощи обновления и реформ избавиться от испорченной веры Средневековья. Учение Реформации, которое строилось на пяти тезисах, начинавшихся со слова «sola», что значит «только», было радикальным для того времени; и оно должно оставаться столь же радикальным сегодня, ибо оно призывает к вере и жизни, полностью сосредоточенных на Боге.
Джон Ханна
Основными доктринами протестантизма являются Quinque sola (Пять только) — это пять латинских тезисов, появившихся во время Реформации и являющиеся основными теологическими догматами Реформации, противоречащие учению Римско-католической церкви того времени. Латинское слово sola означает «только» или «единственно».
«Пять только» ясно сформулировали пять фундаментальных догм Реформации, основные принципы, которые реформаторы считали необходимыми для христианской жизни и практики.
1. Sola scriptura («Только Писание»)
Sola scriptura — доктрина о том, что Библия является единственным боговдохновенным и подлинным словом Господа, единственным источником христианских доктрин, ясным и практичным. То, что Библия не требует интерпретации, является идеей, прямо противоречащей учению Восточной Православной церкви, Древневосточной Православной церкви, Коптской церкви, Англиканской церкви и традициям Римско-католической церкви, учащим, что Библия может быть аутентично интерпретирована только с помощью апостольских преданий и Вселенских соборов. Эта доктрина послужила причиной отказа от всех христианских традиций, противоречащих, не следующих букве и духу Библии или не имеющих четкого подтверждения в Священном Писании. Кальвинисты зашли дальше в неприятии старых традиций, чем лютеране или англиканцы, но все они едины в отрицании авторитета Папы, спасения за добрые дела, индульгенций, поклонения Деве Марии, святым, мощам, таинств (кроме крещения и евхаристии), чистилища, молитвы за умерших, исповеди священнику, обета безбрачия духовенства, монашеской системы и использования Латинского языка в богослужениях. Эту доктрину иногда называют формальным принципом Реформации, так как она является источником и основой принципа sola fide.
Прилагательное (sola) и существительное (scriptura) стоят в творительном, а не в именительном падеже, чтобы показать, что Библия не сама по себе, а является инструментом Бога, с помощью которого он приходит к человеку.
Реформаторы учили, что Бог дал нам Писание как Свое Слово истины и силы. Поскольку оно Его Слово истины, мы можем доверять ему и сейчас, и в вечности. Поскольку оно Его Слово силы, оно изменяет и обновляет наш разум Духом Божьим. Эта сила должна проявить себя в нашей жизни, у нас в семье, в церкви, в обществе. Другие книги могут дать нам полезную информацию и даже изменить нас, но только одна книга может изменить нас кардинально и уподобить образу Христа. Только тогда мы станем истинными детьми Бога и Реформации.
Насколько хорошо мы понимаем принцип sola scriptura? Исследуем ли мы Писание, любим ли Писание, живем ли Писанием, молимся ли по Писанию? Ведет ли нас Библия, как компас, через штормы и волны жизни? Помогает ли нам Писание, как зеркало, одеваться (Иак. 1:22-27)? Является ли правилом, которым мы руководствуемся (Гал. 6:16), водой, которая нас омывает (Пс. 118:9); сердечным огнем, который нас согревает (Лк. 24:32), пищей, которая нас насыщает (Иов 23:12), мечом, которым мы сражаемся (Εф. 6:17), советчиком, который удаляет наши сомнения и страхи (Пс. 118:24), и наследием, которое обогащает нас (Пс. 118:111-112)?
Учит ли нас Писание, как говорил Джон Флавел, «лучшему пути жизни, благороднейшему пути страдания и самому полезному пути смерти»? Стал ли лозунг sola scriptura нашим личным жизненным кредо, которое побуждает нас, как Кальвина и Лютера, полностью подчиниться слову самого Бога?
Отрывки из Священного Писания: 2 Тим. 3:14-17.
2. Sola fide («Только верой»)
Sola fide — доктрина о том, что прощение можно получить только верой, безотносительно добрых дел и поступков. Протестанты не обесценивают добрые дела; но они отрицают их значение в качестве источника или условия спасения души, считая их неизбежными плодами веры и свидетельством прощения. Некоторые протестанты видят эту доктрину просуммированной с догматом «Вера приносит прощение и добрые дела» в противоречие к Римско-католическому догмату «Вера и добрые дела приносят прощение». Эту доктрину иногда называют материальным принципом Реформации, потому что эта доктрина была центральным богословским вопросом для Мартина Лютера и других реформаторов. Лютер называл ее «статьей, на которой стоит или падает Церковь» (Латынь, articulus stantis et cadentis ecclesiae). Эта доктрина утверждала отсутствие других возможностей для прощения грешника кроме как вера в искупительную жертву Христа.
Оправдание по вере только в Христа — это сердце Евангелия. Поскольку мы не имеем никакой врожденной праведности, которая бы позволяла нам не быть виновными перед Богом, мы нуждаемся в праведности extra nos («вне нас»), «чужой» праведности, как назвал ее Лютер. Бог принимает такую праведность, потому что она заработана для нас Христом.
Sola fide или вера вместе с добрыми делами: чего мы придерживаемся? Является ли наша вера христоцентричной? Живем ли мы лишь по такой вере? Можем ли мы сказать вместе с Лютером: «Вера дает мне Христа; любовь, проистекающая из веры, отдает меня всего моему ближнему»? Понимаем ли мы, что такое sola fide Любим ли мы эту истину и живем ли в соответствии с ней? Являемся ли мы детьми Реформации?
Отрывки из Священного Писания: Мф. 9:22; Мк. 10:52; Лк. 7:50; Рим. 3:28; Гал. 3:6-11
3. Sola gratia («Только благодатью»)
Sola gratia — доктрина о том, что спасение приходит только как Божья благодать, как незаслуженная милость — а не как что-то заслуженное грешником. Это значит что спасение — незаслуженный дар от Бога ради Иисуса. Кажется, что эта доктрина противоречит некоторым аспектам Римско-католического догмата о зарабатывании прощения, на самом деле они слегка расходятся только в двух фактах: что Бог является единственным субъектом благодати (другими словами благодать всегда действительна, без каких-либо действий со стороны человека) и, второе, что человек не может какими-либо своими действиями заслужить большую благодать для себя.
Реформатское богословие учит, что человек может осознать, что есть благодать, только тогда, когда она станет реальностью его жизни. Он понимает, что благодать перестает быть благодатью, если Бог сам не решает, кому ее являть, если она должна быть заслужена. Бог спасает человека не потому, что предвидит какие-то свойства или действия человека, а только потому, что Он сам решает явить человеку Свое расположение.
Ярче всего о всевластии Божьей благодати сказано в Послании Павла к римлянам. Апостол пишет, что эта благодать и еврея, и эллина делает сонаследником Божьего царства вместе с верным Авраамом (Рим. 4:l6). Она устанавливает мир между Богом и грешниками, Его врагами (Рим. 5:2). Поскольку только благодать могущественнее греха, то лишь она по-настоящему освобождает от его власти (Рим. 5:20-21; 6:14). Святая благодать снабжает верующих различными дарами для служения в церкви Божьей (Рим. 12:6). Эта благодать в итоге восторжествует над смертью, она же будет и гарантом вечной жизни для всех тех, кто принял ее (Рим. 5:20-21), потому что она начала действовать еще в прошлом, до начала времен, выбрав людей ко спасению независимо от их заслуг (Рим. 11:5-6).
Благодать призывает нас (Гал. 1:15), возрождает нас (Тит. 3:5), оправдывает нас (Рим. 3:24), освящает нас (Евр. 13:20-21) и сохраняет нас (1 Пет. 1:3-5)· Нам нужна благодать для того, чтобы получить прощение, чтобы вернуться к Богу, чтобы исцелилось наше разбитое сердце и появилась сила пережить трудности духовной битвы. Только по благодати, незаслуженно данной нам всевластным Богом, мы можем иметь спасительные отношения с Ним. Только по благодати Бог призывает нас к покаянию (Еф. 2:8-10), святости (2 Пет. 3:18), служению (Фил. 2:12-13) или страданию (2 Кор. 1:12).
Сегодня в церкви мы просто обязаны провозглашать всевластную благодать. Призывы принять решение и покаяться, большие собрания не помогут истинному обращению. Только Евангелие благодати всевластного Бога в его первоначальном виде может захватить грешника и возродить его силой Слова и Духа Божьего.
Понимаем ли мы, что такое sola gratia? Живем ли мы, не забывая об этом принципе? Знаем ли мы, что благодать — это наше все?
Отрывки из Священного Писания: Еф. 1:3-8
4. Solus Christus («Только Христос»)
Solus Christus — доктрина о том, что Христос является единственным посредником между Богом и человеком, и что спасение возможно только через веру в Него. Несмотря на отрицание других посредников между Богом и человеком, традиционное Лютеранство чтит память Девы Марии и других святых. Каждый христианин, будучи избранным и крещённым, получает «посвящение» на общение с Богом, право проповедовать и совершать богослужение без посредников (церкви и духовенства). В протестантизме таким образом снимается догматическое различие между священником и мирянином, упраздняется церковная иерархия. Поэтому в протестантизме отсутствует исповедь и отпущение грехов (при этом очень важным является покаяние непосредственно перед Богом), а также безбрачие священников и пасторов. Также протестантизм отверг авторитет Папы Римского, упразднил монастыри и монашество.
Бенжамин Уорфилд писал:
«Вера ценна своим объектом [Иисусом Христом]… Посему спасительная сила веры содержится не в самой вере, но во всемогущем Спасителе, на которого она полагается… Спасает не просто вера, а вера в Иисуса Христа… А если быть более точным, то спасает даже не вера в Иисуса Христа, а Христос, который спасает посредством веры».
Иисус занимает центральное место — это основание протестантской веры. Лютер говорил, что Иисус Христос — это «и центр, и окружность всего Писания», имея в виду следующее: то, кто Он есть и что Он совершил Своей смертью и воскресением, — это и есть главное содержание Писания.
Любите ли вы solus Christus и живете ли им? Любите ли вы Христа таким, какой Он есть, любите ли то, что Он делает? Ведет ли Он вас по жизни как царь? Знаете ли вы, что Христос — ваш господин и спаситель? Знаете ли вы, что Он дает вам не только пример для подражания? Что Он не просто герой-мученик? Что Он не просто психотерапевт, который лечит душу? Что Он не «Дед Христос», который дарует здоровье и успех? Знаете ли вы, что только от Христа зависит спасение грешника?
Отрывки из Священного Писания: 1 Тим. 2:5-6; Кол. 1:12-18
5. Soli Deo gloria («Слава только Богу»)
Soli Deo gloria — доктрина о том, что человек должен почитать и преклоняться только Богу, так как спасение даруется только и единственно через его волю и действия — не только дар Искупления Иисуса на кресте, но также дар веры в это Искупление, созданной в сердцах верующих Святым Духом. Реформаторы верят, что человеческое существо — даже святой, канонизированный Римско-католической церковью, Папы или священники не достойны славы и почтения, которая была им воздана.
Самая большая радость для человека — славить только Бога. Мы пребываем в блаженном состоянии, когда прославляем Его. Это самое возвышенное действие человека. Вестминстерский краткий катехизис сжато и точно выражает эту мысль: «Основное предназначение человека — прославлять Бога и вечно радоваться в Нем».
«Только Богу слава» — это сердцебиение Реформации. Конечно, мы воздаем Богу славу не потому, что Ему ее не хватает. Наше прославление не делает Его ни на йоту более славным, чем Он есть в вечности. Как говорил Томас Уотсон, пуританин XVII века, «Божья слава — это неотъемлемая часть Божьего естества: Он не может быть Богом без нее». Прославляя Бога, мы превозносим Его за то, кто Он есть, и признаем то, за что Он достоин хвалы и поклонения. Понимаем ли мы, что это за слава? Нравится ли нам славить Бога и жить для Него?
Отрывки из Священного Писания: 1 Кор. 10:31; 1 Петр. 4:11; Откр. 1:6; Рим. 11:36.
Итак, мы вкратце рассмотрели богословские принципы Реформации, ориентирующие нас на то, чтобы постоянно сверять свою жизнь, свои поступки, свои нравственные нормы, а также жизнь церкви со Словом Божиим, с основными библейскими доктринами.
Живая христианская церковь, имея Библию как основу веры и практики, проповедует Христа распятого и спасение по благодати. А реформаторы и их деятельность остаются для нас хорошим примером. Английский писатель Бэрд говорит: «Задачей реформаторов было открыть шлюзы; с этих пор поток, несмотря на их благонамеренные усилия остановить и ограничить его, с силой и шумом понесся дальше, кое-где разрушая пограничные столбы, кое-где оплодотворяя новую ниву, но везде принося с собой жизнь и обновление».