Будучи христианами, мы выступаем распорядителями ресурсов, данных нам Богом для служения человечеству. Наше призвание — это способ выполнения Божьей работы в мире. Распорядительство — это возделывание ресурсов для Бога. В Библии говорится, что один из наиболее важных ресурсов, данных нам Богом, — это наши дары, склонности, таланты и способности.
Одним из таинств средневековой церкви было таинство, согласно которому люди разделялись на «религиозных» и «мирских». Люди, полностью посвятившие свою жизнь служению (священники, монахи и монахини), и люди, не сделавшие подобный шаг, занимали абсолютно разное духовное положение. И одной из главных задач Реформации было опровергнуть эту точку зрения при помощи библейского учения о священстве всех верующих (1 Петр. 2:9). Мартин Лютер утверждал, что любой род деятельности человека — это призвание, прославляющее Бога. Быть фермером, ремесленником или художником — это такое же призвание от Бога, как и быть проповедником.
Почему?
Любой вид деятельности — это участие в Божьей работе
Бог сотворил мир Своим Духом (Быт. 1:1−3) и продолжает заботиться о нем и поддерживать его (Пс. 103:30), утоляя его жажду и обогащая его (Пс. 64:9−13). Он кормит всех живых существ и восполняет все их нужды (Пс. 144:15, 147:4−9). В сущности, сама цель искупления — окончательно восстановить творение (Откр. 21−22). Бог настолько сильно любит этот сотворенный мир, что послал Своего Сына искупить его. Этот мир в сущности хорош. Это не просто временный театр для спасения людей.
Если Святой Дух — это не только проповедник, обличающий людей о грехе и указывающий на благодать (Ин. 16:8−11, 1 Фес. 1:5), а еще и садовник, художник и инвестор в творение, обновляющий материальный мир, тогда быть проповедником не может быть более духовно и не может больше прославлять Бога, чем быть фермером, художником или банкиром. Можно привести пример: евангелизация — это временная работа, тогда как работа музыканта — постоянная. На новых небесах и на новой земле у проповедников не будет работы! В конце концов цель благовестия — создать такой мир, в котором музыканты смогут работать безупречно.
Любой вид деятельности — это способ служить другим
Представьте, сколько времени вам понадобилось бы, чтобы самому сделать стул. Вам не только пришлось бы самостоятельно распилить дерево и придать ему форму, но еще и создать инструменты. Чтобы сделать инструменты, вам бы пришлось добыть руду и произвести металл. Чтобы сделать все необходимое для производства стула, у вас бы ушли месяцы, а, возможно, и годы. Однако, когда вы делите работу с другими людьми, вы можете купить стул за деньги, равные определенному количеству часов вашего времени, и при этом не тратить несколько месяцев или лет усилий. Даже если вы все же хотите сделать стул сами, вы можете приобрести инструменты, произведенные кем-то другим.
Согласно Божьему замыслу, любая работа — это служение. Посредством работы мы обогащаем друг друга и становимся более и более взаимозависимы. Когда христиане выполняют «мирскую» работу, они становятся солью и светом этому миру (Мф. 5:13−16). Фермерство и бизнес, уход ха детьми и юриспруденция, медицина и музыка — все эти виды деятельности заботятся, изменяют и поддерживают тот мир, который Бог создал и любит. Все мы — служители (священники) человечества от имени Бога.
Выполнять работу означает брать необработанный материал творения и совершенствовать его ради блага других. Музыканты берут необработанный материал звука и приносят искусство в нашу жизнь. Фермеры берут необработанный материал земли и семян и создают для нас еду. Это означает, что мы — Божьи служители в своей работе не только тогда, когда свидетельствуем или прямо говорим об Иисусе, а и когда просто выполняем свою работу. Музыкант служит Богу, когда создает великолепную музыку, а не только лишь когда поет об Иисусе.
Любой вид деятельности основывается на Божьих дарах
В Исаии 28:24−29 говорится: «Всегда ли земледелец пашет для посева?..» И дальше: «когда уровняет поверхность ее, он… разбрасывает пшеницу рядами, и ячмень в определенном месте, и полбу рядом с ним. И такому порядку учит его Бог его; Он наставляет его… И это происходит от Господа Саваофа: дивны судьбы Его, велика премудрость Его!» Исаия говорит, что каждого человека, ставшего умелым фермером, учит Бог. В Исаии 45:1 мы читаем о Кире, языческом царе, которого Бог помазал Святым Духом и избрал для правления страной. Это удивительно. Это показывает, что Божий Дух может давать людям все необходимое, чтобы выполнять работу, даже если они неверующие и не выступают непосредственными Его свидетелями. Бог дает мудрость, смелость и понимание людям, чтобы они могли хорошо выполнять свою работу.
В самом деле, в Иакова 1:17 говорится: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов…» Это означает, что каждый мудрый, справедливый и прекрасный поступок, независимо о того, кто его совершает, исходит от Бога. Это «дар», а следовательно, и некая форма благодати, хоть и не спасительная благодать. Это означает, что Бог дает всем людям (а не только христианам) таланты и способности, помогающие им служить человечеству посредством определенной работы.
В Библии говорится также о духовных дарах (Еф. 4, Рим. 12 и 1 Кор. 12−14) как о способностях служить другим во имя Иисуса. Поскольку христиане были созданы по Божьему образу и подобию, у них есть естественные таланты. А поскольку они были обновлены Святым Духом, у них также есть духовные дары, которые делают их способными служить в церкви и через нее. Различить естественные таланты и духовные дары не всегда легко, потому что, в конечном итоге, все они исходят от Духа Божьего. К примеру, в Исходе 31:1−4 мы читаем, о том, что Веселеил был исполнен «Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством, работать из золота, серебра и меди…» В Новом Завете дары в искусстве не упоминаются среди духовных даров; тем не менее тут мы видим, что способности в искусстве исходят от Бога (Иак. 1:17). В пьесе и фильме «Амадей» персонаж Сальери назвал величественную музыку Моцарта «голосом Божьим». Он был прав.
Как разобраться, к чему вы призваны
Как это относится к верующим?
Во-первых, христианин должен задумываться о двух нижеприведенных вопросах. К какой работе/карьере Бог призвал меня и для выполнения какой работы дал мне все необходимое? Каким образом Бог призывает меня служить в церкви и через нее?
В некоторых редких случаях служение в церкви становится для человека и его карьерой. В таком случае ответы на приведенные выше вопросы совпадают. Однако в большинстве случаев христиане должны ответить на каждый вопрос в отдельности. Иногда то, чем вы занимаетесь в своем «мирском» призвании, очень похоже на ваше служение в церкви. Возможно, вы учитель, занимаетесь стратегическим планированием или искусством и в церкви используете те же способности. Но Бог может призвать вас заниматься чем-то абсолютно отличным от вашей работы в мире. Банкир может быть удивительным учителем воскресной школы.
Тем не менее, чтобы распознать призыв к работе вне церкви или внутри нее, я всегда предлагаю метод, состоящий из трех частей. Чтобы распознать призыв к служению, рассмотрите три фактора: тяготение, способность и возможность.
1. Тяготение: какие «нужды людей» меня волнуют?
В противопоставление тому, что говорится во многих книгах о духовных дарах, не начинайте с себя. Не начинайте с обзора своих даров и навыков, чтобы распознать свои склонности. Тесты на склонности основаны на прошлом опыте и знании себя, а ваше знание себя ограничено. И хотя это один из способов, которыми Бог показывает вам ваше служение, я не советую начинать с него.
Вместо этого, обратите внимание на конкретные нужды в окружающем вас обществе. Какие из них вызывают в вас трепет? Какие проблемы, люди или служения волнуют вас? Что вас привлекает? Павел испытал внутреннюю горечь и волнение, увидев идолов Афин (Деян. 17:16). Очень важно, чтобы мы начинали служение со страстью к какой-то деятельности или невосполненной нужде.
Одна из причин не начинать с известных вам своих способностей состоит в том, что дары «всплывают» и удивляют нас, когда мы участвуем в самых различных служениях. К примеру, до того как я переехал в Нью-Йорк, я бы никогда не сказал, что обладал даром благовестия, но теперь знаю, что это было в основном по той причине, что на тот момент уже прошло много лет с тех пор, как я находился в окружении большого количества неверующих людей. Оказалось, что в моем даре «проповедовать» благовестие было неотъемлемой составляющей. Я никогда бы ее не обнаружил, если бы мне в этом не помогла жизнь в Нью-Йорке. Я переживал об этом городе, и благодаря этому обрел более глубокое понимание своего сердца. Я не размышлял следующим образом: «У меня есть дар благовестия. Где мне его использовать? Я знаю: в Нью-Йорке!» Конечно, чем дольше вы христианин, тем более вероятно, что вы хорошо себя знаете и какой-нибудь ваш дар не станет для вас сюрпризом. Поэтому очень зрелый христианин может начать с любого из вышеприведенных трех факторов. Однако большинству христиан лучше всего начать с нужд реальных людей.
2. Способность: что я умею и не умею делать?
Очень важно рассматривать свои способности. Многие люди хотят начать какое-то конкретное служение, но не могут реалистично оценить свои способности и отсутствие таковых. К примеру, они сами хотят быть лидерами, при этом не имея дара организовать и увлечь за собой людей.
Вы должны очень хорошо знать, какую роль способны играть в служении. Чем следует заниматься именно вам, а чем — другим людям? Также необходимо осознавать, насколько вы укоренились в вере. Возможно, окажется, что ваше благочестие не полностью покрывает отсутствие всех необходимых даров, и, следовательно, вам понадобится сильная команда.
Важно понимать, что в любом служении нужны «пророческие», «священнические» и «царственные» дары. Это одна из многих причин того, что свои способности мы рассматриваем не в первую очередь. К примеру, люди могут думать, что у вас дар священника и вы должны быть дьяконом, но если у всех дьяконов в церкви будет только лишь священнический дар, это будет просто кошмар! В каждом служении необходимы создатели виденья, лидеры и так далее. Именно поэтому мы не можем сказать: «Все пророки должны учить, все священники — заниматься служениями милосердия и справедливости, а все цари — исполнять административные обязанности».
3. Возможность: в каком служении, по мнению окружающих, я нужен?
Наконец, пытаясь найти свое место в служении, мы не должны быть индивидуалистами. Одной лишь доктрины о грехе должно быть достаточно, чтобы доказать, что вам не следует принимать это решение в одиночку. Кроме того, Библия учит: когда мы становимся христианами, мы становимся «членами друг другу» (Еф. 4:25). Мы не можем понять себя, не обращая внимания на то, что видят другие братья и сестры. Может быть, существуют возможности для служения, которые мы никогда не рассматривали, но именно мы идеально подходим для этой работы.
Более того, мы находимся под властью наших лидеров (Евр. 13:7, 17) и должны подчиняться тому, что они считают нуждами церкви. Бог сделал нас частью общества, и нам следует распознавать Божью волю и призыв совместно.
Выводы
Ваше призвание — это часть Божьей работы в мире, и Бог дает вам ресурсы для служения человечеству. Нижеприведенные факторы могут помочь вам распознать, к чему вы призваны.
Тяготение — «оглянитесь вокруг»
Тяготение — это обычный, экзистенциальный/священнический способ распознать призвание. Какие нужды людей меня волнуют?
Способность — «посмотрите внутрь себя»
Способность — это обычный, рациональный/пророческий способ распознать призвание. Что у меня хорошо получается?
Возможность — «посмотрите вверх»
Возможность — это обычный, организационный/царственный способ распознать призвание. В чем, по мнению лидеров и моих друзей, наиболее стратегическая нужда Царства?
Ваша жизнь — это не череда случайных событий. События в вашей семье, образование и жизненный опыт (даже наиболее болезненный) готовят вас к той работе, которую больше никто не в состоянии выполнять. «Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2:10).
__________________________
Источник: ru.inlumine.org