Почему важна доктрина

Двадцатый век стал свидетелем набирающего силу бунта против доктрины. В некоторых кругах отказались от определенных формулировок классической христианской доктрины, тогда как в других отвергли понятие доктрины как таковое.

Для доктрины настали трудные времена даже среди тех, кто считает себя евангельскими верующими. Некоторые евангельские историки теперь настаивают, что отличительные черты евангельского движения не богословские по своей сути, по крайней мере, они не выходят за пределы самых общих утверждений. Если так, то это суждение было бы позором для любого человека Божьего. Однако, на самом деле у евангельского христианства внушительное доктринальное наследие и исторически сложившееся особое внимание к исповеданиям веры и вопросам учения.

Доктрина – это, если буквально, учение церкви, то, что она считает сутью своей веры. Это не замена личного опыта. Евангельские христиане ясно свидетельствуют о необходимости личной веры в Иисуса Христа, но эта личная вера опирается на определенное понимание того, кто такой Иисус Христос и что Он совершил на кресте. В конце концов, мы ведь не призываем людей веровать в веру, но веровать во Христа.

Не бывает христианства «в общих чертах». Вера в какой-то опыт, даже очень сильный, но лишенный богословского или библейского содержания – это не христианство Нового Завета. Кто придерживается христианства «в общих чертах», тот может вообще не верить во что-то определенное. А вера заключается в определенных деталях.

Кажется, в некоторых церквях считают, что доктрины нужны лишь для людей с определенными интеллектуальными склонностями, но не обязательны для большинства христиан. Интерес к доктрине воспринимается как некоторое интеллектуальное хобби. В других церквях боятся следовать четкой доктрине из-за опасения споров или разделений. Оба фактора указывают на недостаток уважения к верующему и на отказ церкви исполнять учительную функцию.

Сеющие презрение и равнодушие к библейской доктрине пожнут христиан без корней и без плодов. Доктрина – не препятствие для практической религии, она свидетельствует о содержании этой практики. Церкви поручено призывать людей ко Христу и утверждать их в зрелом познании христианской веры.

Социологи и историки, следящие за обстановкой в американской церкви, отмечают, что один из первых признаков упадка деноминации – это снижение внимания к доктрине. Множество основных протестантских деноминаций уже прошли этим путем, когда за ослаблением внимания к библейской доктрине последовало уменьшение числа членов церкви и спад в благовестии.

Однако, в евангельские церкви должен вернуться здравый интерес к библейской доктрине не просто для того, чтобы предотвратить упадок в организации или общине. Это необходимо, потому что новозаветному народу не подобает соглашаться на что-либо меньшее. Важнейшая задача для церкви – хранить верность.

Церкви, в которых недостает целенаправленного и эффективного доктринального наставления, рискуют превратиться в клуб незнаек. Чарльз Сперджен рассказывал печальную историю об одном ирландце, который был на собрании какой-то секты. Рассказывая об этом собрании, мужчина дал такую оценку: «О, это было прекрасно, никто ничего не знал, и мы все учили друг друга».

Евангельские церкви должны остановить спад интереса к доктрине в своей среде и восстановить учительную обязанность церкви. Доктрина без благочестия мертва, но благочестие без доктрины в лучшем случае незрелое, а в худшем – ненастоящее. Настоящие христиане всегда будут заботиться о воспитании истинного христианского благочестия и ученичества среди верующих. Джон А. Броадус еще более века назад заметил, что доктрина – «это жизненная сила благочестия».

Те, кто призывает к «христианству без доктрин», неправильно понимают, или неправильно передают, что такое доктрина, и что такое христианство. Прагматизм и участие в каких-то программах доминирует в жизни многих христиан и многих церквей. Столь слабое понимание доктрин среди многих евангельских верующих свидетельствует о глубоком упадке в силе и убеждениях. Нужно вернуть и то и другое, чтобы в евангельском христианстве будущего было хоть что-то евангельское.

__________________________

Источник: propovedi.ru

Альберт Молер
Д-р Р. Альберт Молер-младший является президентом Южной баптистской богословской семинарии.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *