Когда вы в последний раз слышали проповедь по 38 главе книги Бытие? Можете ли вы подвести итог истории из этой главы? Я уверен, что вы отлично знаете следующую историю, которая описана в 39 главе книги Бытие, когда Иосиф отвергает сексуальные домогательства жены Потифара. Вернемся к предыдущей главе. Это грязная, отвратительная, разрушительная и неприятная история. Главу 38 книги Бытие можно отметить рейтингом «Только для зрителей от 17 лет» — и есть определенная опасность, если мы не будем проповедовать на эту тему.

История праведного Иосифа, проигнорировавшего жену Потифара, не новость для подкастов и кафедр. Но если мы не будем осторожны, мы можем впасть в ужасную ошибку, описывая только одну сторону сексуального греха — мужчина сопротивляется заигрываниям женщины — а затем непреднамеренно будем изображать женщин как причину сексуального греха. #ChurchToo существует не просто так (#ChurchToo — это движение, начавшееся в социальных сетях с целью выявления сексуальных домогательств, злоупотреблений, оскорблений и насилия, которые происходят в церквях / религиозных сообществах. Это коллективная история людей, которым был нанесен ущерб. Это также история краха религиозных общин и институтов – прим. пер.). Нам нужен широкий взгляд на определение сексуального греха. И 38 глава Бытия, в контексте 39 главы, показывает нам сексуальный грех мужчин — Онана и Иуды — и грехи насилия и пренебрежения, которые пережила Фамарь.

Проповедуйте по неприятным местам Писания — это жизненно

Легко понять, почему мы не слышим проповедей, основанных на событиях 38 главы книги Бытие. Кто из нас захочет говорить о человеке, которому, согласно культурным обычаям, было сказано переспать с овдовевшей невесткой, чтобы она забеременела? Кто хочет привлечь внимание к тому, что Онан пролил семя на землю? Есть жаждущие проповеди об Иуде, который переспал с невесткой Фамарь, потому что он думал, что она проститутка? Это не те отрывки, о которых студенты семинарии мечтают рассказать однажды за кафедрой. И это только часть проблемы.

Мы знаем, что каждый отрывок нашей священной книги исходит от Бога, полезен для христиан и является частью нашего духовного созревания (2 Тим. 3:16; Матф. 4:4). Именно потому, что это правда, пасторы должны проповедовать все Слово — как удобные, так и неудобные стихи — во всякое время.

Людям в наших церквях нужно услышать неприятный рассказ из Бытия 38, потому что он отображает наш мир. Сексуальное насилие, ложь, скандалы, лицемерие и жертвы — эта древняя ближневосточная драма не так уж далека от прошлого. Вы можете подумать, что люди не хотят слышать об этих ужасных скандалах, но вы ошибаетесь. Не зря некоторые из самых популярных фильмов – «Во все тяжкие», «Утреннее шоу», «Король тигров» — наполнены скандалами и грубыми проступками. Это наш мир. Это так или иначе имеет отношение к поместной церкви. Бог говорит об этих грехах, об этих травмах. Такие отрывки, как Бытие 38, проливают свет на сексуальный грех, насилие и пренебрежение, призывая к покаянию и справедливости.

Неприятные отрывки призывают к покаянию и справедливости

Нашим церквям необходимо слышать проповеди из Бытия 38, потому что в каждой церкви есть люди, которые совершили грехи Онана или Иуды — сексуальные проступки, блуд или поступали не так, как должны поступать мужчина и женщина в браке. «Таковы были некоторые из вас» (1 Кор. 6:11). Некоторые мужчины и женщины порабощены цифровой проституцией и нуждаются в резком повествовании из книги Бытия 38, чтобы вернуться к хождению во свете.

Но не забывайте и о другой стороне этой главы. В наших церквях есть их члены и те, кто пока наблюдают, которые подверглись жестокому обращению и ищут надежду, и жаждут справедливости, как Фамарь. В наших общинах есть люди, которые думают, что насилие и сексуальные проступки происходят где-то там; не подозревая, что жертвы жестокого обращения сидят совсем рядом, по другую сторону прохода. Пасторы должны проповедовать этим людям и говорить об этих ситуациях. Бог ничего не забывает, у Него есть расписки. Пасторы должны призывать обидчиков к покаянию и провозглашать справедливость для жертв. Все это мы видим в Бытие 38.

Мы слышим больше проповедей из 39 главы книги Бытие, потому что там описан Иосиф, убегающий от жены Потифара, и его разорванные одежды, развевающиеся на ветру. Мы читаем необходимое слово о том, чтобы мы противостояли искушениям. «Не заботьтесь о плоти» (Рим. 13:14). А как быть с человеком, который не убежал? Или женщиной, которая написала смс своему Иосифу, чтобы он приходил, потому что ее муж только что уехал? В этом нам помогает Бытие 38.

Проповедь, основанная на этих двух главах, помогает сказать последователям Иисуса, чтобы они избегали сексуального искушения (Иосиф) и покаялись в сексуальной эксплуатации других (Онан и Иуда). Легко читать и слушать проповеди о том, как избежать греха в общем. Но пасторы должны говорить людям исповедоваться и оставить свои настоящие грехи, как это сделал Иуда. Как только свет засиял, он признается: «Она правее меня» (Быт. 38:26). Такие неудобные и отталкивающие отрывки призывают нас к покаянию. Обидчиков, таких как Онан, призывают к покаянию. Обратите внимание, что Онан падает замертво. Так серьезно Бог относится к его поведению и заступается за пострадавших. Бог видит. Это не останется безнаказанным.

Нам нравятся яркие моменты истории Иосифа из Бытие 39. Но нам также нужны и мрачные моменты из Бытие 38. Бог встречает нас там. Именно на обломках нашей жизни Бог показывает нам выход. Наше сексуальное прошлое не должно быть концом истории.

Фамарь и Иосиф: праведность побеждает, даже когда проигрывает

Когда живот Фамарь начинает увеличиваться от растущих там близнецов Иуды (хотя он даже еще не знает, что это его дети), он хочет, чтобы Фамарь сожгли за эту предполагаемую измену семье. Что делает Фамарь? Она отвечает (перефразируя на современный лад): «Ну, парень, от которого я забеременела, оставил свой телефон в публичном доме». Это телефон Иуды. Его чехол, его заставка на телефоне, его мелодия звонка. Справедливость восторжествовала. Иуда раскаивается. Он признается. Честь Фамарь очищена и ее доброе имя восстановлено, и она благословлена детьми, которые родят Вооза, потом Давида, а затем Иисуса из Назарета.

Как и в истории об Иосифе, чей поступок праведности привел его в тюрьму, длинная дуга праведности в конце побеждает. Что касается Фамарь, мы слышим долгую историю искупления не только в конце 38-й главы Бытия или во время подбора урожая на поле Вооза, или когда голова Голиафа упала на землю в долине Эла. Искупление осуществляется, когда последнее потомство Фамарь живет праведно, поступает справедливо, любит милосердие, умирает на кресте за грешников и воскресает для нашего оправдания (Мф. 1:3).

Бытие 38 и более широкий контекст искупления показывает нам, что справедливость восторжествует. Это может произойти через год или через поколение, или в конце века, но так же верно, как то, что Сын воскрес, справедливость придет. Как и с Фамарь, с Иисусом плохо обращались, Его оскорбляли, злословили, но в конце Он был оправдан. Когда мы не видим выхода, Бог искупает то, чего мы не можем понять.

Праведность побеждает, даже когда проигрывает.

____________________________________

Оригинал статьи на thegospelcoalition.org

Перевод статьи на ieshua.org

Поделиться
Написал Джефф Меддерс
Доктор богословия в Южной баптистской богословской семинарии. Джефф также является автором книги «Скромный кальвинизм».