Переоценить важность доктрины о человеке практически невозможно. Конечно, и для любого философа вопрос, что есть человек, относится к разряду самых важных. В одном из диалогов Платон изображает своего учителя Сократа как человека, одержимого одним желанием в процессе поиска мудрости — желанием познать себя. Разные мыслители давали разные ответы на вопрос, что есть человек, но любой их ответ имеет далеко идущие последствия для практической жизни и ее осмысления.

Мы хотим знать больше об Образе Божьем в нас: он испорчен, или всё же потерян полностью? Эта книга — огромный вклад в учение о человеке, и она точно поможет разобраться во многих вопросах антропологии. Автор рассматривает учение о человеке в свете Писания и христианской традиции. При этом, книга доступна для самого широкого круга читателей. 

Рекомендуем вам эту книгу к прочтению. И поэтому, представляем вашему внимаю небольшой отрывок из этой книги:

Истинная свобода человека, которую он утратил из-за грехопадения, восстанавливается в процессе искупления. Когда Святой Дух возрождает человека, обновляет образ Божий в нём и начинает дело освящения, этот человек получает способность обратиться к Богу в покаянии и с верой и делать то, что угодно Ему. Состояние возрождённого человека, как говорил Августин, это такое состояние, когда «он способен не грешить» (posse non peccare). Искупление, таким образом, означает избавление от «рабства воли»; возрожденный человек больше не является рабом греха.

Истинная свобода, свобода творить Божью волю, восстанавливается в человеке в результате процесса искупления – об этом сказано во многих новозаветных отрывках.

По сути, обладать этой новой свободой – все равно что быть новым творением в Христе.

Христианин должен смотреть на себя как на «новое я», хотя пока ещё несовершенное: это «я» по-настоящему новое, хотя пока и не полностью. То же самое верно и в отношении свободы христианина. В этой жизни христианин по-настоящему свободен, хотя и не полностью. Благодаря Божьему искупительному действию у христианина сейчас есть истинная свобода, но она ещё несовершенна. Христианин больше не раб греха, но грех по-прежнему искушает его, и он иногда согрешает. Придёт день, и после воскресения тела он будет совершенно и полностью свободен.

Хотя восстанавливает нашу истинную свободу Бог в результате искупления, уметь жить в этой свободе – также и ответственность человека. Мы не роботы, мы не запрограммированы – мы созданные личности. Как творение мы полностью зависим от Бога, но как личности мы должны не только принимать решения, но и нести за них ответственность.

Поделиться
Написал Антон Иванов
Магистр практического богословия, автор статей, рецензент и блогер. Женат.