Вопрос: В чем отличие крещения Иоаннова от крещения христианского? Полезно ли детально вникать в этот вопрос?
Существенная разница
Апостол Павел видел настолько большую разницу между тем, что совершал Иоанн и тем, что совершали ученики Христовы, что полностью не воспринимал крещение Иоанново за христианское, а, крещенных Иоанновым крещением, крестил во имя Иисуса Христа.
Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса (Деян. 19:1-5).
Крещение Иоанново и крещение христианское разнятся по смыслу, о чем свидетельствуют и авторы других новозаветных книг.
Крещение Иоанново
Русское слово «крещение» или «крестить» отождествляется со словом «крест» и создает часто неправильный образ в отношении того, что происходило во время жизни и служения Иоанна Крестителя и Иисуса Христа. Греческий глагол βαπτιζω (баптидзо) означает «погружать, окунать». Внешне «погружение» Иоанново полностью походило на обязательную среди Иудеев практику ритуального омовения в воде (твилá), при котором все тело человека погружалось в проточной воде или в специальном бассейне (миквá). Поэтому погружение совершалось в местах, где было достаточно большое скопление воды (Иоан. 3:23; Деян. 8:38). Стоит только уточнить, что в библейских сносках, где говорится, что Иоанн крестил в «пустыне» (Мтф. 3:1; Мрк. 1:4), речь идет не о безводных местах, а о диких, необитаемых, пустынных местах, в которые люди удалялись для поста (ср. Мтф. 4:1-2; Мрк. 1:12-13).
Иоанн в своей проповеди акцентировал необходимость покаяния, чтобы подготовиться к пришествию Господа. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мтф. 3:2; ср. Мрк. 1:4; Лк. 3:3). Внешним символом внутреннего покаяния и очищения от греха естественным образом стало осознанное погружение в воде (см. Мтф. 3:11, Мрк. 1:4-5). Сердечное покаяние и устное исповедание грехов были необходимым условием для погружения (Мтф. 3:5-6; Мрк. 1:5). Люди, которые не демонстрировали признаков искреннего покаяния, не допускались к погружению (Мтф. 3:7-8).
Погружение, совершаемое Иоанном имело подготовительный характер (Мтф. 3:3; Мк. 1:2-3) по отношению к христианскому крещению, поэтому апостол Павел принявших «погружение» Иоанново крестил во имя Господа Иисуса (Деян.19:4-5). Иоанново «погружение» совершалось в период до смерти и воскресения Иисуса Христа. По вознесении же Господа Он послал обещанного Духа Святого на Своих учеников в праздник Пятидесятницы (Деян. 1:4-9; 2:1-4), и ученики стали исполнять новую заповедь Господа о крещении (Мтф. 28:18-20; Деян. 2:38, 41).
Крещение христианское
Покаяние остается неотъемлемой частью христианской проповеди (Лук. 24:47; Деян. 2:38; 3:19; 5:31; 11:18; 17:30; 20:21; 26:20; 2 Птр. 3:9; Рим. 2:4; 2 Тим. 2:25). Никто не может облечься во Христа, который умер за грехи людей (1 Кор. 15:3), если не покается и не отвергнет своих грехов. Однако в крещении христианском верующий во Христа исповедует не только свое покаяние во грехах, но и свою веру в заместительную смерть и оправдывающее воскресение Иисуса Христа, как главных основ евангельской истины (1 Кор. 15:1-5; Кол. 2:12). Посредством христианского крещения человек публично отождествляется со Христом (Гал. 3:27).
“Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни” (Рим. 6:3-4). Как покаяние было необходимым условием для принятия «крещения» Иоаннова, так покаяние и вера во Христа являются необходимым условием для принятия крещения христианского.
“Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание (или ответ, просьба) Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа” (1 Птр. 3:21).
Христианское крещение совершается «во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мтф. 28:19), тем самым свидетельствуя о приобщенности верующего к полноте Божества и к полной благодати спасения. Христос крестит не водою, а «Духом Святым» (Мтф. 3:11; Мк. 1:8; Лк. 3:16; Ин. 1:33; Деян. 1:5; 11:16). Крещение в сфере духовной находит свое выражение в крещении в воде, как реальность – в подобии реальности.
Зачем Иисус Христос принял символ покаяния?
Иоанн, признавая святость Иисуса, защищая Его непорочную репутацию, изначально хотел воспрепятствовать Ему принять символ покаяния (Мтф. 3:13-14). Ведь принятие Иисусом крещения от Иоанна могло быть воспринято неправильно, будто бы Иисус не безгрешен, будто бы Иоанн больше и праведнее Иисуса. Несмотря на это Господь сказал, что через это погружение в покаяние «надлежит нам исполнить всякую правду (букв. греч. праведность)» (Мтф. 3:15). Приняв от Иоанна символ покаяния во грехах, Иисус исполнил праведность, но не для Себя, а для тех, которых Он пришел спасти от грехов их (Мтф. 1:21), для верующих в Него (Иоан. 1:12). Господь не только умер заместительной смертью, но и прожил заместительную праведную жизнь за всех, кто будет веровать в Него. Никто из людей по своей врожденной греховности не может принести Богу совершенную молитву покаяния в своих грехах. Господь принес это совершенное покаяние ради избранных и теперь, верующим во Христа вменяется совершенная праведность, которую Господь Иисус Христос приобрел на земле (Рим. 3:20-28; 4:24).
Христос через погружение в покаяние отождествил Себя с грешниками и их грехами, чтобы мы погружаясь во Христа отождествили себя с Ним и Его праведностью. Погружение Христа было одновременно поразительным прообразом Его голгофской смерти и победоносного воскресения.
Заключение
На основании приведенных текстов Священного Писания можно заключить, что понимание существующей разницы между крещением Иоанновым и крещением христианским очень важно. Оно позволит верующим лучше осознать величие того, что совершил для них Господь и более полно славить Бога за благодать данную во спасении по вере во Христа.
После воскресения и вознесения Иисуса Христа в славу Отца для христиан существует только «один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4:5).