Есть такое мнение, что дитя Божье должно быть обучено молитве, так же как младенец нуждается в том, чтобы его научили кричать. Но такой крик с целью удовлетворить основные потребности стоит на минимальном уровне общения, и мы должны быстро вырасти из этого младенческого возраста. Библия говорит, что мы должны молиться о славе Божьей, молиться согласно Его воле, в вере, во имя Иисуса, с терпением, настойчивостью и т.д.
Божье дитя постепенно учится молиться таким образом, подобно тому как растущий ребенок учится членораздельно говорить. Чтобы молиться так, как от нас ожидается, чтобы молиться, как взрослый христианин, чтобы молиться эффективно, мы должны сказать вместе с учениками в Евангелии от Луки 11:1: «Господи! научи нас молиться».
Посредством самой же молитвы
Если вы когда-либо изучали иностранный язык, то знаете, что лучше всего его можно изучить тогда, когда вам приходится на нем говорить. То же самое касается «иностранного языка» молитвы. Есть много различных хороших способов учиться молитве, но самый лучший способ научиться, как молиться — это просто молиться.
Эндрю Мюррей, южноафриканский служитель и автор книги «Со Христом в школе молитвы», писал:
«Читать книги о молитве, слушать лекции и беседовать о ней, конечно же, очень хорошо, но это не научит вас молиться. Без практики и упражнений вы ничему не научитесь. Я могу целый год слушать профессора музыки, играющего самую прекрасную музыку, но это не научит меня владеть инструментом».
Дух Святой учит молящихся людей, как молиться еще лучше. Это есть одно из применений Иоанна 16:13, где Иисус сказал: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину…» Как самолет лучше поддается управлению, когда он несется по воздуху, чем когда он на земле с выключенным двигателем, так и Дух Святой лучше наставляет и ведет нас в молитве, когда мы несемся в потоке молитвы, а не молчим.
Посредством размышления над Писанием
Это одно из наиболее побуждающих понятий о молитве, которому я когда-либо учился. Размышление является недостающим звеном между насыщением Словом Божьим и молитвой. Эти два аспекта часто разъединены, в то время как они должны быть соединены. Мы читаем Библию, закрываем ее и затем пытаемся запустить шестеренки нашей молитвы в действие. Но очень часто кажется, что эти шестеренки не стыкуются друг с другом.
Фактически, после нашего некоторого прогресса в изучении Слова переход к молитве иногда подобен тому, как мы переключаем ручку коробки передач резко обратно в нейтральное положение или даже на задний ход. Вместо этого должен происходить гладкий, почти незаметный переход от насыщения Писанием к молитвенному выходу, дабы мы в это время все более и более приближались к Богу. Такое происходит, когда между этими двумя аспектами находится промежуточное звено размышления.
Есть, как минимум, два места Писания, которые ясно этому учат. Давид молился в Псалме 5:2: «Услышь, Господи, слова мои, уразумей помышления мои». Еврейское слово, стоящее на месте нашего «помышления», может также быть переведено как «размышление». Фактически, это же самое слово употребляется в этом значении в другом месте Писания, Псалме 18:15: «Да будут слова уст моих и помышление (в английском «размышление») сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и избавитель мой».
Обратите внимание, что оба эти стиха являются молитвами и относятся к другим «словам», сказанным в молитве. Однако в каждом случае размышление служило катализатором, который катапультировал Давида из истины Божьей в общение с Богом. В Псалме 5:2 он находился в размышлении, а теперь он просит Господа преклонить к нему ухо и внимать ему. В 18-м Псалме мы находим одно из наиболее известных утверждений о Писании, оно начинается со знаменитых слов в 8-м стихе: «Закон Господа совершен, укрепляет (в английском «оживляет») душу». Эта часть продолжается до 11-го стиха, а затем Давид молится в 14-м стихе, что является результатом этих слов и его размышлений.
Этот процесс действует следующим образом: после поглощения места Писания размышление позволяет нам взять то, что Бог нам сказал, и глубоко над этим поразмыслить, переварить это, а затем говорить об этом Богу в осмысленной молитве. В результате этого мы молимся о том, что мы встретили в Библии и что присовокупилось к нашей личности посредством размышления.
И таким образом у нас есть не только нечто существенное, что мы можем сказать в молитве, но и уверенность в том, что мы молимся согласно Божьему намерению, и мы плавно переходим в молитву, молясь страстно и с пламенным сердцем. Затем, идя дальше с нашей молитвой, мы не дергаемся и не спотыкаемся, потому что мы уже набрали хорошую духовную инерцию.
Как мы учимся молиться? Каким образом мы учимся молиться? Мы учимся молиться посредством размышления над Писанием, ибо размышление является недостающим звеном между насыщением Словом Божьим и молитвой.
Молясь с другими
Ученики учились молиться, не только слушая учение Иисуса о молитве, но также находясь вместе с Ним, когда Он молился. Давайте не будем забывать, что слова: «Господи! научи нас молиться» не были сказаны просто наобум. Ученики попросили Иисуса об этом после того, как они находились с Ним во время Его молитвы (Луки 11:1). Таким же образом мы можем научиться молиться, находясь с теми людьми, которые сами умеют хорошо молиться и могут показать нам хороший пример.
Я не имею ввиду всего лишь заимствование новых слов и фраз, употребляемых ими в молитве. Что касается всех случаев научения по чьему-либо примеру, глядя на других людей, мы можем извлечь как плохие привычки, так и хорошие. Я слышал людей, которые, казалось, никогда не молились своими собственными молитвами.
Каждый раз, когда они молятся, они говорят одно и то же. Глядя на них, явно видно, что они просто употребляют высокопарные суперблагочестивые фразы, которых они нахватались от других людей за многие годы. Иисус сказал: «Не употребляйте бессмысленных повторений, когда молитесь» (Матфея 6:7, перевод с английского). Такие молитвы очень редко исходят из сердца. Такие молитвы адресуются вовсе не Богу. На самом деле такие молитвы возносятся с целью произвести сильное впечатление на слушателей.
Вокруг нас всегда есть другие верующие, от которых мы можем научиться, как лучше молиться, молясь рядом с ними. Но мы молимся с ними для того, чтобы научиться принципам молитвы, а не просто набраться молитвенных фраз. Один ваш верующий товарищ может дать вам во время своей молитвы библейские основания, почему Господь должен ответить на молитву. Другой может показать, как можно молиться, используя при этом места Писания.
Молясь с верным ходатаем, мы можем научиться, как молиться за миссионерскую деятельность. Регулярные молитвы с другими христианами могут в значительной степени обогатить вашу христианскую жизнь. Если проследить, как начинались многие великие пробуждения и Божьи, действия, мы увидим, что они начинались с того, что Бог собирал вместе группу людей для совместной молитвы.
Посредством чтения о молитве
Если мы будем просто читать о молитве, но не будем сами молиться, то нам это не поможет. Но если мы будем читать о молитве в дополнение к личной молитве, то это может нам значительно помочь. «Как железо точит железо, так один человек точит другого» (Притчи 27:17, английский перевод).
Почитайте уроки, полученные ветеранами, которые находились в молитвенных окопах, и пусть они отточат ваше молитвенное оружие для ведения духовной войны. Притчи Соломона учат: «Обращающийся с мудрыми будет мудр…» (Притчи 13:20). Чтение книг мудрых мужей и жен молитвы дает нам привилегию «общаться» с ними и учиться от них тем мудрым глубоким урокам, которые они получили во время своей молитвенной жизни.
Мы познали на собственном опыте, как другие могут видеть в Библии то, чего не видим мы, или насколько они способны объяснить известное всем учение по-новому, так что это освежает и углубляет наше понимание его.
Таким же образом чтение того, чему научились другие в области молитвы при изучении Писания и их личного духовного опыта может быть Божьим инструментом для нашего обучения, которого мы не смогли бы приобрести в противном случае. Позвольте мне добавить еще одно слово ободрения. Как бы трудно ни давалась бы вам сейчас молитва, если вы с терпением будете ей учиться, то у вас всегда будет надежда достичь более сильной и плодотворной молитвенной жизни.
Больше применения
Ввиду того что Бог ожидает от вас молитв, станете ли вы молиться?
Я прямо призываю вас к этому, потому что думаю, что нам необходимо принять некоторые сознательные решения в нашей молитвенной жизни. Один пастор пишет следующее:
«Если я не ошибаюсь, одна из основных причин, по которой Божьи дети не ведут значительную молитвенную жизнь, заключается в том, что они не планируют ее вести. Если вы решили взять отпуск на месяц, вы не просыпаетесь летним утром и не говорите: «Эй, поехали прямо сегодня!» У вас ничего не будет собрано. Вы не будете знать еще, куда ехать, так как ничего еще не было запланировано. Но именно так многие из нас и относятся к молитве. Мы просыпаемся день за днем и осознаем, что значительное время нашей жизни должно проходить в молитве, но у нас ничего никогда не готово. Мы не знаем, куда пойти. Ничего не было запланировано. Нет времени. Нет места. И мы все знаем, что без такого планирования мы не сможем иметь потоки глубоких, спонтанных переживаний в молитве. Если вы не планируете, как провести отпуск, вы, скорее всего, остаетесь дома и смотрите телевизор. Обычный незапланированный поток духовных стремлений снижается по своей активности до минимума. Но существует-дистанция, которую нужно пробежать, и битва, в которой нужно сражаться. Если вы хотите обновления в вашей молитвенной жизни, вы должны запланировать увидеть его».
Станете ли вы молиться, чтобы стать благочестивым? Сегодня? Планируете ли вы молиться завтра? А послезавтра?
Так как молитве нужно учиться, станете ли вы учиться молиться?
Когда вы больше учитесь молиться, это часто улучшает молитвенную жизнь. Но так же, как и сама молитва, обучение молитве требует планирования. Станете ли вы молиться, связывая чтение Библии с молитвой через размышление? Есть ли у вас в планах молиться с другими? Желаете ли вы больше узнавать о молитве через чтение? Что вам читать? Существует достаточно книг на эту тему, а также биографий великих молитвенных воинов. Подумайте о цитатах, приведенных в этой главе, а также посоветуйтесь с пастором или попросите рекомендации у продавца христианских книг. Итак, когда вы начнете?
Так как Бог отвечает на вашу молитву, станете ли вы молиться настойчиво?
Помните, что слова «просите, ищите и стучите» в Матфея 7:7 в оригинале употреблены в настоящем продолжительном времени. Это значит, что мы должны молиться часто и настойчиво до того, как получим ответы на эти молитвы. Начиная с Луки 18:1, Иисус рассказывает целую притчу «чтобы показать (нам), что (мы) должны молиться и не сдаваться». Иногда снижение настойчивости в молитве доказывает, что мы не были серьезными в нашей просьбе сначала. Иногда Бог хочет, чтобы мы были настойчивыми в молитве, чтобы укрепить нашу веру в Него. Вера никогда не возросла бы, если бы Бог отвечал на все молитвы сразу же. Настойчивая молитва также склонна развивать более глубокую благодарность. Как радость рождения ребенка велика из-за месяцев ожидания, так велика радость, когда приходит ответ на настойчивую молитву. И так как это поколение измеряет время, считая каждую долю секунды, и не желает признать свою нужду в терпении, Бог вырабатывает его в нас, требуя от нас настойчивости в молитве.
Джордж Мюллер заметил: «Огромная вина детей Божьих в том, что они не настойчивы в молитве, они не продолжают молиться; они не настойчивы. Если они желают чего-то ради славы Божьей, они должны молиться об этом, пока не получат. О, какой хороший, добрый, прекрасный и снисходительный у нас Бог! Хотя я недостоин Его милости, Он все же дает безмерно, превыше всего, о чем я просил или помышлял!»
Возможно, причина, по которой такие свидетельства не распространены, состоит в том, что немногие настойчивы в молитве. Но такой поиск Бога достоин этого. Он достоин любого расстройства. Не позволяйте врагу искушать вас стать тихим и циничным к Божьему желанию и способности ответить. Пусть любовь к Богу побуждает вас усердствовать в молитве к Тому, Который любит вас, даже когда Его судьбы непостижимы и Его пути неисследимы (Римлянам 11:33).
Давайте остановимся и немного разберемся. Для чего нужен этот призыв к упражнению себя в молитве? Для «достижения благочестия». Там, где благочестие, там и много молитв. Сперджен сказал своим типичным живописным языком: «Как луна влияет на приливы моря, так же и молитва влияет на приливы благочестия».
Мужи и жены Божьи — это всегда мужи и жены молитвы. Мой пасторский опыт подтверждает слова Д. Райла: «По какой причине одни верующие намного святее и ярче других? Я верю, что в девятнадцати случаях из двадцати эта причина заключается в разных подходах к личной молитве. Я верю, что те, кто не очень святы, молятся мало, а те, святость которых высока, молятся много».
Хотите ли вы быть подобными Христу? Тогда делайте так, как делал Он — упражняйте себя, чтобы быть человеком молитвы.
Источник: Взято из книги Дональда Уитни «Духовное возрастание в христианской жизни», глава 4. Молитва для цели благочестия.