На протяжении многих лет я слышал проповеди, которые касались меня до слёз. Однако при более близком рассмотрении, я обнаружил, что в них не хватало значимых элементов хорошей проповеди. Несмотря на обучение, я лишь недавно осознал, что не понимал, что такое хорошая проповедь, пока меня не тыкнули в неё носом.
Я обнаружил эту разительную ошибку, слушая проповеди интернов-пасторов. Я сделал табличку с важными составляющими хорошей проповеди, чтобы потом поделиться комментариями о том, как можно её — проповедь — улучшить. Я заметил, что часто слушаю проповедь и характеризую её как не очень хорошую, основываясь на чувствах. Но когда я начал размышлять об основных составляющих хорошей проповеди, то отметил, что некоторые “не очень” проповеди оказались очень полезными. Я не мог полагаться на одно лишь чутьё.
Есть ли у вас примеры хорошей проповеди?
А как насчёт вас? Как вы определяете, хороша ли проповедь или нет? Заставила ли она вас ликовать или оставила осадок, неприятные чувства по отношению к вам, другим людям или Богу? Можете ли вы доверять собственным чувствам? Обманывали ли они вас когда-либо? Как знать, когда доверять своим чувствам?
А может быть ваше определение складывается вовсе не на чувствах. Возможно, это ваше представление о том, как её воспримут другие, например, ваши неверующие родственники. Вы уверены, что она должна быть с долей юмора, но при этом и с четким посылом и призывом к покаянию и вере во Христа.
А быть может у вас нюх на “слово от Бога” в противовес обычному позёрству?
Вы уверены, что можете отличить хорошую проповедь от плохой?
Определение слова “хорошая”
Прежде всего, я думаю, необходимо разобраться с понятием “хорошая” проповедь. Я использую это слово по отношению к проповеди, которая со временем взращивает и укрепляет вашу веру и жизнь; проповедь, которая освящает и изменяет нас как церковь и каждого по отдельности – возможно не только та, что влияет на нас спустя одно воскресенье, но почти точно та, что действует спустя года после того самого воскресения.
Небольшое уточнение, только Господь может создать превосходную проповедь и проповедников. Только Господь создаёт уникальные реакции на проповеди Чарльза Сперджена и нам следует радоваться этому особому действию Духа. Но мы так же должны отметить и верных пасторов, которые усердно трудятся, верно проповедуют, любят свою паству, и пребывают в смирении. Большинство таких пасторов больше похожи на Чарльза Симеона нежели на Чарльза Сперджена, чьи первые годы служения были наполнены пустыми скамейками и насмешками. Оба проповедовали верно, но только один получил похвалу.
Зная это, перейдём к пяти основополагающим вопросам, которые помогут нам распознать хорошую проповедь.
Является ли Слово Божье самой важной частью этой проповеди?
Недавно я услышал несколько проповедей, которые были сильны красноречивым исполнением, но слабы в своем богословии. Не слишком полагайтесь на свои эмоции, когда слушаете чью-то проповедь. Лично я не только навесил ярлык плохой проповеди на хорошую, но также был захвачен страстью человекоцентричной проповеди, которая при более близком рассмотрении изобиловала небиблейским богословием.
Я не имею в виду, что страсть и эмоции неважны. Однако Павел наставляет пасторов проповедовать Слово, а не играть на струнах души, сердца и разума своих слушателей. Задайте себе вопрос: ценю ли я эту проповедь благодаря Слову? В чем вы более заинтересованы – в рассказах проповедника или в его Боге? Это может звучать как нечто, само собой разумеющееся, но так ли вы в действительности оцениваете значимость проповедуемого Слова?
Уяснили ли вы главную суть текста после завершения проповеди?
Другими словами, понимаете ли вы Библию лучше благодаря услышанной проповеди? И можете ли вы сказать, что пастор так подготовил проповедь, что центральным ее смыслом стала суть проповедуемого текста Писания?
Возможно, вам кажется, что он ее упустил. Но было ли видно, что он трудился над тем, чтобы понять значение отрывка в его особом контексте и показать, что Бог говорит через этот текст, а не то, что он сам хотел сказать? Хорошая проповедь возвышает Божье Слово над мыслями человека. Хорошая проповедь, в большинстве своем, хотя и не абсолютно всегда, должна быть разъяснительной. Хорошая проповедь стих за стихом разъясняет целые книги Библии для того, чтобы явить «всю волю Божью». Слишком много проповедников по своему стилю напоминают папу Римского, провозглашая догматические утверждения и ожидая, что люди будут доверять их словам – вместо того, чтобы направлять их к Слову Божьему.
Проповедовал ли пастор Иисуса?
Надеюсь, что этот вопрос режет вам уши! Какая евангельская церковь может не проповедовать Иисуса? Поверьте, за свою жизнь я услышал достаточно проповедей по Ветхому Завету в больших, консервативных евангельских церквах, где имя Иисуса даже не было упомянуто. Проповедь в церкви Христовой, где даже не упоминается имя Христа! Такая проповедь больше подойдет для синагоги. Является ли Иисус главным героем ваших проповедей?
Но мы не должны останавливаться на вопросе был ли проповедан Иисус – мы должны также спросить, как Он был проповедан. Увидели ли мы библейского Иисуса в обоих Заветах таким образом, что Он не представлялся неким «приростком» к хорошей иудейской проповеди? Показалось ли вам, что проповедник говорит, что Иисус пришел и умер для того, чтобы у вас был прекрасный брак и послушные дети?
И христиане, и неверующие нуждаются в воскресшем и живом Христе. Посмотрите, как Филипп ответил эфиопскому евнуху в книге Деяний 8, когда тот читал пророка Исайю. Как говорил сам Иисус, когда по дороге в Эммаус объяснял двум ученикам, как все Писание указывает на Него. Прочитайте Новый Завет, и вы увидите насколько христоцентричны его авторы.
Нам нужны проповедники, которые проповедует как Иисус, Петр и Павел.
Применил ли проповедник свою проповедь к моей жизни?
Убеждение приходит через работу Святого Духа, но Святой Дух использует проповедников и учителей для того, чтобы христиане применяли Божье Слово. Показалось ли вам, что проповедник знаком с вами? Как насчет других христиан в зале, которые отличаются от вас?
Христос созидает свою церковь из разнообразных людей всех слоев общества. Обращается ли пастор лишь к семьям из среднего класса? Или он также думает о неверующих и номинальных христианах, пожилых и молодых, представителях различных национальностей, богатых и бедных, незамужних и разведенных, семьях и вдовах?
Список можно долго еще продолжать, но смысл вот в чем: думает ли пастор о том, как Божье Слово применяется к разнообразным людям в его контексте? Показывает ли его применение исполненную Духом пасторскую заботу о душах людей? Либо открывает его узколобость и ограниченность?
Говорит ли проповедник как тот, кто знает Бога, либо как тот, кто знает о Боге?
Отвечая на этот вопрос, важно помнить, что проповедники за кафедрой отличаются друг от друга, потому что обладают абсолютно разными типами личности. Кто-то наделен мощной харизмой, а кто-то более сдержан. Одни используют шутки, а другие – нет. Здесь я не пытаюсь сказать, что какие-то из предпочтений лучше. Моя главная мысль – это то, что проповеднику следует использовать подходящие для текста эмоции. Видите ли вы его радость, когда он говорит о благих вещах? Его трезвость, когда он говорит о Божьем Суде и испытаниях? Другими словами, описывает ли проповедник опыт христианина как тот, кто сам через него прошел, либо как тот, кто читал о нем в книгах?
______________
Источник — ru.9marks.org