«Благочестивый дом» Бакстера — это кладезь сведений и благочестивых наставлений, которых так не хватает в современном мире.
«Долгие годы я надеялся, что кто-то займется переиздание этого ценного труда, излагающего обязанности и возможности семейной жизни. В наши дни многие христиане не вполне представляют себе, к чему они призваны в домашней жизни, а Бакстер четко определяет семейные обязанности мужей, жен и даже детей. Молюсь о том, чтобы здравые библейские представления Бакстера о семье вдохновляли и поддерживали многих — так, как это было в семнадцатом веке». — Тедд Трипп
Мы рекомендуем эту книгу к прочтению, поэтому, представляем вашему внимаю отрывок из нее:
Наставления о браке
Так как христиане, посвятившие себя Богу и отделившиеся от мира ради Него, в своей личной жизни праведны, праведными должны быть и их семьи.. Праведность перед Господом должна быть, так сказать, прописана на дверях их домов, в их отношениях, занятиях и в их имуществе. Для этого необходимо, чтобы их семьи были праведно устроены, праведно управлялись и чтобы члены семьи праведно исполняли некоторые обязанности.
К надлежащему устройству семьи относится и надлежащее заключение брака.
Наставление 1: следите, чтобы ни похоть, ни опрометчивость не толкнули вас на заключение брака, пока вы не увидите таких оснований, которые убедили бы вас в том, что Бог вас призывает к браку и что этот брак Ему угоден. Ведь, во-первых, именно Богу вы должны служить в браке, поэтому вам надлежит прислушаться к Нему, прежде чем поспешно устремляться к супружеству. Именно Он знает лучше всего, что подразумевает ваше служение Ему. Во-вторых, именно от Бога вы должны ожидать благословения и помощи в отношениях; поэтому весьма важно, чтобы вы рассматривали Его совет и согласие как первейшее условие брака. Если необходимо согласие родителей, то тем более необходимо согласие Божье.
Вопрос: «Но как человеку узнать, призывает ли Бог его к браку и дает ли Он Свое согласие? Не предоставил ли Он тут свободу всем людям, как в вопросах несущественных?»
Ответ: «Бог не устанавливал какого-то всеобщего закона, повелевающего или запрещающего вступать в брак, и в этом отношении оставил все на усмотрение человека. Хотя Бог не каждому позволяет заключать брак (поскольку для некоторых это незаконно), Он посредством других общих законов и правил дал людям знать, в каких случаях это законно, а в каких случаях греховно. Каждый должен выбрать, как Ему лучше служить Богу и что больше послужит его духовному благополучию и возрастанию в праведности.
В самом браке нет ничего принципиально несовместимого с этими благами и с исполнением этих законов. Поэтому сказано, что «выдающий замуж свою девицу поступает хорошо» (1 Кор. 7:38); это значит, что такой человек делает то, что само по себе не является незаконным и что для некоторых желаннее всего в жизни. Однако в безбрачии есть нечто, делающее одиночество, особенно для проповедников и преследуемых христиан, наиболее благоприятным состоянием для достижения упомянутых христианских целей; поэтому и сказано, что «не выдающий поступает лучше» (1 Кор. 7:38). Некоторым трудно вообразить, что брак может быть или долгом, или грехом, если не считать некоторых необычных случаев. То, как мы распорядимся своим сердцем и своей жизнью, в такой степени зависит от выбора между браком и безбрачием, что трудно представить, будто это совершенно не имеет значения для нашей главной цели; и то, и другое состояние непременно становится либо величайшей помощью, либо величайшим препятствием. Если же есть такой человек, в жизни которого обстоятельства в равной мере говорят и за, и против брака, так что самым благоразумным трудно рассудить, холостым или женатым следует быть такому человеку, чтобы это способствовало его возрастанию в праведности, общественному благу и благу ближних, то для него в таких обстоятельствах этот вопрос становится несущественным.
Разобраться, каких людей Бог призывает к вступлению в брак, а у кого нет такого призвания или одобрения, можно, исходя из таких соображений. Во-первых, если есть недвусмысленно выраженная воля родителей или их повеление детям, которые им подчиняются, и нет более весомого возражения, тогда родительское повеление обозначает повеленье Божье. Однако если родители лишь убеждают, но не повелевают, то, хотя их желаниями и нельзя беспричинно пренебрегать, это все же меньшее препятствие, чем в случае с категорическим повелением. Во-вторых, призваны к браку те, кто не обладает даром воздержания, не способны законными путями обрести этот дар и не имеют препятствия, которое делает незаконным их вступление в брак. «Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Кор. 7:9). Но тут следует сравнить, насколько велика необходимость и насколько значительно препятствие, и предпочтение следует отдать более веской причине. Поскольку у тех, чьи похоти очень сильны, могут быть еще более весомые препятствия к вступлению в брак; и, хотя они не способны соблюдать целомудрие в мыслях настолько, насколько они того желают, все же при таких обстоятельствах они обязаны воздержаться. Нет человека, который не мог бы хранить телесное целомудрие, если со своей стороны он делает все возможное. Более того, даже сами мысли, как правило, по большей части можно сберегать в чистоте, а развратные помышления быстро пресекать, если люди благочестивы и делают все, на что способны. Но, с другой стороны, есть люди, у которых сексуальные желания выражены в меньшей степени и которые при этом не имеют значительного препятствия к браку. Тогда они, возможно, должны, если ничто другое им не запрещает, вступать в брак, что станет самым верным и успешным средством против той степени сексуальных желаний, которая им свойственна.
В-третьих, есть еще одна причина. Вступление в брак можно считать оправданным, если, после мудрого рассмотрения всех обстоятельств, становится очевидным, что в браке человек может оказаться наиболее полезным Богу и обществу и что брак облегчит путь к достижению великих целей нашей жизни, то есть к прославлению Бога и спасению нас и других людей, и устранит некоторые препятствия на этом пути. Следует полагать, что и супружество, и безбрачие может быть более полезным для нас в одном отношении и причинять нам неудобства в другом и что одно призвание более всего позволяет нам вести созерцательную жизнь, а в другом мы более подготовлены к деятельной жизни и к служению ближним. Великое искусство при определении наших обязанностей заключается, таким образом, в том, чтобы благоразумно взвесить и сопоставить достоинства и недостатки, не соблазняться мечтаниями, похотью или страстью и правильно различать, в какую сторону склоняются весы.
Здесь непременно следует отметить, прежде всего, что первые два основания для брака — сексуальное желание и воля родителей и все, что с этим связано — имеют значение, но подчинены третьему, решающему основанию, или интересу Божьему, интересу нашего спасения. Это последнее (по порядку изложения) основание достаточно само по себе, без какого-либо другого, но ни одного другого недостаточно без этого. Если понятно, что в браке вы будете располагать большими возможностями для служения Богу, совершения добрых дел ради ближних, спасения собственной души, чем в холостой жизни, тогда, без сомнения, ваш долг — вступать в брак; поскольку стремиться к достижению нашей конечной цели — это наша важнейшая, непреложная обязанность. Пусть родители не велят вступать в брак, пусть у вас нет телесной необходимости, но это ваш долг, если брак в наибольшей степени способствует достижению вашей конечной цели.
Во-вторых, заметьте, что никакие ссылки на достижение конечной цели не оправдывают ваше вступление в брак, если есть какое-либо другое обстоятельство, которое прежде сделало этот брак незаконным. Мы не должны делать зла, из которого может проистекать благо. Грех не содействует нашему спасению; хотя бы мы и видели, что можем сделать больше добра ближним, однако если для этого требуется согрешить, то этого делать нельзя. Наша жизнь и наши блага — в руках Божьих, успех и признание всех наших начинаний также полностью зависят от Него, поэтому неразумно достигать их, умышленно оскорбляя Его нашим грехом! Когда способные и праведные люди становятся судьями и служителями церкви, это может способствовать общему благу; однако обманщик, лжесвидетель или тот, кто совершает любой известный грех, чтобы стать судьей или проповедником Евангелия, должен скорее ожидать проклятия себе и своим начинаниям, а не Божьего одобрения, благословения и успеха. Поэтому совершающий грех ради улучшения своего положения увидит, что изменил его к худшему. Или, если он совершает грех, чтобы сделать добро ближним, он должен ожидать не добра, но гибели себе, если только не предотвратит ее покаянием.
В-третьих, заметьте, что если вопрос только в том, какая жизнь (холостая или супружеская) быстрее приводит к конечной цели, то любое из второстепенных оснований покажет, что мы призваны к супружеству, если только нет больших оснований считать иначе. В случае, если у вас нет телесной необходимости, то одна лишь родительская воля может вас обязать вступить в брак, если нет более весомого против нее возражения. Если же родители вас не обязывают, то единственным основанием может быть телесная необходимость. Когда же ни одно из этих оснований не побуждает вас к заключению брака, то основанием — если только нет более весомых причин отказаться от супружества — может послужить очевидная возможность помочь многим ближним, послужить церкви или стать благословением для детей, которых можно посвятить Богу. Поэтому если весы пришли в равновесие, любое из оснований склонит их в сторону брака».