Существует высказывание: «Малое становится великим, если в нем – Бог». Верно и обратное: «Многое становится ничем, если в нем нет Бога». Об этом и сказано в 126 псалме: если наши действия не управляются Господом и не соответствуют Его воле, это напрасная трата времени и сил. Мы можем строить планы, даже касающиеся христианского служения; мы можем создавать громадные организации; мы можем собирать статистику, свидетельствующую о феноменальных результатах; но если эти замыслы не насаждены Господом, они – хуже, чем ничто. «Человек предполагает, а Бог располагает».
Согласно подзаголовку, автором псалма 126 является Соломон; однако время его написания неизвестно. Поскольку он содержит в себе две главные мысли, назовем его “Псалом двух истин”.
Обе истины касаются зависимости от Господа.
Человек должен во всем полагаться на Бога. В этом коротком псалме раскрываются две конкретные сферы зависимости от Него.
Во-первых, автор заявляет, что успех приходит от Бога.
Любые усилия, прилагаемые без Бога, окажутся несостоятельными.
«Песнь восхождения. Соломона. Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж. Напрасно вы рано встаете, поздно просиживаете, едите хлеб печали, тогда как возлюбленному Своему Он дает сон» (1,2)
Псалом начинается с утверждения о том, что никакое старание человека без Бога не увенчается успехом. Это применимо к постройке дома, охране города и вообще к человеческому труду.
«Еврейское слово (рик), переведенное здесь как напрасно, означает «пустота, бессмыслица, тщетность». В данном случае оно указывает на крайнюю глупость человека, который пытается что-либо сделать не принимая во внимание Божью суверенность. Такая непокорность Богу попросту является безумие и абсурдом» (Стивен Лоусон)
Еврейское слово “дом” имеет широкое значение. Оно может означать жилье, дворец или храм; оно может также относиться к династии или семье. Ясно, что попытка построить любое из перечисленного без Бога обречена на неудачу.
Город нуждается в защите от грабителей, военной угрозы и невидимых врагов. Вполне уместно иметь охрану для обеспечения наибольшей его защиты. Однако необходимо осознавать, что страж, стоящий на стене всю ночь, хотя и может увидеть любое передвижение, далеко не всегда в состоянии предотвратить беду. Одной физической охраны недостаточно.
Если Господь не охраняет город, он может быть захвачен врагом или побежден болезнями.
Человек должен прилежно относиться к своей работе, но он не должен беспокоиться о своей жизни. Он может извести себя переживаниями и до смерти изнурить себя тяжелым трудом, чтобы заработать дополнительную пару копеек. Но он все равно потерпит неудачу, если с ним не будет Господа. Бог взращивает будущий урожай. Он превращает наш тяжелый труд в обильную жатву. Вместо того чтобы волноваться о пропитании, мы должны возложить наши переживания на Бога, а сами должны отдыхать. В этом несомненный смысл фразы “тогда как возлюбленному Своему Он дает сон” (ст. 2).
Псалмопевец показывает, что именно Бог дает, вдохновляет и подкрепляет, так чтобы в деле было продвижение.
Во-вторых, мы видим нашу зависимость от Бога в отношении наших детей.
Они — дар Божий, драгоценная награда от Творца.
«Вот наследие от Господа — дети, награда от Него — плод чрева. Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые. Блажен человек, который наполнил ими колчан свой! Не останутся они в стыде, когда будут говорить с врагами в воротах» (ст. 3–5).
В ветхозаветном мире многодетная семья, особенно если было много мальчиков, считалась благословленной Богом. Больше сыновей — больше рабочих рук, надежнее продление рода, крепче защита отца. Сыновья — это отстаивание интересов отца у городских ворот, где протекала общественная жизнь города.
Дети псалмопевцу видятся наследием от Бога. Не мужчины и женщины приводят детей в этот мир, а только Бог. Далее псалмопевец сравнивает человека, у которого много детей, с воином, у которого колчан наполнен стрелами. Ни один воин не пойдет в бой с одной или двумя стрелами. Дети продолжают и преумножают жизнь. С ними в нашу жизнь приходят смех, помощь и надежда на будущее. В ветхозаветном мире ни один отец не удовлетворялся двумя или тремя детьми. Да и в нынешних семьях, где, как правило, меньше детей, каждый из них должен рассматриваться как самый драгоценный дар на земле. Будь у вас двое детей или двенадцать, каждый из них является удивительным благословением Божьим.
Супружеская пара производит на свет ребенка, несомненно, при участии Бога: без Бога не родился бы ни один ребенок. Когда Бог дает нам детей, мы видим чудо, тайну и славу благодати Божьей.
Величайшая истина псалма 126 заключается в осознании того, что все находится в руках Божьих. Мы зависим от Него, признаем мы это или нет. Псалом упоминает две основные области, находящиеся под Его контролем: успех и наши семьи. Он обеспечивает нам успех и дарует семьи.
Этот псалом ставит нас перед выбором. Как мы поступим? Будем ли полагаться на Бога или на самих себя? Воздадим ли заслуженное благодарение Богу или запишем наши достижения на свой счет? Если мы в безумии полагаем, что в состоянии контролировать свою жизнь и события вокруг, нас ожидает болезненный урок.
Лучше мудро отдать контроль и управление в руки живому Богу. Если мы примем Божье руководство, Он будет направлять нас по Своей святой мудрости и благодати. Давайте признаем, что все, что мы имеем, — это дар от Бога. Тогда наша жизнь во все дни будет надежно сокрыта к Его руках.
«Этот псалом замечательно развивает мысль, выраженную в словах Господа через Захарию: «Не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф» (Зах. 4:6). Опасно полагаться на силу денег или на человеческую изобретательность. Так мы не сможем исполнять волю Господа. Только Его Духом мы созидаем вечное. Не мы делаем что-то для Бога своими силами, а Он работает через нас в Своем могуществе. Все, что можем сделать мы, – дерево, сено, солома. Он же нашими руками создает золото, серебро, драгоценные камни. Когда мы действуем самостоятельно, мы только вставляем себе палки в колеса. Когда во всем, что мы делаем, присутствует Бог, наша жизнь становится действительно результативной. Плотское оружие дает плотские результаты. Духовное оружие дает духовные результаты» (МакДональд)