Хорошо, давайте признаем это. Мы любим фильмы о супергероях. По крайней мере, об этом говорят цифры кассовых сборов. К концу 2019 года (2020 год не в счет) фильмы о супергероях составили умопомрачительные 25 процентов кинорынка.
Но в этом увлечении нет ничего нового. Я до сих пор помню, как смотрел по телевизору повторный показ серии фильмов о «Супермене» – оригинальной серии с Джорджем Ривзом в главной роли. Большую часть фильмов он был просто Кларком Кентом, обычным, хорошо воспитанным репортером. Но в конце каждого фильма он появлялся в образе Супермена и спасал день.
В этом-то и была особенность Супермена. Он выглядел как обычный человек – ходил, говорил, ел пищу. Но на самом деле он вовсе не был человеком. Он был инопланетным существом с планеты Криптон. Его человечность была лишь иллюзией.
Действительно, Супермен смог спасти людей именно потому, что он не был человеком, как мы. Однако, когда речь идет о личности Христа, все обстоит совершенно иначе.
Библейское основание человечности Иисуса
Автор послания к Евреям напоминает нам: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово» (Евр. 2:14-16).
Этот замечательный отрывок настойчиво подчеркивает истину, которую мы часто забываем: Иисус был настоящим человеком, таким же, как и мы. Действительно, очень грубый язык «плоти и крови» усиливает мысль автора. Его человечность – это не иллюзия.
Конечно, многие библейские тексты подтверждают истинную человечность Иисуса. Он родился от настоящей женщины (Луки 2:7), Он был голоден (Мт. 4:2), Он хотел пить (Ин. 19:28), Он изнемогал (Мк. 4:38), и, конечно, Он умер (Луки 23:46).
Исторические отрицания человечности Иисуса
На самом деле, сегодня очень мало случаев, когда мы чувствуем необходимость защищать человечность Иисуса. Большинство ученых и большинство людей готовы признать, что Иисус был человеком, который действительно жил в истории. Если у вас есть разногласия с вашим другом-нехристианином по поводу личности Иисуса, то они, скорее всего, касаются того, был ли Он на самом деле Богом, а не человеком.
Но человечность Иисуса не была само собой разумеющейся во времена первых христиан. Вскоре после написания книги Послания к Евреям уже начали возникать ереси, которые ставили под сомнение, был ли Иисус действительно человеком.
Одна из самых заметных ересей была известна как докетизм. Докетизм – от греческого слова dokeo («казаться») – утверждал, что Иисус только казался человеком. Они были настолько убеждены в Его божественности (что очень хорошо), что в равной степени были убеждены в том, что Бог никогда не мог принять на себя падшесть человеческой плоти. В результате они утверждали, что Его человечность была иллюзией.
Другими словами, Иисус был подобен Кларку Кенту. Конечно, Он выглядел как человек, но на самом деле Он был пришельцем из другого мира.
Но самые первые христиане ясно и неоднократно осуждали это заблуждение. У нас есть не только отрывок из Послания к Евреям, но и апостол Иоанн делает человечество Иисуса критерием ортодоксальности: «Духа Божия [и духа заблуждения] узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога» (1 Иоанна 4:2). А тот, кто отвергает реальность того, что Иисус пришел «во плоти», называется «дух антихриста» (1 Иоанна 4:3).
Почему человечность Иисуса имеет такое большое значение
Довольно сильные слова. Так в чем же дело? Почему мы не можем иметь Иисуса-супермена? Отрывок из Послания к Евреям отвечает на этот вопрос: «Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово».
Другими словами, Иисус может представлять людей, только если станет человеком – настоящим человеком. А если Он не может представлять нас, то Он не может нас искупить. Или, как однажды сказал отец церкви Григорий Назианзский: «То, что Он не принял на себя, Он не исцелил».
Не пропустите невероятный смысл этой истины: наше спасение зависит от человечности Иисуса в той же степени, что и от Его божественности.
Но это еще не все. Дело не только в том, что нам нужен представитель. Нам нужен представитель, который сочувствует нам и понимает нас. Нам нужен тот, кто знает, каково это – жить в темном, падшем мире.
Поскольку Иисус стал настоящим человеком, Он испытал жизнь, которой живут люди. И снова автор послания к Евреям: «Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа» (Евр. 2:17).
Когда вы думаете о многих трудностях человеческой жизни, Иисус испытал их. Он был искушаем (Мт. 4:1-11), скорбел (Мт. 26:38), гневался (Мк. 3:5), отвергнут семьей (Мк. 3:21), ложно обвинен (Мк. 14:56) и предан другом (Луки 22:47). Он в отчаянии взывал к Богу (Луки 22:44). Он даже плакал на похоронах (Иоанна 11:35).
Когда мы боремся с жизнью в падшем мире, никто не может сказать: «Иисус не понимает, каково это». Нет, понимает. Он прожил настоящую человеческую жизнь и вместе с нами оказался в грязи и трясине падшего мира.
Но есть одно отличие. Есть место, где Иисус не похож на нас. Он безгрешен – «святой, непричастный злу, непорочный» (Евр. 7:26). Поэтому Он мог стать совершенной жертвой, «принеся в жертву Себя Самого» за нас (Евр. 7:27).
Тот, Кто больше, чем Супермен, здесь
В конце концов, у нас нет Иисуса-супермена. У нас есть кто-то лучше. У нас есть Спаситель, Который разделял наши немощи и слабости.
Поэтому в следующий раз, когда вы будете говорить о личности Иисуса, не сосредотачивайтесь только на Его божественности. Говорите также – с надеждой и благодарностью – о Его человечности. Только потому, что Иисус есть и то, и другое, Он может спасти, и спасти до конца.
________________________
Источник: ru.thegospelcoalition.org