У каждого свои способы и привычки, но каждый из нас – равен перед Крестом.
Сегодня Пасхальный Пост становится все более и более популярным в наших кругах. Уже не первый год я вижу, как люди обсуждают пост, но никогда раньше о нем не писали так много в соцсетях и на христианских сайтах.
Христианская молодежь рада возможности поучаствовать в духовной дисциплине католиков, православных, ранних протестантов, уходящей корнями на много веков назад.
При этом есть и другая группа христиан, считающая, что Пасхальный Пост таит в себе опасность возвращения христиан в плен Католических обрядов (да и Православных тоже — прим. ред.), которым в свое время противостали Реформаторы.
Кто-то говорит, что пост – это духовное упражнение с историей. А кто-то – что евангельские христиане признали Пасхальный Пост устаревшей практикой.
Исторический взгляд на пост
Правда в том, что у Пасхального Поста одновременно есть и нет исторической стороны.
Да, много христиан долгие годы участвовали в какой-то версии Пасхального Поста, но идея того, что мы чтим наши корни, участвуя в посте добровольно – это только часть общей картины. Для большинства из наших праотцов Пасхальный Пост был обязательным. Если мне сказать, что я должен соблюдать пост, позволяя себе только некоторые виды продуктов, то я предпочту пост по Цвингли и буду есть по пятницам сосиски.
Огромное количество христиан многие годы отвергали любые формы Пасхального Поста, считая его наследием римского папства. Но говорить, что, отвергая Пасхальный Пост, мы исправляем ошибки Римской Католической церкви, было бы лукавством. Потому что в свое время Пуритане отвергали и Рождество, и Пасху, и любые другие праздники, если их ставили выше обычного воскресенья, но я не вижу, чтоб сегодняшние протестанты отказывали бы себе в удовольствии нарядить елку.
За прошедшие десять лет я несколько раз пытался участвовать в Пасхальном Посте. Сейчас же мой фокус сместился на «Пасхалиаду» – празднование Пасхи еще несколько недель после дня воскресения Иисуса.
Мне кажется, пост может и полезным, и вредным – как и многие другие духовные дисциплины. Поэтому вот мои советы тем, кто постится и не постится.
Если вы поститесь
Во-первых, хочу предупредить моих постящихся братьев и сестер не впадать в осуждение тех, кто не постится. Если бы Пасхальный Пост был так необходим для нашего духовного роста, его бы заповедали нам сами апостолы. Важно помнить, что часто стремление первых христиан угодить Богу заканчивалось новыми законами, и об этом нас предупреждает Павел в послании к Колоссянам (2 глава).
Во-вторых, своей попыткой приобщиться к исторической церкви мы можем смутить слабого в вере брата или сестру, которые только отошли от католичества, англиканства или любой другой исторической церкви, не в силах преодолеть удушающие традиции. Мои друзья баптисты из Румынии отказались от Рождественского и Пасхального Постов исключительно по той причине, что они (посты) ассоциировались с безжизненной культурной составляющей их государственной церкви. Так пусть моих друзей рассудит Бог. Пост не должен быть преткновением никому.
Если вы не поститесь
Тем из моих друзей, кому неприемлем Пасхальный Пост, хочу сказать: не осуждайте мотивы тех, кто нашел духовную пользу в ежегодном отделении времени для размышления о Христовой любви. Считать Пасхальный Пост чем-то католическим будет затиранием истории протестантизма, который практикует пост в целом, что приведет к позиционированию РКЦ (римская католическая церковь), как основной церкви, а протестантов – ее тенью. Требование упразднить Пасхальный Пост может оказаться не менее губительным, чем требование его соблюдать.
Заключение
Я вряд ли соглашусь с мнением, что много поста вредит церкви. Но соглашусь с тем, что излишнее внимание к праведности действительно может навредить (и мне в том числе). Пасхальный Пост – будь вопрос его упоминания в разговоре его соблюдение или несоблюдение – сам по себе рискует стать идолом.
Гораздо важнее те наши действия, которые продиктованы нашим сердцем. Если от чего-то и нужно отказаться в этом году, так это ощущение своего превосходства над другими прихожанами своей церкви или других поместных церквей.
У каждого свои способы и привычки, но каждый из нас – равен перед Крестом. Вне зависимости от (не)соблюдения поста.
__________________________
Оригинал thegospelcoalition.org
Перевод hristiane.ru