О волах молотящих
В какой момент человек должен получать деньги за служение?
Это большой вопрос, который нужно задать обеим сторонам — и тем, кто платит, и тем, кому платят.
Предположим, что мы увидели кого-то с лучшим образованием — его обучал непосредственно воскресший Иисус, чей опыт работы включал в себя основание церквей и подготовку лидеров, чьи навыки включали в себя сверхъестественные способности к исцелению, и чье письмо было вдохновлено Богом. А что, если этот человек также следил за здоровьем многих церквей в регионе, обеспечивал наставничество и руководство для лидеров церквей, а также нес издержки трудных решений через кораблекрушения, избиения и тюремное заключение?
Конечно, мы говорим об апостоле Павле, который по сегодняшним экономическим меркам должен быть самым высокооплачиваемым служителем в истории. Но Библия свидетельствует, что Павел постоянно поддерживал себя в своем служении.
Противоречивые повеления?
Удивительно то, что Павел постоянно утверждал, что служители заслуживают жалованья, хотя сам он служил бесплатно. Павел — как и вся Библия — одновременно утверждает, что служители заслуживают жалованья, и в то же время, что служители должны служить бесплатно.
Вспомните, как Иисус посылает учеников возвещать Евангелие. Сначала он говорит им: «Вы получили без платы; давайте без платы» (Матф. 10:8). Но он также говорит им не брать с собой припасы, потому что они должны ожидать поддержки. Ведь «трудящийся заслуживает пропитания» (10:10). Павел дважды утверждает, что «не заграждай рта у вола молотящего» и «трудящийся достоин своего жалованья» (1 Тим. 5; 1 Кор. 9), чтобы объяснить, что старейшины, которые правят и учат, а также апостолы, отправляемые на миссии, заслуживают финансовой поддержки. Воины служат не за свой счет, а те, кто сажает, наслаждаются плодами (1 Кор. 9:7-10).
В то же время Павел рассматривает бесплатный труд как пример, которому должны следовать другие. Он говорит фессалоникийцам, что, хотя он имел право на финансовую поддержку, он занимался физическим трудом, чтобы содержать себя, чтобы дать церкви «пример для подражания» (2 Фес. 3:9). Павел известен тем, что вместе с Прискиллой и Акилой разбивал палатки, чтобы прокормить себя во время служения в Коринфе.
Здесь есть важная асимметрия. Павел увещевает церкви содержать своих пресвитеров, но он же увещевает всех христиан подражать ему в безвозмездном служении. Эти противоречивые повеления означают, что в каждом конкретном случае определение того, следует ли кому-то платить за служение, требует мудрости и должно отражать контекст ситуации. Нет единого ответа, применимого ко всем обстоятельствам.
Например, ответ на вопрос, должна ли оплачиваться та или иная роль в сельской церкви небольшого городка с небольшим штатом сотрудников и маленьким бюджетом, может отличаться от ответа большой церкви с профессиональным персоналом на полный рабочий день и большим бюджетом.
Учитывая это, есть несколько вопросов, которые могут задать все учреждения и отдельные люди, когда они подходят к своим ситуациям.
1. На ком лежит бремя?
Павел говорит фессалоникийцам, что его мотивацией было не обременять их, а коринфянам он говорит, что не хотел создавать никаких препятствий. Павел работал без зарплаты, потому что получение помощи обременило бы церковь или стало бы препятствием для роста. В то же время метафора солдата, служащего за свой счет, означает, что и служитель не должен быть обременен.
Если церковь будет обременена финансовой поддержкой служителя, и если служитель не будет обременен поддержкой самого себя, то разумно будет служить бесплатно. Но даже в этом случае служитель все равно заслуживает почета и наслаждения плодами своего труда, что может означать нефинансовые формы признания, благодарности или поддержки.
Но может быть и обратная ситуация. Служитель может быть обременен тем, что служит бесплатно. Если он служит полный рабочий день, чтобы содержать свою семью, он, конечно, должен получать справедливую зарплату. Даже если это не так, служение любого рода может быть невероятно тяжелым эмоционально и для семьи. Если церковь может облегчить финансовое бремя, она должна стараться делать это.
Бремя не обязательно должно быть только финансовым. В некоторых случаях оплата труда людей может придать служению авторитет. Но это также может вызвать недовольство или ослабление энтузиазма со стороны добровольцев, которые также служат без оплаты. Церкви должны проявлять мудрость, определяя, принесет ли плата кому-либо за его работу пользу самой работе.
2. Поощряет ли оплата труда жадность и материализм?
Мы живем в одном из самых материалистичных обществ в истории, поэтому мы всегда должны быть начеку против жадности. Как служители, мы должны спросить себя, нужна ли нам зарплата для облегчения бремени или мы просто хотим ее получить. Как учреждения, мы должны спросить себя, не удерживаем ли мы зарплату, когда могли бы позволить себе дать ее. Что в бюджете отвлекает от поддержки ваших сотрудников?
Жадность может проявляться, например, в маленькой церкви, где прихожане жалеют повышать зарплату пастору, когда сами не получают повышения, или возмущаются тем, что пастор зарабатывает больше, чем они. Но жадность и материализм также могут проявляться в том, что пастору платят слишком много, например, в пафосной церкви, которая хвастается тем, что у нее модный, высокооплачиваемый пастор в дорогих кроссовках и крутой одежде. Павел столкнулся с этой проблемой в Коринфе. Прихожане упрекали Павла за то, что он не обременял их и не был таким ярким, как так называемые супер-апостолы (2 Кор. 12).
В жадной культуре мы должны быть особенно внимательны к возможности того, что бесплатная работа не только послужит церкви, но и утвердит свидетельство, как отмечает Павел.
Будьте щедрыми
Мы должны стараться быть щедрыми с обеих сторон. Церкви, старайтесь по мере сил обеспечивать тех, кто служит среди вас. Служители, старайтесь, насколько это возможно, служить, не обременяя тех, кому вы служите.
В конечном итоге, награда за наш труд приходит от Бога, Который щедро дарит, исходя из Своего желания благословить нас, а не на основании проделанной нами работы (Матф. 20). Когда мы стремимся благословлять тех, кто трудится среди нас, и предлагать Евангелие бесплатно, не обременяя других, мы можем верить, что в конечном итоге Бог обеспечит все наши нужды.
__________________________________
Оригинал: thegospelcoalition.org
Перевод: hristiane.ru