По пути к Кресту раскрывается не только сердце Иисуса: обнажаются и наши сердца.
Должен признаться, я люблю неудобные комедии, как «Офис». Мне нравятся те малоприятные эпизоды, когда хочется чуть ли не отвернуться от экрана — становится не по себе от того, что собираются сказать или сделать персонажи. Мне кажется, это честные комедии. У нас бывают минуты напряженности и неловкости. Мы попадаем в неловкие положения, когда нам очень бы хотелось стереть отснятый эпизод и получить возможность переснять его заново. Всем случается иногда проявлять невероятный эгоизм, непонимание или черствость. Все оказываются в ситуациях, когда люди узнают о нас больше, чем нам бы хотелось. Всех преследуют навязчивые воспоминания о каких-то мгновениях. И нам бывало больно, когда ближние говорили или делали не то, чего мы ожидали, и в самый неподходящий момент.
Пока мы живем в промежутке между «уже» и «еще нет», нужно быль готовыми к тому, что ваши сердца постоянно будут обнажаться, словами, о которых вы сожалеете, и поступками, которых лучше было бы не совершать. По пути к Кресту раскрывается и сердце Иисуса, но при этом не возникает ни малейшей неловкости, ни малейшего смущения. Его сердце — нечто несравненно прекрасное. На пути от яслей к неструганному Кресту снова и снова видны нежность, смирение, сострадание, терпение, любовь, верность, милость и щедрость сердца Иисуса. Но раскрывается не только Его сердце — обнажается и наше, и контраст между ними не просто постыден для нас: он показывает, как сильно мы нуждаемся в той жертвенной смерти, к которой идет Умеющий любить.
Различие между человеческим сердцем и сердцем Мессии ясно видно в поразительной истории, сохраненной для нас в Мк. 9:2-37:
Через шесть дней Иисус взял с Собой Петра, Иакова и Иоанна и привел их на высокую гору. Они были там совсем одни. И на глазах учеников Его облик изменился. Его одежда стала сияющей, ослепительно белой, как ни один белильщик в мире не смог бы отбелить. Затем они увидели Илию и Моисея, беседующих с Иисусом. Петр сказал Иисусу: — Рабби, нам здесь так хорошо! Давай мы сделаем три шалаша: один Тебе, один Моисею и один Илии, — он не знал, что сказать, потому что они были сильно испуганы. Тут появилось облако и накрыло их, и из облака прозвучал голос: — Это Мой любимый Сын, слушайте Его! Ученики вдруг оглянулись и уже никого не увидели рядом с собой, кроме Иисуса.
Когда они спускались с горы, Иисус предупредил их, чтобы они никому не рассказывали о том, что видели, до тех пор, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых. Они сохранили это в тайне, но между собой рассуждали о том, что же означают слова «воскреснуть из мертвых». А Иисуса они спросили: — Почему учители Закона говорят, что вначале, перед Мессией, должен прийти Илия? — Верно, — ответил Иисус, — Илия действительно должен прийти первым и всё приготовить. Но почему же о Сыне Человеческом в Писании говорится, что Ему придется перенести много страданий и унижений? Но говорю вам, что Илия уже пришёл, и люди поступили с ним по своему произволу, как о нём и было написано.
Вернувшись к остальным ученикам, они увидели, что тех окружила большая толпа и учители Закона спорят с ними. Увидев Иисуса, все пришли в крайнее изумление и побежали Ему навстречу, чтобы приветствовать Его. — О чем у вас спор? — спросил Иисус. Кто-то из толпы ответил: — Учитель, я привел к Тебе сына, в него вселился дух немоты. И когда дух схватывает его, то бросает его на землю, и тогда у мальчика идет пена изо рта, он скрежещет зубами и цепенеет. Я просил Твоих учеников изгнать духа, но они не смогли. Иисус в ответ сказал: — О неверующее поколение! Сколько Мне ещё быть с вами? Сколько Мне ещё терпеть вас? Приведите мальчика ко Мне. Мальчика привели. Как только дух увидел Иисуса, он вызвал у мальчика приступ, и тот упал и стал кататься по земле, и изо рта у него пошла пена. — Давно с ним так? — спросил Иисус у отца. — С самого детства, — ответил тот. — Дух часто бросает его то в огонь, то в воду, чтобы погубить его. Сжалься над нами и помоги, если Ты что-нибудь можешь сделать. — Если можешь?! — сказал Иисус. — Кто верит, тот может всё. И тотчас отец мальчика воскликнул: — Я верю, но помоги мне преодолеть свое неверие! Иисус, увидев, что сбегается толпа, приказал нечистому духу, говоря: — Дух немоты и глухоты, Я приказываю тебе: выйди из него и больше никогда не входи! Вскрикнув и сильно сотрясши мальчика, дух вышел. Мальчик стал как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв мальчика за руку, поднял его, и тот встал.
Позже, когда Иисус вошел в дом, ученики спросили Его наедине: — Почему же мы не смогли изгнать его? Иисус ответил: — Этот вид демонов можно изгнать только молитвой и постом.
Покинув ту местность, Иисус и Его ученики проходили через Галилею, и Иисус не хотел, чтобы кто-либо об этом знал, потому что Он был занят наставлением Своих учеников. Он говорил им: — Сын Человеческий будет предан в руки людей, которые убьют Его, но через три дня Он воскреснет. Но они не поняли, что Он имел в виду, а спросить боялись.
Они пришли в Капернаум, и когда расположились в доме, Иисус спросил учеников: — Скажите, о чем это вы говорили по дороге? Но они молчали, потому что по дороге они спорили о том, кто из них важнее. Тогда Иисус сел, созвал двенадцать учеников и сказал: — Кто хочет быть первым, тот пусть будет последним из всех и всем слугой. Взяв ребенка, Он поставил его посреди них, обнял его и продолжал: — Кто ради Меня принимает такого ребенка, тот принимает и Меня, а кто принимает Меня, тот принимает и Пославшего Меня.
Я привел этот длинный отрывок, потому что в этом контексте ясно виден контраст между сердцем Иисуса и сердцами Его учеников. Петр, Иаков и Иоанн только что стали свидетелями поразительной, ошеломляющей славы преображения Иисуса, когда по одну сторону от Него стоял Моисей, а по другую — Илия. Вот обещанный Мессия, явленный в славе, совершенное исполнение закона и пророков. Вот Тот Единственный, Кто в силах выполнить требования закона. Вот Тот Единственный, Кто способен оправдать надежду каждого из древних пророков. Вот Надежда человечества. Он — Надежда на то, что все, разрушенное грехом, будет исправлено.
Трудно представить, как сердца Петра, Иакова и Иоанна вместили это дивное событие — событие, о котором им было велено никому не рассказывать.
Мы видим Иисуса в великой славе, а вслед за тем — в великой силе, когда Он совершает нечто невообразимое: воскрешает умершего юношу. Нет во Вселенной силы более могущественной, чем сила воскрешения. Иисус берет умершего за руку и тем самым возвращает жизнь в мертвое тело. Это величайшее деяние, какое может произойти на наших глазах
Но и это не все. Ученики стали очевидцами славы Иисуса и Его могущества, но не только — им открылось нечто ужасающее: Ему предстоит умереть и, пережив казнь, восстать из мертвых. Это уж слишком. Он — такой сильный, такой могущественный — умрет? И каким-то образом восстанет из мертвых? Казалось бы, известие о Его смерти должно наполнить печалью сердца учеников, а их мыслями должны владеть бесконечные вопросы о том, что они видели и слышали. Можно было бы ожидать, что они не смогут думать ни о чем, кроме Иисуса. Но здесь-то и проявляется огромное различие между сердцем Иисуса и сердцами учеников.
Иисус, во всей Своей силе и славе, не станет применять Свою силу, чтобы спасти Себя: Он отдаст Себя в жертву за грехи людей. Он знал и Свою славу, и Свою силу, но знал Он и Свое призвание, и с радостью следовал ему. Славный и сильный, Он пришел не для того, чтобы Ему служили, а для того, чтобы послужить и отдать Свою жизнь для искупления многих (Мф. 20:28). Но что же владеет мыслями учеников? Благоговейный трепет при виде Его силы? Горечь при мысли о смерти Иисуса? Недоумение по поводу Его воскресения? Нет, они думали совсем другом.
По дороге Иисус заметил, что они спорят, поэтому, когда они добрались до места, Он спросил учеников, о чем был их спор. Ни один из них, смутившись, не ответил на этот вопрос, но Иисус и так знал, о чем шла речь. Они спорили, кто из них больше всех. Не о мессианском величии, которое открылось им, были их мысли, и не об известии о предстоящей смерти Иисуса они размышляли. Они думали о себе.
Величайший из всех когда-либо живших добровольно шел на смерть, предназначенную для преступников, а в это время Его спутники стремились к величию. Хотел бы я сказать, что не могу представить себя на их месте, но это неправда. У меня, — да и у вас тоже, — как ни печально, такое же сердце, как у них. Мне нравится быть в центре внимания. Мне нравится, когда у меня самые сильные аргументы. Мне нравится быть хозяином положения. Поскольку грех все еще живет во мне, бывают минуты, когда мне хочется быть больше всех.
И когда такое случается, становится очевидно, как сильно я нуждаюсь в благодати Того славного и сильного, Кто не стал спасать Себя, а по собственной воле пошел на смерть, чтобы спасти таких, как я, от самих себя. По пути к Кресту раскрывается не только сердце Иисуса — обнажается и наше, и для всего, что выплывает на свет, хватит благодати.
Вопросы для размышления
1. Какие реакции учеников вам знакомы? Узнаете ли вы себя и свои грехи в их поведении? В чем именно?
2. Какие свойства сердца Иисуса, раскрытые в Мк. 9, были, на ваш взгляд, удивительными для учеников?
3. Что должно измениться в ваших взглядах и поступках, чтобы вы могли принять Царство Божье, как дитя?
Прочтите Иак. 2:1-13. Чем этот отрывок дополняет историю, рассказанную в Мк. 9?
_____________________________
Источник: книга «Путь к кресту. Духовные чтения в предпасхальный пост» Пол Трипп