Когда над нами нависает тень Креста, грех не застает нас врасплох, и мы не боимся смотреть на то, за что уже получили прощение.
Похоже, грех снова подобрался ко мне и, как преследователь, притаившийся в кустах, набросился на меня. Я оказался не готов — но почему? Я был застигнут врасплох, а ведь этого не должно было быть. Внезапная перемена в моих мыслях, желаниях и эмоциях оказалась поразительной. Я разгневался там, где от меня не ждали гнева. Вместо того чтобы стремиться к служению, я неожиданно захотел победить, утвердиться в своей правоте. Я повысил голос, заговорил резче, к лицу прилила кровь. Мои навыки общения превратились из вспомогательного средства в наступательное оружие.
Я говорил злые слова, да и прочие слова произносил со злобой. В эти минуты я стал царем-самозванцем. Вселенная для меня сжалась до размеров моих желаний, и я хотел одного: чтобы исполнилась моя воля. Согрешая, я тут же придумывал для себя оправдания, способные примирить совесть с грехом. Но скоро я пожалел о том, как вел себя, и, милостью Божьей, за сожалением последовало раскаяние.
Примите с открытым сердцем то, что я вам сейчас скажу. Эта история не только обо мне, но и о вас. Подросток ли вы, стоящий в своей спальне, сидите ли вы с ноутбуком на коленях, усердно занимаясь работой, либо торопливо идете по супермаркету, грех подползает и овладевает вами. Вы и не заметите, как окажетесь в его власти. Потом вы оглядываетесь назад и жалеете о случившемся. Вы говорите себе, что в следующий раз поступите лучше. Но проходит немного времени, и грех снова захватывает вас. Это драма, которая, как ни печально, снова и снова разыгрывается с нами, с каждым, кто живет в промежутке между «уже» и «еще нет».
Вот почему так важно каждый год уделять время для того, чтобы посидеть в тени Креста Христова. В тени Креста грех уже не застанет нас врасплох, не введет в уныние и не сможет склонить к отрицанию или самооправданию. В тени Креста мы помним, кто мы и с чем имеем дело. В тени Креста от нас требуется признать, что наш величайший враг — не внешние трудности, несправедливости или дурное обращение. Наш главный противник — грех, таящийся в нашей душе. В тени Креста мы перестаем с укором указывать пальцем на других и начинаем взывать о помощи. В тени Креста мы вспоминаем, что в этой битве мы не одни. Более того, мы осознаем, что не в наших силах вести данную битву в одиночку. В тени Креста к нам возвращается здравомыслие, и мы признаем, кто мы и в чем так отчаянно нуждаемся. В тени Креста мы находим мир и защиту, каких не найти больше нигде. Пусть же тень Креста будет вам наставником.
1. В тени Креста мы учимся тому, кто мы. Все мы должны снова и снова останавливаться, чтобы Крест напоминал нам, кто мы, а напоминая, снова нас смирял. Мы склонны думать о себе лучше, чем следовало бы. Вот что происходит со многими из нас. Когда мы впервые приходим к Христу, мы вполне осознаем свой грех, и потому несем в себе постоянное стремление к Божьей помощи. Но стоит только спасительной благодати привести нашу жизнь в порядок, стоит нам начать следовать за Христом, общаться с Ним, слушаться Его, как это ощущение нужды начинает улетучиваться. Нам начинает казаться, что у нас все хорошо. В каком-то смысле так оно и есть, поскольку спасение наше запечатлено раз и навсегда. С другой стороны, до тех пор, пока в нас таится грех, у нас не все хорошо, и мы по-прежнему постоянно нуждаемся в искупительной благодати. В тени Креста рушится наша обманчивая уверенность в том, что мы больше не нуждаемся в Божественной благодати, которая изначально привела нас к Иисусу.
2. В тени Креста мы узнаем, в чем же мы нуждаемся. Крест властно напоминает мне, что я нуждаюсь не просто в перемене обстоятельств, отношений, финансового положения или в улучшении здоровья, а в чем-то большем. Крест — лучшее диагностическое средство. Он точно указывает на основную болезнь, а затем предлагает единственное надежное лекарство. Для того чтобы подобрать настоящее лекарство, имеющее долгосрочный эффект, всегда необходим точный диагноз.
Неверный диагноз препятствует излечению. Ваш внутренний адвокат, ваши друзья, ваша культура, возможно, говорят вам, что главная причина ваших бед не в вас самих. Возможно, они говорят вам, что нужно всего лишь переехать, или от чего-то отказаться, или найти новых друзей, или подыскать новую работу, или зарабатывать больше денег. Но это связано с неправильно поставленным диагнозом. Это не излечит той болезни, которая цепко держит вас в своей власти. Излечить данную болезнь способна только благодать. Крест учит что причина наших бед — грех. Крест учит, что спасительная, прощающая, преображающая и избавляющая благодать — единственное лекарство, способное дать то исцеление, в котором все мы нуждаемся.
3. В тени Креста мы учимся тому, кто есть Бог. Крест говорит нам, что милосердие Бога не ослабевает. Какая поразительная мысль — Он устроил так, чтобы Иисус оказался на этом ужасном Кресте и стал приемлемой Жертвой, принесенной для нашего искупления! Крест проповедует нам, что Бог горячо желает нас спасти, что любовь Его безгранична, что Он готов использовать Свое всемогущество и безграничное всевластие, чтобы привлечь мятежников к Себе. Крест учит нас, что Бог смотрит на грешников не с презрением или отвращением, а с щедрой и нежной любовью. Крест учит нас, что нам не надо очищаться для того, чтобы подойти к Богу, — мы должны просто подойти со смиренным раскаянием. Крест учит нас, что, когда мы грешим, Бог встречает нас не обвинительным приговором, а новым напоминанием, что Он полностью простил нас. Крест позволяет нечестивым людям заглянуть в лицо святому Богу и обрести надежду.
4. В тени Креста мы узнаем, что предлагает нам Бог. Крест учит: Бог предлагает нам то, что больше никто и ничто не может предложить. Он предлагает нам благодать прощения. Он предлагает благодать, которая приглашает нас вступить в отношения с Ним. Он предлагает благодать личного преображения. Он предлагает благодать новой идентичности и новых возможностей. Он предлагает благодать славного будущего, в котором нет сомнений. Да, так и есть: Он предлагает нам одну благодать за другой!
5. В тени Креста мы учимся тому, как нам следует жить. Крест учит нас, что мы должны жить в смиренной мудрости. Какая глупость и какая гордыня — быть неподготовленным к битве с грехом! Если мы к ней не готовы, значит, мы отвергаем все представления, кто мы и в чем нуждаемся, которым нас учит Крест. Крест учит нас, что нужно молить Бога дать нам глаза, чтобы видеть, и сердца, внимательные к искушениям врага и обманам греха. Крест учит нас смиренной готовности, он учит начинать каждый день с мольбы о Божественной помощи и силе.
6. В тени Креста мы получаем надежду и мужество. Крест учит нас не бояться признавать грех и исповедоваться в нем не потому, что мы сильны или достойны, а потому, что Иисус — Победитель. Нет для нас ничего, внутреннего или внешнего, что существовало бы за пределами совершенного торжества Креста. Я могу смотреть на свой грех без уныния или страха, потому что Иисус вышел на битву вместо меня, победил и продолжает побеждать. Найти время, чтобы посидеть в тени Креста, подумать, исповедовать свой грех и снова обрести покой, — это и в самом деле полезно.
Вопросы для размышления
1. Как вы думаете, что означает жить под тенью Креста? Каким образом можно это делать?
2. Согласны ли вы, что главная причина ваших бед — это ваш грех? Какие ваши мысли или действия указывают на то, что вы, возможно, не вполне в это верите?
3. Подумайте, в чем вы нуждаетесь сейчас — как в материальном отношении, так и в духовном. Каким образом пребывание в тени Креста может помочь вам составить представление об этих нуждах или лучше их разглядеть?
Прочтите Пс. 129. Отметьте, что псалмопевец говорит о том, кто мы и Кто есть Бог. Руководствуйтесь этим псалмом в своей сегодняшней молитве.
__________________________
Источник: книга «Путь к кресту. Духовные чтения в предпасхальный пост» Пол Трипп