40 дней предпасхальных размышлений: День 11

Крестом Иисуса Христа для вас приобретено не просто прощение, а нечто большее.

Мы должны всегда славить Крест Иисуса Христа, ведь это единственное возможное средство прощения. Мы должны торжествовать о нем и сейчас, и во веки веков. Но нельзя ограничивать свое понимание и восхваление Креста только тем, что это благодатное средство Божьего прощения, поскольку Крест предлагает нам гораздо большее. Мне кажется, мы недостаточно изучаем то, что нам, Божьим детям, дает Крест, недостаточно размышляем об этом, недостаточно радуемся этому.

Представьте, что я сделал вам очень больно. Предположим, я как-то ужасно предал вашу любовь и ваше доверие. Предположим, я по своему себялюбию пренебрег тем, как должны выстраиваться добрые отношения. Представьте, что вы обличаете меня, а я, пытаясь поначалу оправдываться, вскоре признаю, что своим поступком нанес вам ужасное личное оскорбление. Представьте вместе со мной, что после такого признания мое сердце наполняется печалью, и я прихожу к вам со слезами и прошу прощения. Представьте, что вы добры и милостивы, и готовы меня простить. Кроме того, вы готовы примириться со мной и восстановить нашу дружеские отношения. Представьте, что ваше прощение и наше примирение избавили меня от угрызений совести и не только восстановили мир между нами, но и вернули покой в мое сердце. Какая благодать — прощение и примирение! Но все же есть еще что-то, в чем я отчаянно нуждаюсь, но чего вы не способны мне дать. Знаете, что это?

Вы не в силах произвести во мне такие перемены, чтобы я не только не повторил того же прегрешения, но и мог любить вас глубже, относиться к вам уважительнее, чтобы я заново ощутил решимость давать и служить. Вы способны простить меня, но не способны изменить. То, что вы сделали для меня, замечательно и хорошо, но вы человек, возможности ваши ограничены, и этого недостаточно. Крест Иисуса Христа не только дает нам прощение и примирение, но и нечто третье — производит в нас перемены. Об этой стороне преображающей благодати Креста Христова слишком часто забывают.

Посмотрим, что говорит о ней автор Послания к евреям:

«Но когда Христос пришёл как первосвященник явившихся благ, Он вошел в более великую и совершенную скинию, построенную не руками людей, то есть не принадлежащую к этому миру. Он вошел туда не с кровью козлов и телят; нет, Он вошел в Святое Святых раз и навсегда со Своей собственной кровью, приобретя для людей вечное искупление. Ведь если кропление кровью козлов и быков, а также пепел сожженной молодой коровы освящает оскверненных, делая их ритуально чистыми, то тем более кровь Христа, Который в силе вечного Духа принес Самого Себя как беспорочную жертву Богу, очистит нашу совесть, запятнанную делами, ведущими к смерти. Она дает нам возможность служить живому Богу» (Евр. 9:11-14, HPП)

Сколько силы в этом исповедании благодати, которая принадлежит нам благодаря Кресту Иисуса Христа! Понадобилось бы много духовных чтений, чтобы исследовать все славные совершенства благодати, подразумеваемые в этих словах. Но я хочу обратить ваше внимание на последнюю мысль: «то тем более кровь Христа… очистит нашу совесть, запятнанную делами, которые ведут к смерти! Она даст нам возможность служить живому Богу!» (Евр. 9:14, НРП). О чем говорит автор Послания к евреям, и почему это так важно? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понимать важнейшее место совести в замысле Божьем о нас и о том, как мы должны жить.

Совесть для нашей души — это система аварийной сигнализации. И систему эту Бог предусмотрел, чтобы предостерегать нас и направлять на путь истинный. Прекрасно, когда у вас чуткая и живая совесть. Прекрасно, когда совесть предостерегает о нравственной опасности или терзает вас, когда вы совершаете что-то неподобающее. Совесть — незаменимый инструмент, который Бог встроил в нас для того, чтобы мы жили в согласии с Его замыслом. Но грех испортил работу этого важнейшего инструмента в нашем сердце.

Чтобы понять, в чем суть повреждения, нужно учесть, что сигналы тревоги от вашей совести поступают только в соответствии с той нормой, которой подчинилось ваше сердце. Это означает, что правильная и благочестивая система моральных ценностей позволит вашей совести функционировать должным образом. Если же система нравственных ценностей неправильная и построена на эгоцентризме, то это означает, что ваша совесть вам навредит. Грех приводит к тому, что мы заменяем поклонение и служение Творцу поклонением и служением творению. И поскольку мы в центре этого идолопоклонства, без Божественного вмешательства наша совесть не сможет действовать так, как задумал Бог.

Но вмешивается грех и искажает задуманное Богом предназначение совести другим образом. Совесть способна справляться со своей задачей только тогда, когда ясно видит, предчувствует нравственную угрозу или когда она занята только что совершенным прегрешением. Для правильного функционирования этого важнейшего инструмента вашей души необходимо нравственное зрение. Но в том, что совесть нуждается в хорошем нравственном зрении, и заключается сложность: ведь грех ослепляет. Грех не дает совести разглядеть то, что нужно, и подать сигнал нравственной тревоги. Но грех не только ослепляет совесть, не давая ей действовать согласно Божьему замыслу — грех, кроме того, не дает совести видеть свою слепоту. Мы думаем, что видим ясно, что система аварийной сигнализации работает исправно, но, в своей греховности, полагаемся на совесть, которая слепа и действует в соответствии с идолопоклоннической системой ценностей. И такую совесть мы считаем своим нравственным ориентиром.

Послание к евреям говорит нам, что кровь Христова совершает нечто удивительное: очищает нашу совесть. Кровь Христова очищает ее от порабощения себялюбию и окружающему творению. Кровь Христова очищает ее от слепоты, возвращая ей способность видеть. Кровь Христова очищает совесть от искаженной системы нравственных ценностей, освобождая место для жизни, посвященной желанию жить в соответствии с Божьим законом и ради Его славы, и направляемой этим желанием. Крест не просто приобретает для нас Божье прощение, но и изменяет нас. Суть этой перемены — совесть, которая очищается преображающей благодатью крови Иисуса.

Каждый раз, когда вы предвидите грех и избегаете его, каждый раз, когда вы со скорбью оглядываетесь на совершенное прегрешение, вы ощущаете благодать очищения своей совести. Это жизненно важная и драгоценная составляющая того, что совершил на Кресте Христос ради вас и ради меня. А мы часто забываем об этом, когда размышляем о смерти Иисуса и прославляем ее. В предпасхальные дни не ограничивайтесь размышлениями о необходимости вашего прощения, уделите время и тому, чтобы подумать о дивной благодати очищения вашей совести. Теперь ваша совесть способна, как никогда ранее, совершать в вас и для вас то, что задумал Бог.

Вопросы для размышления

1. Что было нового для вас в мысли, что Крест предлагает нам не просто прощение, а нечто большее?

2. Когда в последний раз совесть вмешалась и помешала вам сделать то, чего не следовало делать и о греховности чего вы знали? Что вы можете сказать о своей совести — чуткая она или поврежденная?

3. Что вы можете сделать, чтобы помочь себе больше прислушиваться к собственной совести?

Прочтите Рим. 2:1-16 и попросите Господа обличить вас во всяком грехе, на который вы до сих пор закрывали глаза.

_______________________

Источник: книга «Путь к кресту. Духовные чтения в предпасхальный пост» Пол Трипп

Пол Трипп
Является пастором, автором множества книг и спикером международных конференций.